Лента новостей
В аэропорту Кишинева объявили эвакуацию после прибытия Гуцул из России 22:22, Новость Зеленский уволил назначенного в марте командующего Силами поддержки ВСУ 22:06, Статья Эрдоган отложил планировавшийся на 9 мая визит в США 21:58, Новость Минфин сообщил о планах ужесточить контроль за «тропами» вывоза золота 21:45, Статья Судно получило повреждения у берегов Йемена из-за ракетной атаки 21:42, Статья В Киеве эвакуировали две больницы из-за видео с «анонсом удара» 21:41, Статья Участников массовой драки в Туапсе выдворят из России 21:39, Новость В суд поступила жалоба на арест замминистра обороны Иванова 21:38, Статья Московское «Динамо» подписало контракт с рекордсменом МХЛ 21:36, Статья Экс-футболист подал в суд на Pfizer, связав вакцинацию со своими травмами 21:30, Статья Сальдо сообщил о гибели жителя Каховки при обстреле 21:27, Новость В Греции олимпийский огонь передали организаторам Игр-2024 в Париже 21:23, Статья Главный приз Московского международного кинофестиваля получил «Стыд» 21:11, Статья В Ростовской области задержали нападавшего на людей самбиста 21:04, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 21:01, Онлайн Сотрудника ДПС уволили после взятки от фигуранта дела об убийстве байкера 20:52, Новость Столтенберг призвал быстро превратить обещания помощи Киеву в поставки 20:45, Статья В США заявили о вере в способность Украины победить Россию 20:35, Статья
Газета
Какие города будут успешны в России 2010-х
Газета № 010 (2027) (2301) Общество,
0

Какие города будут успешны в России 2010-х

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

За последние 20 лет российские города развивались по‑разному в зависимости от своего размера, местоположения и унаследованной от советского прошлого структуры экономики. Основными факторами успеха городов за это время стали следующие обстоятельства.

Население, образование, финансирование

Эффект масштаба. При прочих равных города с населением более 1 млн человек оказались более привлекательны для жизни и ведения бизнеса. Для жизни – потому что обеспечивали доступ к широкому набору услуг и давали больше возможностей для карьеры. Для бизнеса – потому что давали рынок сбыта, рабочую силу, широкий выбор поставщиков и инфраструктуру более высокого качества. На другом полюсе оказались малые и средние города. Они существенно теряли население, сохраняя занятость в основном в бюджетном секторе и малом бизнесе.

Образованное население. В лучшую сторону выделяются те города, где развиты образование и наука. Наукограды вроде Сарова в Нижегородской области и Дубны в Московской получают больший приток инвестиций в сравнении с городами аналогичного размера. Есть и региональные центры, где также действует этот фактор, – Томск, Новосибирск, Екатеринбург.

Наличие крупных конкурентоспособных предприятий. Это «ресурсные» города (например, Сургут и Альметьевск – центры нефтедобычи в ХМАО и Татарстане, Верхняя Салда – центр титанового производства в Свердловской области), а также некоторые индустриальные региональные центры (например, Липецк). Оборотная сторона этого фактора – высокая зависимость города от одного предприятия и формирование моногородов.

Положение в «богатом» регионе. Города в регионах с высокими бюджетными доходами и диверсифицированной экономикой получают больше финансирования. В наиболее выгодном положении столицы, но положительный эффект испытывают и другие города.

Географическое положение. Удаление от транспортных коммуникаций и административных центров приводит к экономической изоляции города – на него меньше обращают внимание не только частные инвесторы, но и федеральный центр. Пример – региональные центры северной части Дальнего Востока (Петропавловск-Камчатский, Магадан) и европейской части России (Архангельск, Сыктывкар).

По мере приближения к центру крупной агломерации в городах растут зарплаты, цена недвижимости и инвестиционная привлекательность. По расчетам Центра экономики инфраструктуры, стоимость недвижимости в Московской области падает на 0,47% на каждую дополнительную минуту пути от Москвы. По-прежнему важно положение города на пересечении нескольких железнодорожных и автомобильных магистралей.

Инфраструктурный разрыв

Все эти факторы будут действовать и в предстоящие годы. Наибольшие шансы на ускоренное развитие имеют крупные городские агломерации, где интегрируются рынки труда и капитала регионального центра, малых и средних городов, сельской местности. 10–15 крупнейших агломераций – среди них Ростов, Новосибирск, Уфа, Омск, Самара-Тольятти, Нижний Новгород, Краснодар, Пермь, Красноярск, Владивосток, Воронеж – могут стать основными «двигателями» несырьевого сектора экономики России. Но для этого нужно ликвидировать дисбалансы в их развитии.

Решение инфраструктурных и социальных проблем российских городов нередко отстает от темпов роста зарплат и налогооблагаемой базы. Яркий пример – обеспеченность жильем. Крупные российские города находятся на уровне восточноевропейских столиц по заработной плате, но отстают по обеспеченности жильем более чем в два раза и еще больше – по плотности автомобильных дорог. Сильно изношена инфраструктура водо- и теплоснабжения.

Все это приводит к снижению качества жизни в крупных городах и к снижению их привлекательности для ведения бизнеса. Москва по уровню ВРП на душу населения находится в одном ряду с Берлином, Гонконгом и Сеулом, а по рейтингам качества жизни отстает от Стамбула, Пекина и Нью-Дели. Это характерно и для других крупных городов России, таких как Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и др.

Уже сейчас городская инфраструктура становится основным барьером экономического развития городов, а значит, и развития несырьевой экономики страны. Наиболее успешными будут те города, которые сумеют ликвидировать инфраструктурный разрыв, принять меры по улучшению здравоохранения, развитию общественного транспорта, модернизации ЖКХ.

В цикле «Сценарии-2020» эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы