Лента новостей
В МИД рассказали о причине обновления ядерной доктрины 09:57, Новость В Китае показали шоу дронов в честь дня рождения Путина 09:53, Новость В Феодосии эвакуировали больше тысячи человек из-за пожара на нефтебазе 09:53, Статья Пять российских альпинистов погибли на горе Дхаулагири в Непале 09:47, Статья Серебро взлетело в цене сильнее золота. Продолжится ли это ралли 09:31, Статья В Иркутской области медведь на дороге спровоцировал массовую аварию 09:25, Новость FT рассказала об «очередном ударе» по владельцу Google в США 09:24, Статья У семьи бывшего мэра Сочи Копайгородского арестовали бюст Николая II 09:22, Новость Воспитанник ЦСКА вошел в капитанский совет «Спартака» 09:00, Статья Игрок «Спартака» Чернов: «Не один Станкович должен «разносить раздевалку» 09:00, Интервью Аналитики оценили снижение разрыва в ценах новостроек и готового жилья 09:00, Статья Власти спрогнозировали снижение импорта легковых машин с 2025 года 09:00, Статья В Минобороны рассказали о подразделении ВСУ, перепутавшем опорный пункт 08:53, Новость При дворе Карла III начали готовиться к его смерти и смене власти 08:52, Новость Куда и как инвестируют богатейшие семьи мира в 2024 году 08:45, Статья Генерал США назвал ядерный «Рубикон», который Иран не хочет переходить 08:37, Статья Власти Кубы запросили статус страны-партнера в БРИКС 08:22, Новость Почему мишленовские рестораны закрываются быстрее других — The Economist 08:15, Статья
Газета
Никакой фальши
Газета № 234 (1767) (1712) Общество,
0

Никакой фальши

Ритейлеры не смогут получать бонусы от поставщиков, оправдывая их фиктивными маркетинговыми услугами
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Поставщикам удалось договориться с сетями о том, что последние не будут использовать фальшмаркетинг для получения дополнительных бонусов. Теперь ритейл будет согласовывать с поставщиками форму и содержание всех акций по продвижению и документально отчитываться перед поставщиком о предоставленных услугах по первому требованию. Президент ГК «Дикси» и действующий член комиссии по применению Кодекса добросовестных практик Илья Якубсон считает, что решение комиссии поможет разграничить реальные услуги и фальшмаркетинг, а если поставщики решатся выносить случаи фиктивных акций на рассмотрение комиссии, рынок сможет полностью изжить подобные практики.

Как стало известно РБК daily, на последнем заседании члены комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, прошедшего в последних числах ноября, затронули одну из острых проблем в отношениях ритейлеров и поставщиков: бонусы, которые получают торговые сети, скрывая их за фиктивными маркетинговыми акциями. Решение комиссии содержится в протоколе заседания. (Копия протокола есть в распоряжении РБК daily.)

Поставщики не раз жаловались на фальшмаркетинг, которым балуются большинство ритейлеров. По закону «О торговле» сети должны были отказаться от бонусов, но, несмотря на это, так и не смогли избавиться от желания получать бэк-маржу. На проблему обращала внимание и ФАС в своем апрельском отчете о работе закона — результаты расследования антимонопольщиков показали, что торговцы нашли множество изощренных способов обходить запрет на все виды бонусов. Напомним, что после вступления в силу закона «О торговле» единственное оставшееся вознаграждение — 10-процентный ретробонус.

В частных беседах участники рынка говорят, что платежи за несуществующее промоутирование товаров в сетях, лучшую выкладку и прочее составляют по разным категориям от 5 до 35%.

В протоколе ритейлеры, по сути, признаются, что подобные практики по-прежнему используются: «Некоторые торговые сети включают в договоры услуг по продвижению потребительских товаров услуги, которые не оказываются в полном объеме или содержание которых не вполне соответствует используемым в договорах и отчетах формулировкам». Все это не соответствует Кодексу добросовестных практик, который не допускает, в частности, мнимые и притворные сделки.

Представители поставщиков не скрывают скепсиса, рассуждая на тему добровольных самоогра­ничений со стороны ритейла. Один из них в беседе с РБК daily заявил, что наличие кодекса не означает, что изменились отношения поставщиков и сетей. «Как было деление между желательными и нежелательными по­ставщиками, так и осталось. По­ставщики, которые нужны сетям, будут находиться в стабильных и благоприятных условиях, а поставщики, которые нежелательны для ритейлеров, будут находиться в жалких условиях», — говорит собеседник газеты, хотя и отмечает, что в данный момент на рынке уже нет того диктата сетей, который можно было наблюдать еще несколько лет назад.

Члены комиссии отмечают, что некоторые торговые сети, развивающие формат «гипермаркет» и «супермаркет», по информации поставщиков используют подобные практики взимания платежей за представление продукции поставщика при открытии каждого нового торгового объекта. По словам одного из участников рынка, пожелавшего остаться неназванным, подобный сбор с каждого поставщика позволяет невероятно быстро окупить ритейлеру новую точку, особенно если ее помещение в аренде.

В соответствии с решением комиссии добросовестной практикой для ритейлеров и поставщиков, подписавших кодекс, теперь считается практика, когда стороны в обязательном порядке согласовали параметры проведения маркетинговых мероприятий, процедуры проведения и формы отчетности. Кроме того, сети, договорившись с поставщиками о той или иной акции, по просьбе поставщика будут обязаны предоставить отчет, содержащий подтверждение факта оказания услуг в полном объеме, и акты, в которых буду прописаны конкретные действия продавца по продвижению товаров.

«Сети располагают множеством действенных маркетинговых инструментов для продвижения товаров конкретного поставщика. Например, в «Дикси» производители могут использовать набор промовозможностей в торговом зале, на интернет-сайте, в специальном буклете и т.п., — объясняет глава ГК «Дикси» Илья Якубсон. — Суть решения комиссии в том, чтобы четко развести реальные услуги и фальшмаркетинг, случаи которого до последнего времени все еще встречались на рынке».

Г-н Якубсон отмечает, что комиссия готова рассматривать все кейсы, связанные с неисполнением ее решения, но здесь важна принципиальность позиций обеих сторон. «Только если поставщики каждый случай фиктивного маркетинга будут выносить на рассмотрение комиссии, негативная практика будет полностью изжита», — объясняет глава ГК «Дикси».