Лента новостей
Минобороны сообщило о 14 сбитых дронах в пяти регионах России 07:27, Статья Силы РЭБ уничтожили два дрона на севере Ростовской области 07:14, Новость Четыре ключевых тренда года на маркетплейсах 07:10 Эксперты оценили риски лихорадки Оропуш для россиян 07:07, Статья Власти Белоруссии изменили механизм выплат по спорным евробондам 07:00, Статья Украинский дрон упал рядом с жилым домом в Липецкой области 06:53, Новость Трамп анонсировал большой митинг в городе, где произошло покушение 06:33, Новость Новостройка с собственным пляжем: жилой район City Bay 05:54 Напарник Трампа вызвал недовольство однопартийцев словами о «кошатницах» 05:52, Статья В Липецкой области ввели режим воздушной опасности 05:49, Новость Подорвавшего железную дорогу под Рязанью обвинили в девяти преступлениях 05:33, Новость Песков заявил, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает» 05:08, Статья В Госдуме анонсировали повышение размера детских пособий в 2025 году 04:58, Новость Более 20 человек отравились хлором в бассейне в Варшаве 04:37, Новость Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейком 04:29, Статья Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусов 03:58, Новость Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против России 03:36, Статья Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской области 03:34, Новость
Газета
Потеряли форму
Газета № 34 (1567) (2502) Общество,
0

Потеряли форму

Депутаты не поддержали идею Минфина о создании Росфинагентства в форме ОАО
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

По мнению депутатов Госдумы, управлять средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) должна госструктура, а не «какое-нибудь» ОАО. Правда, какой именно орган исполнительной власти имеют в виду депутаты, пока непонятно. На чаше весов помимо ведомства Антона Силуанова находятся Минэкономразвития (МЭР) и Банк России, считают эксперты.

Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству обнародовал свои поправки ко второму чтению законопроекта о создании Росфинагентства. Одна из главных новелл парламентариев гласит, что управление средствами Резервного фонда и ФНБ должно осуществляться «уполномоченным органом исполнительной власти», а не ОАО, как первоначально предлагал Минфин. Именно таким образом, по мнению депутатов, получится обеспечить сохранность накопленных государством средств.

По состоянию на 1 февраля 2013 года объем Резервного фонда и ФНБ составляет около 5,3 трлн руб. (8% ВВП). Таким образом, фонды оперируют «огромными суммами», принадлежащими по сути государству, то есть налогоплательщикам, говорит один из авторов поправок, депутат Игорь Игошин. «Раз деньги государственные, значит, и управлять ими должно государство», — считает он.

Если Росфинагентство заработает в форме ОАО, то не получится справиться и еще с одной основной его миссией — эффективным управлением госдолгом, уверены депутаты. «Объем одного только внутреннего долга к началу года составил без малого 5 трлн руб. Абсолютно непонятно, как можно обеспечить эффективный контроль бюджетных средств, если ими управляет организация, неподконтрольная Госдуме и Счетной палате», — добавляет председатель комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский.

Предлагают депутаты и еще ряд значимых новшеств. Так, по их мнению, средства фондов могут быть использованы для развития реального сектора — например, в качестве госгарантий по кредитам. «Цель — через различные механизмы, институты развития, госгарантии сделать так, чтобы коммерческие банки могли выдавать предприятиям реального сектора займы по низким ставкам», — поясняет Игорь Руденский. Это могло бы привести, например, к снижению ставок жилищных кредитов, можно было бы направлять средства и на развитие инфраструктурных проектов. Контроль за сохранностью средств могла бы обеспечить Счетная палата, считают в Госдуме.

Впрочем, эксперты в депутатских идеях видят несколько подвохов. Так, с одной стороны, передача полномочий по управлению средствами фондов госоргану действительно снижает риски того, что деньги будут использоваться не по назначению. «Однако не факт, что госгарантии будут предоставляться действительно нужным проектам, а не будут связаны с лоббированием интересов», — говорит главный экономист ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов.

«Необходимо ответить на вопрос: что мы вообще собираемся дальше делать со средствами Резервного фонда и ФНБ. Если мы их хотим тратить, то вопрос, где — в России или за границей. Если оставляем старую конструкцию, грубо говоря, накапливаем, то с этим прекрасно справляется и Банк России», — добавляет заведующий ЦСИ Института Гайдара Алексей Ведев.

На данный момент (в соответствии с Бюджетным кодексом) средства фондов находятся в управлении Минфина, размещаются фонды на валютных счетах ЦБ. Нынешняя версия законопроекта предлагает дать Минфину право передать средства в управление спецорганизации — Росфинагентству, созданному в форме ОАО. Как ранее отмечал замминистра финансов Сергей Сторчак, сотрудникам новой организации «не надо быть чиновниками», а их функционал должен быть ближе к функционалу инвестбанкиров, правда, работающих с ограничениями.

Какому именно органу исполнительной власти предлагается передать полномочия по управлению средствами фондов, пока непонятно. По словам Игоря Игошина, это определит «само правительство». «Если говорить о том, что эти деньги будут использоваться в качестве госгарантий, то здесь роль МЭР возрастает. Возможна некая кооперация между Минфином и МЭР», — предполагает г-н Девятов.