Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Хвостатый двигатель торговли
Лента новостей 18:57 МСК
Компанию Дерипаски обязали выплатить украинскому «Антонову» $3 млн Бизнес, 18:20 Истребитель морской пехоты США разбился в Калифорнии Общество, 18:06 В Турции после попытки переворота аннулировали паспорта 49 тыс. человек Политика, 18:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 66,60 Продажа 66,80 EUR НАЛ. 74,40 74,40 Россия запретила поставку кормов для животных с Украины Политика, 17:56 Credit Suisse создаст новый банковский бизнес для миллиардеров Финансы, 17:50 Рособрнадзор запретил прием абитуриентов в 12 вузов Общество, 17:49 ЦБ выявил факт манипулирования акциями НМТП и «Россетей» Финансы, 17:45 Более 40% россиян назвали плохой экономическую ситуацию в России Общество, 17:35 Groupon отдал российский бизнес бесплатно Технологии и медиа, 17:31 При задержании россиянина в Таиланде присутствовали сотрудники ФБР Политика, 16:59 ЦБ создаст Национальную перестраховочную компанию Финансы, 16:53 СМИ узнали об освобождении основателя «Миэля» из-под ареста в Латвии Политика, 16:50 Бизнес-омбудсмен вступился за сносимый в Москве самострой Свое дело, 16:43 Прибыль Exxon Mobil рухнула на 59% Бизнес, 16:36 Transparency нашел у бывшего главы таможни незадекларированный дом Политика, 16:33 В Ереване произошла перестрелка между полицией и захватчиками здания Политика, 16:30 Биржевой курс доллара за полчаса рухнул на 70 копеек Финансы, 16:20 Думский комитет рекомендовал Бабича на пост посла России на Украине Политика, 16:15 Турция закроет использовавшуюся при попытке военного переворота авиабазу Политика, 15:52 СМИ сообщили о новых обысках в Федеральной таможенной службе Политика, 15:50 Родительские комитеты собрали 100 тыс. подписей против отставки Астахова Политика, 15:43 Москва запросила у Киева согласие на назначение нового посла России Политика, 15:37 Кремль не исключил посещение Путиным товарищеского матча России с Турцией Политика, 15:33 Нефть вернулась в «медвежий» цикл Экономика, 15:23 Медведев пообещал продолжить повышение минимального размера оплаты труда Общество, 15:23 Новак призвал не рассчитывать на нефть выше $50 Экономика, 15:13
Газета № 018 (2274) (0302) 3 фев, 00:25
Екатерина Бурлакова
Хвостатый двигатель торговли
В России резко выросли продажи кормов для домашних животных
Фото: Reuters

Продажи кормов для домашних животных в России в 2015 году выросли больше, чем продуктов питания, следует из данных исследовательской компании GfK: даже в кризис россияне не готовы экономить на своих питомцах.

Животные меняют рацион

В России в кризис просело потребление многих продуктовых групп, при этом резко выросли продажи кормов для домашних животных, следует из данных исследования международной компании GfK, предоставленных РБК. В натуральном выражении продажи кормов для домашних животных выросли год к году на 12,4%, в денежном — на 25,4%. Для сравнения: самой быстрорастущей категорией продуктов питания стала бакалея, которая выросла в объемах на 5,1%. Исследование охватывает период с сентября 2014 по август 2015 года. Оно основано на данных потребления 10 тыс. домохозяйств в сельской и городской местности России, в каждом из которых установлен прибор, читающий штрих-коды. Приходя домой с покупками, участники исследования сканируют штрих-коды всех купленных товаров. Среди потребителей, охваченных панелью GfK, владельцами кошек являются 44% семей, собак — 23% семей.

Международная исследовательская компания Euromonitor International тоже отмечает рост продаж кормов для домашних животных в России в 2015 году: в денежном выражении они увеличились на 10,8%, до 117,9 млрд руб. (см. график). В 2016 году, по прогнозу Euromonitor, рост составит еще 9,4%.

По данным исследовательской компании «Nielsen Россия», за период с января по ноябрь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года разные категории рынка кормов для животных в натуральном выражении выросли на 2–6%.

Представитель «Дикси Групп», одного из крупнейших продовольственных ретейлеров России, подтверждает рост продаж кормов для животных: в натуральном выражении этот сегмент в 2015 году вырос в «Дикси» на 15,5%. «Прирост категории в «Дикси» обусловлен увеличением промоактивности и вводу новинок: сеть предлагает новые марки и вкусы в среднем раз в квартал», — говорит представитель сети Екатерина Куманина. Представитель торговой сети «Лента» также подтверждает рост продаж в категории: в денежном выражении продажи в 2015-м выросли на 40%. Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ксения Бурданова говорит, что рост продаж кормов в объемах отмечают большинство участников ассоциации (она объединяет 39 крупнейших ретейлеров). «Хозяева до последнего отказываются экономить на любимых питомцах», — считает она.

Россияне не готовы экономить на детях и домашних животных, говорил в декабре 2015 года гендиректор «Nestle Россия» Маурицио Патарнелло в интервью газете «Ведомости». ​«В России во время кризиса люди не экономят на кормах для домашних питомцев так, как в других странах; они сохраняют уровень потребления, а так как он по-прежнему низок, то есть и пространство для роста», — отмечал он.

«Животное в России — это член семьи, на котором не хотят и не готовы экономить», — согласен Анатолий Верещагин, директор по корпоративным вопросам «Mars Petcare Россия» (один из крупнейших производителей кормов для животных). Также растет уровень знаний владельцев домашних животных в России, которые понимают важность полнорационного питания для здоровья собаки и кошки, объясняет причины роста продаж в категории Верещагин, не уточняя, каков был рост для Mars.

Кому это выгодно

Точного учета числа домашних питомцев в России никто не ведет, приблизительное количество собак — 15–20 млн, кошек — 30 млн, говорит исполнительный директор Ассоциации производителей кормов для домашних животных (АПК) Федор Борисов. По оценке «Mars Petcare Россия», в России сейчас 64% домашних кошек и 26% собак питаются готовым кормом, рост за год составил 2 и 3 п.п. соответственно.

Категория кормов для животных растет в первую очередь за счет роста числа животных, которых хозяева переводят на промышленные корма, говорит консультант отдела исследований домашних хозяйств «GfK-Русь» Алексей Фольмер. «Вероятно, часть покупателей считает, что кормить промышленными кормами дешевле и удобнее, чем домашней едой», — поясняет он. По данным компании, доля владельцев кошек, купивших промышленный корм хотя бы раз за год, за период с декабря 2014 по ноябрь 2015-го составила 77%, что на 2 п.п. больше показателя за предыдущий аналогичный период. Доля владельцев собак, купивших промышленный корм хотя бы раз за год, достигла за период с октября 2014 по сентябрь 2015-го 40%, что на 4 п.п. выше показателя за предыдущий аналогичный период.

На рынке кормов для животных есть два явных лидера — международные компании Mars  и Nestle. По словам директора группы по работе с компаниями продовольственного рынка международной исследовательской компании «Nielsen Россия» Сергея Гламазды, в категории кормов для кошек они в совокупности занимают 86% рынка в натуральном выражении, кормов для собак — 71% (данные за январь—ноябрь 2015 года). Сразу за лидерами следуют частные торговые марки ретейлеров.

Пресс-служба Nestle отказалась от комментариев, сославшись на период тишины перед публикацией отчетности. Директор по развитию собственных брендов датской компании Aller Petfood Александр Родионов рассказал РБК, что в 2015 году объемы производства и продажи в натуральном выражении кормов его компании в России примерно в четыре раза превысили уровень 2014 года, однако не раскрыл абсолютных показателей.