Лента новостей
В Луганске сообщили о повторной атаке 03:33, Новость В ЕС впервые обсудили санкции против Израиля из-за Рафаха 03:18, Статья Зеленский посетит Бельгию и подпишет соглашение о безопасности 03:03, Новость Орловский губернатор назвал неожиданным арест своего советника 02:43, Новость Депутаты предложили штрафы за пропаганду наркотиков в искусстве 02:14, Статья В Киеве заявили, что решения об отправке французских инструкторов еще нет 02:14, Статья Движение автомобилей по Крымскому мосту перекрыли на пять минут 02:11, Новость Нетаньяху сообщил о «трагической ошибке» при ударе по Рафаху 02:03, Новость Путин поздравил сотрудников и ветеранов погранслужбы с Днем пограничника 01:33, Новость Криминальному авторитету Шишкану запросили пожизненный срок 01:24, Статья Париж ответил на слова Сырского об отправке французов на Украину 01:15, Новость В Адыгее трехлетний ребенок сгорел в машине 00:43, Новость Главреда украинской «Экономической правды» отправили служить в ВСУ 00:37, Новость В Иракском Курдистане предупредили об атаках исламистов в Европе 00:36, Статья Дрон-камикадзе атаковал поселок Совхозный в Белгородской области 00:22, Новость Какие европейские страны реже выдавали визы россиянам в 2023 году 00:03, Статья ЕС столкнулся с дефицитом трески на фоне санкций и сокращения улова 00:03, Статья Тверские власти запретили фестиваль реконструкторов «Былинный берег» 27 мая, 23:58, Статья
Газета
Пассажиропоток уперся в емкости
Газета № 56 (3902) (1904) Бизнес,
0

Пассажиропоток уперся в емкости

Росавиация зафиксировала замедление роста внутрироссийских авиаперевозок
Авиаперевозки по России в марте выросли лишь на 2,6% в годовом выражении, до более 5,9 млн пассажиров. Общий пассажиропоток увеличился на 6,8%. Замедление эксперты объясняют сокращением провозных емкостей и ростом цен
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

В марте пассажиропоток российских авиакомпаний на внутренних авиарейсах вырос всего на 2,6% к марту прошлого года, следует из оперативных данных Росавиации, с которыми ознакомился РБК.

По стране было перевезено более 5,9 млн пассажиров против 5,79 млн в марте 2023 года. На международных рейсах пассажиропоток вырос при этом почти на 22%, до более 2 млн человек. Общий пассажиропоток (внутренние и международные рейсы вместе) вырос на 6,8%, до 7,9 млн человек, сообщила пресс-служба ведомства.

В марте темпы прироста на рейсах по стране стали самыми низкими с начала этого года — в январе прирост составил 4,7%, в феврале — 6,7%.

В топ-5 крупнейших перевозчиков в прошлом месяце традиционно вошли «Аэрофлот», «Победа», S7 Airlines, «Россия» и «Уральские авиалинии», уточнили в федеральном агентстве.

Группа «Аэрофлот» (одноименная компания и авиакомпании «Россия» и «Победа») в марте перевезла 4 млн пассажиров, нарастив этот показатель на 21,2% к марту 2023 года, сообщала авиакомпания. На внутренних линиях было перевезено 3 млн человек (+14%), на международных трафик вырос на 48,4%, до 1 млн пассажиров. Отдельно авиакомпания «Аэрофлот» увеличила перевозки на 28%.

Бизнес
Росстат сообщил о росте цен на перелеты «экономом» на 22% за год Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Почему замедлилась динамика

Старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин отметил, что текущая динамика соответствует базовому прогнозу агентства на 2024 год. По итогам года АКРА ожидает общий пассажиропоток российских авиакомпаний в диапазоне 100–115 млн человек. «Среди ключевых факторов, объясняющих замедление роста рынка, — приближение к максимуму использования имеющихся в распоряжении российских авиакомпаний провозных емкостей и, конечно же, увеличение цен на авиаперевозки», — отметил аналитик.

Что происходит с ценами 

Цены на авиаперелеты экономклассом значительно выросли в январе—феврале этого года, следует из данных Росстата. Индекс цен в январе вырос на 33,9% в годовом выражении, в феврале — уже на 42% к февралю 2023 года. Средние цены достигли отметки 7244 руб. (в расчете на 1000 км пути). В Минтрансе отмечали, что будут сдерживать рост цен за счет программ субсидирования, на которые в этом году выделено 25 млрд руб. бюджетных средств.

С ним согласен и директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, который отмечает, что потенциал для роста ограничен наличием провозных емкостей. «Сейчас у перевозчиков наблюдается высокая занятость кресел. При том что провозные емкости не увеличиваются (кроме случаев, когда авиакомпании в сезон возвращают «на крыло» часть простаивавших зимой бортов), возможностей для наращивания пассажиропотока не так уж много. Второй фактор — после страхового урегулирования часть флота стало возможно использовать на международных линиях (МВЛ), поэтому на внутренних (ВВЛ) предложение не растет. Третий — по-прежнему главным драйвером перевозок остаются турполеты, а март — период, когда внутренний туризм «спит», но к теплым морям за рубеж люди летают», — прокомментировал эксперт.

Замедление динамики трафика на внутренних рейсах может быть связано с достижением определенной насыщенности туристического сегмента рынка на фоне постепенного расширения международной маршрутной сети, считает директор корпоративных рейтингов рейтинговой службы НРА Алла Юрова. «В 2024 году рост пассажиропотока на внутренних рейсах может замедлиться до 3–4% к уровню 2023 года после роста на 7% по итогам предыдущего года», — прогнозирует она.

Комплексная программа развития авиационной отрасли предполагает, что перевозки будут расти очень умеренно, пока не начнутся массовые поставки новой отечественной авиатехники, продолжает рассуждать Олег Пантелеев. «Прогнозировать перераспределение потока между МВЛ и ВВЛ сейчас сложно — это напрямую зависит от курса рубля. Опять же в прошлом году авиакомпании очень сильно опередили прогнозные показатели, чем «съели» потенциал будущего роста», — добавляет он. Алла Юрова считает, что импульсом для внутреннего авиатрафика может также стать открытие аэропортов на юге России, работа которых сейчас ограничена. Также позитивной динамике внутреннего пассажиропотока будет способствовать развитие российской туристической инфраструктуры.

Что касается роста цен на авиаперелеты, то это скорее вторичный фактор, тарифы авиакомпаний являются инструментом, с помощью которого они поддерживают занятость кресел и максимизируют выручку с каждого рейса, отмечает Пантелеев. То есть перевозчики, скорее всего, будут повышать тарифы до такого уровня, чтобы сохранить занятость на уровне около 80%, — это рациональная тактика. Но дальнейший рост тарифов может спровоцировать снижение пассажиропотока, отмечает эксперт.