Перейти к основному контенту
Итоги 2023-го ,  
0 

Росстат сообщил о росте цен на перелеты «экономом» на 22% за год

Росстат: перелеты по России в «экономе» подорожали на 22% за год
Средняя цена на перелет в салоне экономкласса по России выросла за 2023 год на 22,2%, сообщил Росстат. В 2022 году перелеты подорожали на 15,6%
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Средняя цена на авиаперелет в салоне экономкласса по России выросла за 2023 год на 22,2%, свидетельствуют данные Росстата. В декабре она достигла отметки 7,6 тыс руб. за 1 тыс. км полета.

Это самый резкий рост с 2008 года — тогда средние цены за год поднялись на 30,9%, согласно Росстату. В 2022 году перелеты подорожали на 15,6%, в 2021-м — на 5,97%.

Росстат сообщил о росте цен на перелеты «экономом» на 22% за год

В Минтрансе на момент публикации не ответили на запрос РБК. В ФАС сообщили, что «период с 2020 по 2022 год не является репрезентативным с учетом различного уровня поддержки отрасли в период пандемии». Вместе с тем, по данным службы, рост стоимости билетов в 2023 году по отношению к 2019 году составит не более 10% — сейчас ФАС ожидает от авиакомпаний данные за декабрь для подведения итогов мониторинга за прошедший год.

В крупнейшей частной авиакомпании России S7 Airlines сообщили, что после прекращения действия в 2023 году специальной программы субсидирования перевозчиков, введенной в условиях санкций в позапрошлом году, «изменение стоимости билетов — это процесс, догоняющий накопленную инфляцию». Там также отметили, что прямое сравнение 2023 и 2022 годов некорректно, а чтобы получить объективную картину, необходимо сравнить 2023 и 2019 годы: «По нашим данным, стоимость перевозки в салоне экономического класса на внутреннем рынке России за период 2019–2023 за 1 тыс. км пути изменилась всего на 4%», — сообщили в пресс-службе S7.

Перевозчик подчеркнул, что гражданская авиация — одна из самых пострадавших от санкций отрасль, что приводит к опережающему инфляцию росту себестоимости перевозок.

Как считает Росстат

Росстат приводит показатель «Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 тыс. км пути», чтобы использовать его для расчета общего индекса потребительских цен.

Специалисты Росстата наблюдают за динамикой цен на билеты как через интернет, так и приезжая в билетные кассы в аэропортах. Регистраторы учитывают и разную глубину бронирования: «покупают» билеты на рейсы с вылетом через 15 дней, через десять дней и через три дня. Как поясняли ранее РБК в пресс-службе, учитываются рейсы, пользующиеся наибольшей популярностью, и тарифы, по которым покупается большинство билетов. Как правило, это билеты средней ценовой категории.

При расчетах не учитываются билеты комфорт-класса или бизнес-класса, а также билеты, которые продаются с индивидуальными скидками. По оценкам ведомства, 2/3 рейсов и билетов, которые попадают в мониторинг цен Росстата, — это перелеты в Москву. Также в Росстате неоднократно подчеркивали, что учитывают только билеты на рейсы по России.

Какие направления подорожали сильнее всего

По данным (есть у РБК) сервиса «Яндекс Путешествия», из топ-10 самых популярных направлений по стране самый сильный рост цен зафиксирован на рейсах в Минеральные Воды (+50% к стоимости перелета в 2022 году, до 14 835 руб. за билет на одного человека туда-обратно). На 49% за год выросли цены на рейсы в Махачкалу (средняя цена — 15,56 тыс. руб.).

Полеты в Санкт-Петербург подорожали на 33%, до средней отметки 10,68 тыс. руб., в Уфу — на 30%, до 9,52 тыс. руб., в Москву — на 29%, до 10,05 тыс. руб. На 20–21% подорожали билеты в Калининград и Екатеринбург.

Что касается международных направлений, то динамика по ним разнонаправленная. Так, перелеты в Китай подешевели на 25,5%, до средней цены 57,74 тыс. руб. в 2023 году против 77,49 тыс. руб. в 2022-м, по данным «Яндекса». Стоимость авиабилетов в Турцию снизилась на 11%, до 33,05 тыс. руб. туда-обратно. Подешевели и рейсы в Казахстан (-3,4%). Стоимость билетов в Армению, ОАЭ и Белоруссию сохранилась на уровне 2022 года — в среднем 24,27 тыс. руб., 49,53 тыс. и 11,2 тыс. руб. соответственно. При этом выросли в цене на 6% билеты в Узбекистан и Израиль, на 8% — в Таиланд, на 13% — в Киргизию.

По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, средний уровень повышения цен на внутрироссийских рейсах был даже ниже, чем на международных. Перелет в страны Юго-Восточной Азии и постсоветского пространства подорожал из-за появления прямых рейсов.

«Зачастую на дальних рейсах перевозка транзитом (с пересадкой) дешевле, чем прямая. А в 2023 году появилось больше прямых рейсов российских авиакомпаний за рубеж: если в 2022 году они выполнялись в 32 страны мира, то в 2023-м — в 41. Открылись такие направления, как Маврикий, Гонгконг, Мьянма, Вьетнам, Санья (Китай, остров Хайнань)», — напомнил Горин. Снизить стоимость полетов в Турцию удалось на фоне увеличения частоты полетов: в пик сезона в этом году из России еженедельно выполнялось до 1250 рейсов из 22 городов России в пять городов Турции, а годом ранее количество рейсов в неделю составляло 750.

Почему выросли цены

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил, что вместе с ростом цен растут объемы перевозок, не снижается занятость кресел.

«Существует высокий платежеспособный спрос на авиаперевозки, обусловленный тем, что доходы летающей части населения в 2023 году росли не медленнее, чем цены на авиабилеты. Кроме того, сработал фактор отложенного спроса, который сформировался еще в 2022 году и реализовался в прошлом году», — отметил эксперт. Он констатирует, что сейчас авиакомпании не стремятся перевезти пассажира любой ценой, пусть даже и в убыток себе.

Относительно высокий темп роста цен в 2023 году обусловлен тем, что авиакомпании с начала десятилетия не перекладывали свои растущие издержки на пассажира: в 2020–2021 годах этому мешала пандемия, в 2022 году выросшие расходы были компенсированы масштабной господдержкой (дополнительные 125 млрд руб.), в обмен на которую правительство требовало сохранения низких цен. А с весны 2023 года ценообразование стало полностью рыночным. «Если в 2022 году авиакомпании стимулировали пассажира рублем, то в прошлом году стало очевидно, что пассажир вполне готов летать по более высоким ценам», — отмечает Пантелеев.

Рост издержек авиакомпаний по-прежнему связан с такими факторами, как стоимость авиатоплива, затраты на техобслуживание и ремонт самолетов, так как большая часть этих расходов номинирована в подорожавших долларах, а иностранные поставщики запчастей и услуг повысили свои расценки с учетом санкционных рисков. Играет роль и увеличение ставок сборов за обслуживание авиакомпаний в российских аэропортах. «Причем ставки за полеты российских перевозчиков растут быстрее, чем ставки обслуживания иностранных авиакомпаний», — констатировал он. Наконец, фонд оплаты труда тоже увеличивается: чтобы удержать коллективы, нужно предлагать сотрудникам конкурентоспособные зарплаты.

Например, расходы группы «Аэрофлот» на техобслуживание за девять месяцев прошлого года (показатели по году не публиковались) выросли на 57,4% к 2022-му, до 15,6 млрд руб.; расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров выросли на 34,3%, до 82,7 млрд руб. Доля этих расходов в OPEX составляет около 26%. На закупку топлива теперь приходится 36,7% расходов группы против 26% еще в 2021 году, следует из презентаций перевозчика.

«Долгие годы рынок жил на границе операционной прибыльности, а в последние пять лет — и вовсе в режиме жесткого кризиса, одна фаза которого сменилась другой (после пандемии COVID-19 пришли санкции. — РБК). В результате у перевозчиков не осталось внутренних ресурсов для того, чтобы абсорбировать рост расходов, что после снижения уровня господдержки начало транслироваться в динамику цен», — отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. При этом спрос на авиаперевозки традиционно чувствителен к динамике цен, поэтому удорожание билетов может в будущем негативно сказаться на пассажиропотоке, заключил он.

По итогам 2023 года российские авиакомпании, согласно оперативным данным Минтранса, перевезли 105 млн пассажиров, что на 10% больше результата 2022 года.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиабилеты"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Студента МГУ из Одессы арестовали в Москве за поддержку Украины Политика, 13:08
Федерации выставили счет на €100 тыс. за проверку российских борцов Спорт, 12:44
В ДНР заявили об обнаружении захоронения мирных жителей в Авдеевке Политика, 12:34
Что такое деньги и какие у них функции в экономике Инвестиции, 12:30
AP сообщило об аресте в России журналиста Карелина Политика, 12:28
Умер акционер «Уральского банка реконструкции и развития» Скубаков Финансы, 12:18
В Стокгольме прошла акция с сожжением Корана Политика, 12:13
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Кучеров установил бомбардирский рекорд XXI века в НХЛ Спорт, 12:09
Месси установил два бомбардирских рекорда в MLS Спорт, 11:36
В украинском Николаеве получил повреждения объект ⁠⁠теплогенерации Политика, 11:35
Курс доллара в мае 2024 года: какой фактор будет решающим для рубля Инвестиции, 11:24
Концерт «Коррозии металла» сорвался из-за визита силовиков. Видео Общество, 11:22
Песков заявил о тестировании России «на слабо» Политика, 11:17
В Казахстане опровергли сообщения о передаче списанных истребителей Киеву Политика, 11:11