Лента новостей
Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея 22 мая, 15:15, РБК и ПИК Электрокроссовер из Поднебесной: чего ждать от новинки 22 мая, 13:39, РБК Стиль и Voyah Пространство выбора: как найти квартиру для себя или инвестиций 22 мая, 11:30, РБК и ПИК Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы 22 мая, 10:58, РБК и банк Ренессанс Где найти жилье рядом с магазинами, кафе и другими сервисами 22 мая, 10:12, РБК и ПИК Консервативный портфель: преимущества и недостатки вкладов и инвестиций 22 мая, 09:26, РБК и банк Ренессанс В Норильске ветер снес в кювет микроавтобус с 10 пассажирами 22 мая, 08:48, Общество Эксперты предупредили о росте цен на страховки для выезжающих за рубеж 22 мая, 08:29, Общество Премиум-подписка в обмен на токсичность: каково работать в Tinder 22 мая, 08:23, PRO WSJ узнала о попытках Эпштейна угрожать Гейтсу из-за романа с россиянкой 22 мая, 08:14, Бизнес На Запорожской АЭС отключили внешнее электроснабжение 22 мая, 08:06, Политика «Человек в футляре» и «синдром ждуна»: 14 когнитивных искажений инвестора 22 мая, 08:00, PRO 10 вариантов квартир с французскими балконами 22 мая, 07:55, РБК и ПИК «РИА Новости» узнало о мобильных группах для борьбы с дронами ВСУ 22 мая, 07:28, Политика Минфин предложил снизить оценку прогнозных расходов на маткапитал 22 мая, 07:00, Экономика Постпред Крыма заявил, что США «одобрили развязывание ядерной войны» 22 мая, 06:55, Политика В США посчитали беспочвенным запрет Китая на продукцию Micron 22 мая, 06:34, Бизнес В Госдуме предложили ввести семейный сертификат в ₽1 млн на первую машину 22 мая, 06:22, Общество МИД Китая вызвал посла Японии из-за «очернения» страны на G7 22 мая, 06:06, Политика В Симферополе восстановили электроснабжение спустя четыре часа 22 мая, 06:01, Политика Минобороны сообщило об уничтожении двух складов ВСУ с боеприпасами в ДНР 22 мая, 05:35, Политика «Известия» узнали о предложении ввести шестидневную рабочую неделю 22 мая, 05:34, Общество Минобороны сообщило об уничтожении пяти наблюдательных постов ВСУ 22 мая, 05:14, Политика В приморском «Русагро» нашли второй очаг африканской чумы свиней 22 мая, 05:11, Общество Японский премьер пообещал принять на лечение украинских солдат 22 мая, 04:56, Политика Президент Бразилии обвинил Совбез ООН в бессилии в конфликте на Украине 22 мая, 04:40, Политика Президент Бразилии заявил, что Зеленский не пришел на встречу с ним на G7 22 мая, 04:18, Политика Bloomberg объяснил усиление зависимости Азии от российских энергоресурсов 22 мая, 03:56, Политика
Газета
Как борьба с хакерами стала важной задачей автоконцернов
Газета № 149 (2405) (1808) Технологии и медиа,
0
Ольга Ускова

Как борьба с хакерами стала важной задачей автоконцернов

Ольга Ускова
В скором будущем важным фактором при выборе автомобиля станет степень защиты его электронных систем от внешней атаки

Проблема защиты беспилотных автомобилей от внешнего вмешательства становится все более обсуждаемой. Я убедилась в этом во время недавней поездки по крупнейшим европейским исследовательским центрам, включая Оксфорд и Кембридж. В том, что именно кибербезопасность является самой серьезной угрозой для применения беспилотных автомобилей, уверена значимая часть и профессионального сообщества и широкой аудитории. Например, по данным влиятельной международной организации Risk Insurance Management Society (RIMS), этого мнения придерживается более 55% представителей страховых компаний. В России доля опасающихся превращения беспилотников в оружие массового поражения заметно ниже, хотя также ощутима. Согласно опросу, проведенному недавно Международным центром роботизации МИСиС, примерно 14% молодых людей (до 35 лет) беспокоит проблема уязвимости беспилотных автомобилей. Еще 27% считают, что ею нужно будет серьезно заниматься в ближайшие пять-семь лет.

Чужой автопилот

Действительно, для опасений есть все основания. Хакеры с легкостью взламывают информационные ресурсы Пентагона, добывают конфиденциальные данные с госпорталов ведущих стран, атакуют социальные сети, блокируют деятельность социальных учреждений. Все чаще случаи вмешательства злоумышленников и во внутренние системы автомобилей. В прошлом году американское издание Wider, чтобы обратить внимание общества, наняло двух айтишников, которые в режиме онлайн смогли подключиться к электронике Jeep Cherokee и воздействовать на его внутренние системы: запуск двигателя, работу дворников, систем кондиционирования, управления рулевым колесом и музыкальной установкой.

Коснулась эта проблема и машин с функциями интеллектуальной системы помощи водителю (advanced driver assistant system, или ADAS). Не раз хакерам удавалось победить и защиту Tesla.

Столкнувшись с угрозой, производители и законодатели начали действовать сразу по нескольким фронтам. Разработчики совершенствуют системы безопасности беспилотных автомобилей и увеличивают штаты профильных департаментов. Так, в General Motors группа по вопросам кибербезопасности достигла 80 человек. Еще увереннее может чувствовать себя Google, где число специалистов, борющихся с хакерами, спамерами и шпионами, превышает 600 человек.

Автопроизводители и IT-компании стали привлекать к созданию систем кибербезопасности специалистов из смежных областей, имеющих опыт борьбы со злоумышленниками. Например, мы в Cognitive Technologies для решения этой задачи используем собственный опыт разработок контура безопасности электронных торговых площадок. Через эти ресурсы ежедневно проходят триллионы рублей, у участников торгов совершенно разные интересы, и неудивительно, что такие площадки регулярно подвергаются мощнейшим DDoS-атакам и иным формам воздействия.

Еще одним способом защиты от хакеров, как ни удивительно, стало сотрудничество с ними и даже прием на работу. В январе 2016 года с подобным предложением к хакерам обратилась General Motors, которая инициировала специальную программу GM Security Vulnerability Disclosure Program. Сотрудничая с хакерами, компания может получать информацию о возможных угрозах и потенциальных методах взлома. Аналогичную инициативу разрабатывают сегодня Tesla, Fiat и другие компании. А в прошлом году специалистов, взломавших внедорожник Cherokee, приняла к себе на работу Uber.

На защиту от хакеров встают и законодатели. Недавно сенат штата Мичиган предложил законопроект, предполагающий ввести тюремное заключение за вмешательство во внутренние системы беспилотных автомобилей. А Министерство спорта Германии предложило законопроект, обязывающий производителей беспилотников устанавливать в них бортовые самописцы, аналогичные «черным ящикам» в авиации, что позволит с высокой точностью определять источники внешней атаки.

Союз против хакеров

Понимая, что эту задачу необходимо решать сообща, ведущие мировые автопроизводители, технологические компании и госструктуры ведут переговоры по созданию структуры для совместного блокирования хакерских атак. Создаваемая сегодня группа насчитывает 15 автопроизводителей, таких как General Motors Co., Ford Motor Co., Toyota Motor Corp. и Honda Motor Co., а также ряд поставщиков ПО для автомобилей. Новая организация уже заручилась поддержкой американского государства в лице Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA). Обсуждается участие в ее работе и Google. Объединение позволит оперативно обмениваться информацией как о возможных атаках с целью их предупреждения, так и об уже состоявшихся, чтобы определить их источники и проанализировать работу систем безопасности.

Не закрыты двери в эту организацию и для России. Во время моей поездки в Европу вопрос нашего участия поднимался не раз. Активно обсуждается и создание единых стандартов в сфере кибербезопасности беспилотников. В этот процесс вовлечены и Международная организация по стандартизации (ISO), и консорциум производителей автомобильной электроники AUTOSAR. Такой стандарт позволил бы автопроизводителям и поставщикам комплектующих «говорить на одном языке».

Стоит сказать, что весной этого года ФБР и NHTSA стали выдавать предупреждения наиболее уязвимым к хакерскому взлому моделям. Представители государства и автопроизводителей задумались о необходимости создания международного рейтинга автомобилей, наиболее подверженных хакерскому взлому.

Но нужно понимать, что технологии безопасности беспилотных автомобилей — это огромный и растущий рынок. И какой бы эффективной ни была система безопасности беспилотника, возможность ее взлома будет всегда. Всегда была и будет конкуренция возможностей хакеров и разработчиков. Важно, что в современном мире террористы используют самые дешевые средства воздействия. Как мы видели в Ницце, создать оружие массового поражения с участием малообразованного террориста проще и выгоднее, чем набрать команду хакеров и взломать совершенную систему безопасности автомобиля. И дорогостоящая техника и сенсоры беспилотных автомобилей стоимостью несколько тысяч долларов могут быть «сломаны» с помощью лазеров и устройств за $60. Такую ситуацию надо предвидеть. А предвидеть, как нас учат классики, значит управлять.

Об авторах
Ольга Ускова президент Cognitive Technologies
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.