Лента новостей
Военная операция на Украине. Карта на 25 апреля 26 апр, 23:00, Политика Как найти бухгалтера, юриста и сотрудников для малого бизнеса 26 апр, 17:38, РБК и СберБизнес Кружки и секции: как получить дополнительное образование в своей школе 26 апр, 17:15, Специальный проект Карта с выгодой: как не испортить свою кредитную историю 26 апр, 16:52, РБК и банк Ренессанс Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея 26 апр, 16:28, РБК и ПИК Что ваша онлайн-касса может рассказать о вашем бизнесе 26 апр, 16:05, РБК и СберБизнес Квартиры в готовых проектах: дома с инфраструктурой для жизни 26 апр, 15:42, РБК и ПИК Как упростить рутинные процессы в малом бизнесе 26 апр, 15:29, РБК и СберБизнес Угольный путь на восток: зачем строят железную дорогу к Тихому океану 26 апр, 15:06, РБК и ЭЛСИ На край света или инвестиции: на что потратить годовой бонус 26 апр, 14:43, РБК и Цифра брокер Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг 26 апр, 14:20, РБК и СберБизнес Как быстро отыскать нужную вещь при огромном выборе в магазинах офпрайс 26 апр, 13:57, РБК и Familia От бухгалтерии до геоаналитики: как помочь своему бизнесу развиваться 26 апр, 13:34, РБК и СберБизнес Бизнес способен на большее: как делать отчет для налоговой одной кнопкой 26 апр, 13:11, РБК и СберБизнес Пространство выбора: как найти квартиру для себя или инвестиций 26 апр, 12:48, РБК и ПИК 72 простые итерации: как владельцу контролировать свой бизнес 26 апр, 12:25, РБК и СберБизнес Почему театр начинается со школы 26 апр, 12:02, Специальный проект Когда не стоит брать кредит, и как правильно его погасить 26 апр, 11:39, РБК и банк Ренессанс Как накопить на отпуск, подушку безопасности и безбедное будущее 26 апр, 11:16, РБК и банк Ренессанс Как эффективно распорядиться годовым бонусом и заодно вознаградить себя 26 апр, 10:52, РБК и Цифра брокер Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы 26 апр, 10:29, РБК и банк Ренессанс Сократить издержки без потери контроля: как оптимизировать малый бизнес 26 апр, 10:06, РБК и СберБизнес Семейный топ: подборка больших квартир 26 апр, 09:43, РБК и ПИК Бесплатная аналитика для шести сфер бизнеса: спрос, продажи и конкуренты 26 апр, 09:20, РБК и СберБизнес Одежда, обувь и аксессуары: зачем нужны магазины формата офпрайс 26 апр, 08:56, РБК и Familia Как школьные олимпиады работают социальными лифтами в образовании 26 апр, 08:30, Специальный проект Какие квартиры покупают для большой семьи 26 апр, 07:55, РБК и ПИК Новые санкции: запретят ли экспорт в Россию, алмазы и ядерное топливо 26 апр, 07:54, PRO
Газета
Новый хозяин «Трансаэро»
Газета № 193 (2210) (2110) Общество,
0

Новый хозяин «Трансаэро»

Совладелец S7 купил контрольный пакет проблемной авиакомпании
Фото: РБК
Фото: РБК

Cовладелец авиакомпании S7 («Сибирь») Владислав Филев подписал соглашение о покупке у Александра Плешакова не менее 51% акций «Трансаэро». Новый владелец попытается избежать банкротства проблемного перевозчика.

Неожиданная сделка

Гендиректор и совладелец группы S7 Владислав Филев и крупнейший акционер «Трансаэро» Александр Плешаков подписали вечером во вторник, 20 октября, соглашение о продаже акционерам S7 «не менее 51% акций «Трансаэро», рассказали РБК Филев и Плешаков. О сделке знает и топ-менеджер одного из банков-кредиторов компании.

Сумму сделки ее участники не раскрыли, но, по словам Плешакова, цена пакета составила «существенно больше одного рубля», предполагавшегося в рамках несостоявшейся сделки с «Аэрофлотом», а сумма «удовлетворит всех участников сделки». В рамках сорвавшейся в начале октября сделки по продаже 75% плюс одна акция «Трансаэро» «Аэрофлоту» пакет был оценен в символический рубль.

Согласно списку аффилированных лиц «Трансаэро» на 30 сентября, Александру Плешакову принадлежало 46,55% акций авиакомпании, но председатель совета директоров «Трансаэро» Ольга Плешакова 29 сентября говорила РБК, что накануне неудавшейся сделки с «Аэрофлотом» Александр Плешаков консолидировал чуть меньше 60% акций компании.

«Я готовил это соглашение в том числе и потому, что не хотел бы допустить монополизацию авиарынка, чтобы пассажиры и сотрудники отрасли имели возможность выбора между авиакомпаниями. Кроме того, наша цель была в том, чтобы не пострадали многолетние партнеры и кредиторы авиакомпании, которые, несомненно, понесли бы ущерб в случае банкротства», — сказал РБК Плешаков.

Кредиторы подумают

Владислав Филев сообщил РБК, что у акционеров S7 «есть план урегулирования отношений с кредиторами «Трансаэро». О подробностях плана он говорить отказался, отметив лишь, что новые акционеры «всеми силами постараются избежать банкротства авиакомпании». Иски о банкротстве «Трансаэро» в конце прошлой — начале этой недели подали Сбербанк и Альфа-банк. Вчера в газете «Коммерсантъ»​ появилась информация о том, что со дня на день у компании может быть отозван сертификат эксплуатанта.

Долг «Трансаэро» составляет около 260 млрд руб., из них 160 млрд приходится на лизинг самолетов, 85 млрд руб. — на банковские кредиты, остальное — задолженность топливным компаниям, аэропортам и поставщикам услуг. На вопрос о том, возобновят ли кредиторы «Трансаэро» переговоры о реструктуризации долга после сделки с Филевым, топ-менеджер одного из банков — крупнейших кредиторов авиакомпании ответил, что это «зависит от условий».

Впервые информация о том, что группа S7 может поучаствовать в спасении «Трансаэро», появилась в начале сентября. Как сообщал тогда РБК, представители ВТБ предлагали передать «Трансаэро» в управление S7 на совещании в Минэкономразвития 2 сентября — уже на следующий день после того, как на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова было решено передать 75% плюс одна акция «Трансаэро» «Аэрофлоту».

«Это [переход «Трансаэро» под управление S7] позволило бы в большей степени гарантировать права кредиторов перевозчика», — говорил тогда РБК источник, близкий к одному из кредиторов авиакомпании.

«Хорошо все, что не приведет к банкротству авиакомпании. Так что эта сделка — радостная весть для Промсвязьбанка. Надеюсь, что новый менеджмент учтет интересы кредиторов «Трансаэро». Банк готов к конструктивным переговорам о способах и возможностях возврата, реструктуризации долга», — сказал вчера РБК первый зампред правления Промсвязьбанка Владимир Яшин. Долг «Трансаэро» Промсвязьбанку составляет 7,5 млрд руб., в залоге у банка также находится четыре самолета авиаперевозчика.

Проблемный авиаперевозчик

Межведомственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова 1 сентября приняла решение о передаче «Трансаэро» «Аэрофлоту» за символический рубль. Предполагалось, что «Аэрофлот» обеспечит выполнение обязательств по перевозке пассажиров своего конкурента, оплате услуг аэропортов и ТЗК, выплате заработной платы персоналу. Обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» «Аэрофлот» должен был взять на себя только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками. 3 сентября совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту акционеров «Трансаэро» о продаже госкомпании 75% плюс одна акция «по цене указанного пакета акций не более 1 (один) рубль». Срок оферты, согласно решению, истекал 28 сентября.

С начала сентября «Аэрофлот» взял компанию в управление. Тогда же ее возглавил бывший замгендиректора «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин. Но через пару недель стало понятно, что «Аэрофлот» может быть не в состоянии спасти «Трансаэро». Уже 15 сентября Герман Греф, председатель правления Сбербанка, консультанта «Аэрофлота» и крупного кредитора «Трансаэро», заявил, что банкротство должника не исключено. «По всем показателям «Трансаэро» — уже банкрот», — заявил Греф. Вслед за ним про банкротство заговорили и чиновники, которые до этого уповали на то, что «Аэрофлот» вытащит «Трансаэро» из ямы. Срок оферты акционеров «Трансаэро» «Аэрофлоту» истек 28 сентября, но сделка так и не состоялась.

Формально продавцам не удалось собрать необходимый пакет. Ольга Плешакова говорила РБК, что ее муж Александр Плешаков собрал чуть меньше 60%, а банки-кредиторы — ВТБ (в залоге 25% плюс одна акция) и МКБ, по ее словам, отказывались снимать залоги с акций.

1 октября на заседании у премьер-министра Дмитрия Медведева было принято решение о банкротстве авиакомпании. «Аэрофлот» отказался от сделки, но взял на себя обязательство перевезти пассажиров конкурента до 15 декабря или 95% всех клиентов, остальным была обещана компенсация. В тот же день Росавиация запретила «Трансаэро» продажу новых билетов. После этого 12 банков-кредиторов написали письмо Медведеву, в котором указали, что банкротство авиакомпании приведет к ухудшению конкурентной среды и качества авиаперевозок в стране, а также к существенному недофинансированию реального сектора экономики со стороны банков-кредиторов и лизинговых компаний. Из них шесть банков-кредиторов в понедельник обратились к Плешаковой, возглавляющей совет директоров «Трансаэро», с требованием сменить гендиректора, так как у Сапрыкина, по их мнению, «очевидный конфликт интересов».

На днях сразу два крупных кредитора «Трансаэро» — Сбербанк и Альфа-банк — подали иски о банкротстве. О намерении подать иск о банкротстве заявил и ВТБ.

При участии Елены Тофанюк и Тимофея Дзядко