Новым налогам нашли замену
Повышения налогов, напугавшего российский бизнес, может не состояться. В качестве альтернативы власти обсуждают распечатку Резервного фонда, который предназначен для страховки экономики от понижения нефтяных цен. Из его средств, объем которых составляет почти 3 трлн руб., предлагается ежегодно тратить 500 млрд. Эксперты удивляются, почему власти не обсуждают снижение расходов.
О том, что расходование средств Резервного фонда обсуждается, заявила в пятницу первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Она сразу же добавила, что Минфин выступает категорически против: это лишь оттянет принятие непопулярных мер. Минэкономразвития, оппонирующее Минфину, не менее категорично и выступает «принципиально против», например, предложения о повышении НДС до 20% с 2015 года, как и против других инициатив об увеличении нагрузки на бизнес.
Пугающие перспективы
Доходы бюджета от экспорта нефти и газа в период до 2030 года будут снижаться при практически постоянном уровне ненефтегазовых доходов, предупреждает Нестеренко. В результате при прочих равных разрыв между доходами и расходами увеличится до 4% ВВП в ценах 2013 года, подсчитала она. Сегодня 4% ВВП — это весь объем Резервного фонда по состоянию на 1 июля — 2,937 трлн руб. Условия, при которых Россия могла себе позволить, например, налоговые каникулы и снижение налоговой нагрузки, прошли, резюмирует замминистра финансов.
Пока Минфин не планирует тратить «кубышку», но планы по ее пополнению все время меняются в меньшую сторону. По словам Нестеренко, в 2014 году в нее планируется направить 100—120 млрд руб. Ранее министр финансов Антон Силуанов называл сумму около 300 млрд руб. Бюджетное правило, устанавливающее порядок сбережения части нефтегазовых доходов в этом фонде, работает слишком мягко, не раз за последние месяцы сетовал министр. В связи с этим он предлагал даже ужесточить правило на фоне предложений Минэкономразвития о его смягчении.
Пока ни та, ни другая инициативы не нашли поддержки. Последний раз Резервный фонд распечатывали во время кризиса 2008—2009 годов, осенью 2013 года часть денег Резервного фонда предлагала потратить Счетная палата — вместо того, чтобы заимствовать. Минэкономразвития весной разработало несколько сценариев развития экономики в ближайшие три года. В оптимистичном сценарии ведомство хотело сократить нормативную величину Резервного фонда до 5% ВВП (вместо текущих 7% ВВП). Правительство одобрило базовый сценарий, не предполагающий изменений.
Решение распечатать Резервный фонд нельзя назвать оптимальным, отмечает главный экономист Банка HSBC по России и СНГ Александр Морозов. Он предназначен для страховки экономики от резкого падения цен на нефть. Для этого он и должен сохраниться.
Решение сверху
Минэкономразвития не поменяло позицию, по-прежнему выступая против идей Минфина о повышении налоговой нагрузки на бизнес, сообщил РБК замминистра экономического развития Сергей Беляков. В частности, Минэкономразвития знакомо с предложением Минфина повысить НДС с 2015 года и выступает «принципиально против», сказал он. Правда, он добавил, что надеется, что это говорит об отказе Минфина от более раннего предложения ввести региональный налог с продаж, которое было раскритиковано экспертами и бизнесом. Татьяна Нестеренко уже заявила, что идея налога с продаж может быть пересмотрена.
В целом каждая из инициатив о росте налогов несет «существенные риски» для компаний и означает, что об экономическом росте можно забыть, продолжил Беляков. В настоящее время дискуссия вокруг поиска дополнительных доходов бюджета в экономическом блоке правительства продолжается, но окончательно вопрос может быть решен на более высоком уровне, предполагает замминистра экономического развития. «Мы периодически встречаемся с бизнесом, не исключаю, что, учитывая позицию бизнеса, вопрос может быть вынесен для обсуждения у премьера или президента», — говорит он.
Ранее Минфин озвучивал инициативы о введении в России регионального налога с продаж со ставкой 3%, об отмене федеральных льгот на региональные налоги, повышении базы для взимания страховых взносов в ФОМС и других мерах. Минэкономразвития сейчас изучает расчеты бизнеса по последствиям тех или иных мер. «Понятно, что какое-то решение все равно должно быть», — отмечает Беляков. Но, по его словам, оно может быть связано не только с повышением налогов, но и с поиском «иных источников финансирования», в том числе средств резервного фонда.
Власть не готова экономить
Экспертам не нравятся оба варианта: это, по словам Морозова из HSBC, выбор из двух зол. Оптимальным было бы сокращение расходов, говорит он. «И учитывая, что о высокой эффективности использования бюджетных средств приходится только мечтать, сокращение расходов может пройти без существенного ущерба для объема и качества государственных услуг и госзакупок», — уверен аналитик. Резервный фонд тратить бесконечно не получится — он не бездонный, напоминает Морозов. А повышение налогов, «по сути, убивает перспективы экономического роста».
Использование Резервного фонда — это только временная мера, соглашается партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. Максимум, чего удастся добиться за его счет, — это отложить повышение налогов до следующего электорального цикла. «Уже сейчас Минфин признает, что в 2014 году даже в «запечатанном» состоянии прирост средств в Резервном фонде будет незначительным и вряд ли превысит 100 млрд руб., что в три раза меньше первоначальных оценок», — говорит юрист.
Однако власть не готова к урезанию расходов, сетует он. В результате, не исключает Батанов, может быть принято компромиссное решение: финансировать бюджетный дефицит как за счет Резервного фонда, так и за счет повышения налогов уже со следующего года. «В условиях сложностей с получением долгового финансирования и общей неблагоприятной экономической ситуации повышение фискальной нагрузки неизбежно», — резюмирует он.
Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета (налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты), а также доходов от управления средствами фонда. Средства фонда тратятся на расходные обязательства бюджета в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Он был создан в 2008 году, бюджетные проектировки предусматривают его пополнение на 432 млрд руб. в 2015 году и по 340 млрд в 2016—2017 годах. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда на 1 июля составили 38,08 млрд долл., 29,4 млрд евро и 5,4 млрд фунтов стерлингов.