Лента новостей
WSJ узнала о предложениях США по реинтеграции России в мировую экономику 05:37, Статья В России назвали средний размер социальной пенсии в 2026 году 05:28, Новость В родном городе Санты в Финляндии заметили рост военного присутствия НАТО 05:21, Статья Росимущество объявило о несостоявшемся аукционе по компаниям Коломойского 05:02, Новость Как устроен полный цикл производства шин 05:02 Британия «неохотно» признала отправку десантников на Украину 04:44, Статья Ким Чен Ын возложил цветы в память посла России в КНДР Мацегоры 04:26, Новость Двое детей и трое взрослых погибли при пожаре в Якутии 04:02, Новость Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет 03:52 Из-за ограничений в Шереметьево 16 рейсов ушли на запасные аэродромы 03:46, Новость Шмыгаль назвал условия для проведения выборов на Украине 03:24, Новость Палата представителей США одобрила проект масштабного военного бюджета 03:12, Статья «Ромир» выяснил, сколько бургеров может купить россиянин 03:00, Статья Президент Эстонии заявил об отказе терпеть требования глупых людей 02:52, Новость Прокуратура проверит задержку рейса Хабаровск — Москва 02:33, Новость В Coca-Cola сменится гендиректор 02:27, Статья Создатель ядерного щита России Радий Илькаев умер в возрасте 87 лет 01:41, Статья Десять аэропортов России приостановили полеты 01:28, Новость
Газета
Справочное бюро для инвестора
Газета № 186 (1719) (0910) Общество,
0

Справочное бюро для инвестора

Бизнесу расскажут, в какие ГЧП-проекты вкладываться
Фото: pppinrussia.ru
Фото: pppinrussia.ru

Чтобы инвесторы не боялись участвовать в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП), в России может быть создан национальный экспертный центр для оценки таких проектов. В него войдут представители ВЭБа и крупнейших коммерческих банков России. Они и возьмут на себя все расходы на экспертизу.

Инициатива создания центра принадлежит Внешэкономбанку (ВЭБ), о ней РБК daily рассказал глава дирекции ГЧП ВЭБа Александр Баженов. С помощью центра можно убить сразу двух зайцев, говорит он: оценить целесообразность господдержки ГЧП-проектов и возможность привлечения частного финансирования.

Центр необходим и по другой причине, продолжает Баженов: чиновники всячески сопротивляются использованию ГЧП-механизмов, им проще осваивать бюджеты по традиционной схеме госзакупок. Поэтому в обязанности центра будет также входить разработка критериев отнесения проекта к сфере госзакупок или ГЧП, оптимальной процедуры конкурса и критериев отбора победителей.

К работе экспертного центра г-н Баженов надеется привлечь крупные финансовые группы: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, а возможно, еще и крупнейшие НПФ. «ГЧП — это контракт между властью и бизнесом с целью строительства и эксплуатации объекта общественной инфраструктуры, — поясняет собеседник газеты. — Он реализуем, если бизнесу удается привлечь долговое финансирование. Но если контракт не учитывает требований банков, цели ГЧП не будут достигнуты». В самих Сбербанке, ВТБ и Газпромбанке свое возможное участие в деятельности центра пока не комментируют.

В ВЭБе рассчитывают на интерес финансистов к развитию ГЧП: им нужно расширять свои инвестпортфели. Поэтому справедливо, если они возьмут на себя расходы на деятельность экспертного центра. Таким образом, для инвесторов в ГЧП-проекты его услуги будут бесплатными, говорит г-н Баженов.

Чтобы закрепить роль ВЭБа в качестве общей экспертной площадки, законопроект «Об основах ГЧП» (готовится ко второму чтению в Госдуме) планируется дополнить соответствующей поправкой, а также внести ряд изменений в подзаконные акты, регулирующие процедуры принятия решений об инфраструктурных стройках.

Экспертный центр не будет конкурентом нынешним участникам подготовки ГЧП-проектов среди экспертного и инвестсообщества, подчеркивает Александр Баженов: «Всем нужны проекты одинакового качества, чтобы те, кто их готовит, понимали инвестиционную и финансовую политику. Всем нужно, чтобы инвестиционная политика формировалась общая».

Экспертный центр будет обслуживать не только государ­ственных инициаторов проектов, но и инвесторов, выступающих с частными инициативами, как это происходит в Велико­британии. Британская модель ГЧП предполагает, что частный инвестор сам предлагает проект, решающий общественные задачи. После необходимых конкурентных процедур он заключает с властями ГЧП-соглашение. Если же соглашение заключено с другим участником конкурса, инвестор, первым предложивший проект, получает компенсацию за подготовку документации по проекту.

По словам г-на Баженова, ВЭБ уже вырабатывает методику определения справедливой цены за услуги технических, финансовых, юридических и иных консультантов, участвующих в подготовке ГЧП-проектов.

В создании центра компетенций по ГЧП есть объективная необходимость, согласен председатель совета партнеров юрфирмы Vegas Lex Альберт Еганян. Но при его создании на базе ВЭБа возможен конфликт интересов с другими кредиторами и инвесторами ГЧП-проектов, опасается он: несмотря на специфику правового статуса ВЭБа, его заключение по проекту будет для его участников менее авторитетным, чем заключение профильной структуры по ГЧП при органе власти. Поэтому центр развития ГЧП лучше создать в структуре одного из таких органов без четкой отраслевой принадлежности, например Минэкономразвития, полагает г-н Еганян. Именно так было сделано во Франции (MAPP — при Министерстве экономики и финансов) и в Австралии (Partnerships South Australia — структурное подразделение Министерства финансов), знает юрист.

Впрочем, ВЭБ и так, по сути, аффилирован с Минфином, говорит руководитель другой консалтинговой фирмы в сфере ГЧП: почему бы ему не быть финансовым консультантом госсектора, как это было во времена деятельности Инвестиционного фонда России? Идея привлечь к экспертизе частных банкиров тоже заслуживает одобрения, считает эксперт, но сомневается, захотят ли они работать бесплатно.