Лента новостей
Военная операция на Украине. Карта на 25 апреля 26 апр, 23:00, Политика Как найти бухгалтера, юриста и сотрудников для малого бизнеса 26 апр, 17:38, РБК и СберБизнес Кружки и секции: как получить дополнительное образование в своей школе 26 апр, 17:15, Специальный проект Карта с выгодой: как не испортить свою кредитную историю 26 апр, 16:52, РБК и банк Ренессанс Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея 26 апр, 16:28, РБК и ПИК Что ваша онлайн-касса может рассказать о вашем бизнесе 26 апр, 16:05, РБК и СберБизнес Квартиры в готовых проектах: дома с инфраструктурой для жизни 26 апр, 15:42, РБК и ПИК Как упростить рутинные процессы в малом бизнесе 26 апр, 15:29, РБК и СберБизнес Угольный путь на восток: зачем строят железную дорогу к Тихому океану 26 апр, 15:06, РБК и ЭЛСИ На край света или инвестиции: на что потратить годовой бонус 26 апр, 14:43, РБК и Цифра брокер Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг 26 апр, 14:20, РБК и СберБизнес Как быстро отыскать нужную вещь при огромном выборе в магазинах офпрайс 26 апр, 13:57, РБК и Familia От бухгалтерии до геоаналитики: как помочь своему бизнесу развиваться 26 апр, 13:34, РБК и СберБизнес Бизнес способен на большее: как делать отчет для налоговой одной кнопкой 26 апр, 13:11, РБК и СберБизнес Пространство выбора: как найти квартиру для себя или инвестиций 26 апр, 12:48, РБК и ПИК 72 простые итерации: как владельцу контролировать свой бизнес 26 апр, 12:25, РБК и СберБизнес Почему театр начинается со школы 26 апр, 12:02, Специальный проект Когда не стоит брать кредит, и как правильно его погасить 26 апр, 11:39, РБК и банк Ренессанс Как накопить на отпуск, подушку безопасности и безбедное будущее 26 апр, 11:16, РБК и банк Ренессанс Как эффективно распорядиться годовым бонусом и заодно вознаградить себя 26 апр, 10:52, РБК и Цифра брокер Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы 26 апр, 10:29, РБК и банк Ренессанс Сократить издержки без потери контроля: как оптимизировать малый бизнес 26 апр, 10:06, РБК и СберБизнес Семейный топ: подборка больших квартир 26 апр, 09:43, РБК и ПИК Бесплатная аналитика для шести сфер бизнеса: спрос, продажи и конкуренты 26 апр, 09:20, РБК и СберБизнес Одежда, обувь и аксессуары: зачем нужны магазины формата офпрайс 26 апр, 08:56, РБК и Familia Как школьные олимпиады работают социальными лифтами в образовании 26 апр, 08:30, Специальный проект Какие квартиры покупают для большой семьи 26 апр, 07:55, РБК и ПИК Новые санкции: запретят ли экспорт в Россию, алмазы и ядерное топливо 26 апр, 07:54, PRO
Газета
Ускорение ЦКАД
Газета № 149 (1682) (1908) Общество,
0

Ускорение ЦКАД

Земли под дорогу изымут вдвое быстрее
Фото: РБК
Фото: РБК

ГК «Автодор» откажется от концессии на строительство первого участка ЦКАД, проходящего по Новой Москве. Это слишком долго и хлопотно. Государство готово почти на 90% профинансировать проект, стоимость которого оценивается в 64,8 млрд руб., но при этом возложить на инвестора риски, связанные с изъятием земельных участков. Конкурс на заключение долгосрочного инвестсоглашения, предметом которого станет подготовка территории, строительство и эксплуатация приоритетного участка кольца, состоится в конце 2013 — начале 2014 года.

Первый пусковой комплекс ЦКАД, частично проходящий по территории Новой Москвы, должен соединять автомобильные дороги М4 «Дон» и М1 «Беларусь». Его общая протяженность составит 118,5 км. На первом этапе (до 2018 года) решено построить участок кольца длиной 49,5 км от Новокаширского до Калужского шоссе. Сначала дорога будет четырехполосной (после 2020 года ее планируется расширить до восьми полос) с разделительной полосой шириной 6 м посередине и скоростью движения 120 км/ч (после дополнительного расширения — 140 км/ч). Техническая часть проекта первого участка ЦКАД прошла Главгосэкспертизу в конце апреля 2012 года. Однако заключение на сметную документацию пока не получено. ГК «Автодор» оценивает его стоимость в 64,8 млрд руб., включая затраты на подготовку территории.

Первый участок, как и всю ЦКАД, планировалось строить на условиях концессии. Однако использование этого механизма не позволяло приступить к строительству уже в 2014 году, как было поручено президентом. Сроки проведения конкурса на заключение концессионного соглашения составляют полтора-два года, для этого нужно отдельное решение правительства РФ. Чтобы избежать ненужных проволочек, ГК «Автодор» предложила использовать долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС), регламентируемое 223-ФЗ. При этом решение о проведении конкурса примет ГК «Автодор», указано в презентации проекта (имеется в распоряжении РБК daily), а его организация займет всего три месяца. Другое важное преимущество ДИС — возможность государства переложить на инвестора риски по оформлению земельных участков. Если в рамках концессионных соглашений подрядчик осуществляет только строительство и эксплуатацию дороги, то предметом ДИС является также подготовка территории.

По условиям ДИС доля федеральных средств при реализации проекта составит 89%: 39,1 млрд руб. предполагается позаим­ствовать из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 18,9 млрд даст бюджет. Доля инвестора, которого отберут на конкурсе в 2013-м или начале 2014 года, — 10,4%, или 6,76 млрд руб. Затраты на подготовку территории, включая изъятия, ГК «Автодор» оценивает в 9 млрд руб. (строительство самого участка обойдется в 55,8 млрд руб.). Из них более 8 млрд руб. — бюджетные инвестиции, 910 млн — частные средства. По концессионному соглашению финансовая нагрузка на инвестора была бы гораздо выше — от 25% стоимости проекта, отмечают в «Автодоре».

Городские власти готовы оказать административную поддержку инвестору, с которым ГК «Автодор» заключит долгосрочное соглашение на сооружение первого участка ЦКАД, при решении земельных вопросов. Компенсации же владельцам участков выплатит государство.

Участки, по которым пройдет дорога, будут выкуплены по рыночной стоимости. Процедура регламентируется 43-ФЗ, который предусматривает ускоренный порядок изъятия земель в случае реализации инфраструктурных проектов на территории Москвы и Московской области — в течение пяти месяцев с момента уведомления собственника вместо одного года. По словам и.о. вице-мэра Натальи Сергуниной, Москва уже начала применять 43-ФЗ: в процессе ускоренного изъятия сейчас находится 12 участков под сооружение ТПУ.

Сергей Собянин недавно заявил, что не видит сложностей с изъятием земельных участков в Новой Москве в связи со строительством ЦКАД. «Плотность населения там минимальная, поэтому ничего такого страшного там не произойдет», — считает врио столичного градоначальника.

Эксперты, оценив трассировку нового кольца, придерживаются иного мнения. «Большинство участков, расположенных на расстоянии 5—10 км от будущей ЦКАД, находится в собственности мелких частников и крупных лендлордов. Соответственно, властям придется компенсировать их потери», — рассуждает генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. На территории Новой Москвы ЦКАД пройдет недалеко от Подольска, Красной Пахры и Троицка, где находится много садовых товариществ и коттеджных поселков. Наталья Сергунина говорит, что все собственники земель на присоединенных территориях городу известны. Однако точное количество участков, подлежащих изъятию в связи со строительством ЦКАД, и их параметры пока назвать невозможно, поскольку городские власти еще не получили проект трассы. В «Автодоре» готовы предоставить эту информацию по запросу собственников. Для этого им надо выслать на адрес компании кадастровую выписку или уточненные данные о местоположении участка.

Столичные власти рассчитывают, что строительство нового автомобильного кольца в срединном поясе Новой Москвы не только разгрузит МКАД, но и привлечет на присоединенные территории дополнительные инвестиции. По словам Собянина, некоторые инвесторы уже проявили интерес к развитию примыкающих к дороге зон, хотят создавать там промышленные предприятия и реализовать другие проекты. «Участки на первой линии от ЦКАД привлекательны для строительства коммерческих объектов (например, логистических комплексов). А земли, расположенные недалеко от трассы (1—2 км вглубь), можно использовать под строительство жилых проектов. Соответственно, в ближайшей перспективе можно ожидать строительного бума на данных территориях», — подтверждает ожидания горадминистрации Мария Литинецкая.