Самолеты, оружие и немного интернета
Россия, любит повторять гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож, редкая страна, которая запускает в космос собственные спутники и обладает собственным интернет-поисковиком. Еще наша страна строит атомные электростанции, продает авианосцы и обеспечивает 40% транспорта на орбиту Земли.
Все эти очень разные технологии были и остаются предметом национальной гордости и важной, хоть и сравнительно небольшой статьей российского экспорта. Все они производятся компаниями, государственными и частными, которые редко перечисляются через запятую. Советские промышленные гиганты и молодые интернет-компании совсем не похожи друг на друга.
Занимаются они, однако, одним и тем же: используют прикладную науку для решения разных проблем, требуют от своих сотрудников схожих навыков и в целом сравнимы между собой. Этого достаточно, чтобы можно было ставить рядом русские технологические компании вне зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности. Результатом такого исследования стал первый рейтинг технологических компаний РБК.
Подробнее о том, как мы отбирали и какие результаты получили
* — Выручка за 2013 год
** — Выручка за 2014 год, рассчитанная на основе финансовых результатов деятельности компании за 9 месяцев 2014 года
Источник: данные компаний, расчеты РБК, СПАРК-Интерфакс
Как мы считали: Для рейтинга было отобрано 1357 компаний, занимающихся разработкой и производством уникальных технологических продуктов и технологий. При этом мы использовали данные СПАРК-Интерфакса (на 12.05.15), открытые источники и данные самих компаний. Далее мы отсеяли предприятия, у которых более 50% выручки приходится на дистрибуцию сторонней продукции и чья выручка за 2013 год была менее 10 млрд руб. Таким образом, мы получили шорт-лист, состоящий из 102 компаний. Для ранжирования предприятий мы использовали три композитных индекса:
1. «Выручка» — среднегодовое значение показателя за пять лет (с 2010 по 2014 год). В случае если компания не имеет отчетности за прошлый год, индекс рассчитывался на основе четырех лет (2010–2013 годы).
2. «Рентабельность» — среднегодовое значение уровня рентабельности по чистой прибыли. Для расчета данного показателя мы брали выручку и чистую прибыль предприятия за последние пять лет (или за четыре года, если компания не имеет отчетности за 2014 год). Показатель рассчитан по формуле:
3. «Диверсификация» — число сегментов рынка, на которых присутствует продукция компании. Каждый индекс нормирован по максимальному значению среди аналогичных показателей по всем компаниям из шорт-листа и принимает значение от 0 до 1. Итоговый индекс предприятия — сумма трех нормированных индексов, умноженная на 10 для удобства представления.
Как мы отбирали
Вопрос, что такое технологическая компания, — очень непростой. Все отрасли, от ретейла и финансов до госуправления и промышленного производства, в XXI веке невозможны без миллионов строк программного кода и сложной электроники. Являются ли технологической компанией сотовый оператор или онлайн-биржа авиабилетов?
Для рейтинга РБК мы отбирали компании, которые производят и продают собственные технологии, и эта деятельность приносит им большую часть выручки. Поэтому в наш список не попали, например, крупные интернет-ретейлеры, которые формируют оборот за счет высокотехнологической перепродажи товаров, произведенных на стороне. В рейтинг не вошли крупные системные интеграторы, потому что в их продажах большую часть составляют вычислительные системы и программы, созданные на стороне — в IBM, Oracle или SAP. Не вошли и мобильные операторы — хотя крупные производители сетевого оборудования, если бы они существовали в России, безусловно, заняли бы место в списке.
Определение, которым мы пользовались в работе над рейтингом: технологические компании разрабатывают и производят сложные механизмы, электронику, медицинские препараты или программный код, и эта деятельность приносит им по меньшей мере половину выручки. Таких предприятий — с выручкой больше 10 млрд в год (2013 год) — в России насчитывается чуть больше 100, если учитывать отдельные субъекты, а не целые холдинги вроде Объединенной авиастроительной корпорации или «Алмаз-Антея». 50 самых успешных из них — в рейтинге РБК.
Государственные технологии
Главный результат исследования — структура технологического сектора в России не слишком отличается от той, что была в СССР.
Первое место в рейтинге занимает компания «Сухой» — благодаря истребителям и бомбардировщикам, а не Superjet, которым занимается отдельная компания. Второе и третье — «Яндекс» и Mail.Ru Group. Интернет-компании взяли призовые места благодаря высокой маржинальности — у промышленных предприятий она несравнимо ниже. Но состав первой тройки не дает полного представления обо всех участниках рейтинга.
Большинство технологических фирм в России контролирует государство, частными являются только 16 предприятий из 50. Чуть больше — 17 участников — не производят техники военного назначения. Получается, две трети русских технологий — это государственный оборонный комплекс. Военный уклон российских технологий заметен и на экспортном рынке: наша страна практически не производит гражданских самолетов и кораблей (доли ОСК и ОАК в мировых масштабах — на уровне статистической погрешности), но является заметным игроком на рынке военного авиа- и судостроения.
Большинство компаний рейтинга созданы еще в СССР. Некоторые предприятия указывают на своих сайтах дореволюционный год основания. Это можно считать некоторой натяжкой, но основные производственные мощности «Сухого», «Севмаша» или производителя спутников ГЛОНАСС «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева» были сформированы задолго до распада Советского Союза. Самый молодой участник рейтинга — Mail.Ru Group, некоторые крупные активы компании вроде «ВКонтакте» и «Одноклассников» возникли меньше десяти лет назад.
Практически никто из участников рейтинга, даже небольшой гражданской его части, не производит товары и услуги для населения. В мире есть сотни, если не тысячи потребительских высокотехнологических компаний с выручкой за $100 млн, но в России таких несколько штук. Особенно удивительно полное отсутствие на огромном отечественном рынке крупных компаний, производящих потребительскую электронику: в Китае и Индии, например, их довольно много.
Наконец, и это вряд ли удивительно с учетом сказанного выше, технологический сектор в России очень маленький. Совокупная выручка 50 участников рейтинга в несколько раз меньше выручки одной крупной сырьевой компании. Вся авиационная промышленность в России зарабатывает меньше, чем один Facebook. Работников инновационных предприятий тоже совсем немного: чтобы создать «25 млн высокотехнологических рабочих мест», обещанных в 2012 году президентом Путиным, число занятых в оборонной промышленности придется увеличить на порядок.
Во всем мире технологические компании стараются меньше работать на государство и больше — на частный бизнес и потребителей. Главные истории успеха — Apple, Google, мобильное подразделение Samsung — иллюстрируют эту тенденцию. Целые отрасли, которые прежде обслуживались государственными предприятиями, переходят в частные руки. Это происходит, например, с космическими запусками: в Америке, Европе и даже Китае, но только не у нас.
В России тягаться с оборонным заказом никто не может, а значит, российские технологии будут все больше милитаризироваться. Символом и средоточием инноваций в России будет не тихо уходящий в небытие инноград «Сколково», а, как и прежде, закрытые территориальные образования, обслуживающие возрастающие аппетиты военных.