Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Кооператоры пересядут к Х5
Лента новостей 13:41 МСК
Мосгорсуд отклонил жалобы на арест обвиняемого математика Богатова Общество, 13:22 «Дадим взаймы стране своей»: как в СССР агитировали за облигации госзайма Фотогалерея, 13:21 Глава Крыма запретил бизнесу капитальное строительство на полуострове Экономика, 13:16 Более половины россиян выступили против ухода мужчин за новорожденными Общество, 13:16 Чайка отчитался о росте на 45% связанных с терроризмом преступлений Политика, 13:12 Louis Vuitton заявила о намерении приобрести акции Dior на €12,1 млрд Финансы, 13:09 Лучшие предложения рынка наличной валюты  13:00   USD НАЛ. Покупка 56,12 Продажа 56,14 EUR НАЛ. 60,90 61,02 СМИ узнали о возможном запрете гаджетов на рейсах из Великобритании в США Политика, 12:59 Курс евро на завтра  12:56 EUR ЦБ 60.7932 -0.0529 Курс доллара на завтра  12:56 USD ЦБ 55.8453 -0.2341 «Почта России» начала переговоры с FedEx о прямом почтовом обмене с США Технологии и медиа, 12:44 СК вызвал на допрос главу Российской кинологической федерации Иншакова Общество, 12:40 Основатель «Википедии» запустит сервис по борьбе с фейковыми новостями Технологии и медиа, 12:35 Последний фигурант «болотного дела» отказался признать себя виновным Общество, 12:34 Госдума изменит регламент для отзыва несогласованных законопроектов Политика, 12:25 СМИ узнали о планах Киева вывезти бездомных из города до «Евровидения» Политика, 12:24 Владелица львицы объяснила нападение питомицы на подростка в Энгельсе Общество, 12:18 МВД ответило на сообщения о блокировании стройки трассы до Петербурга Политика, 12:14 В Луганске рассказали о поставках электроэнергии из России Политика, 12:08 Минюст предложил дать отправленным под административный арест по яйцу Общество, 12:04 Сбербанк подключил системы Apple Pay и Samsung Pay к своим картам Visa Технологии и медиа, 12:04 Чистая прибыль «Почты России» в 2016 году выросла на 10% Технологии и медиа, 11:59 В Липецкой области рухнула крыша склада PepsiСo Общество, 11:55 Проверка показала несоответствие ГОСТу более трети проверенной сгущенки Бизнес, 11:54 СМИ узнали об отсутствии данных о фигуранте дела о теракте в Петербурге Политика, 11:46 Эсминец ВМФ Великобритании прошел через Босфор в Черное море Политика, 11:36 Минкультуры отказалось принять во внимание заключения по «Матильде» Общество, 11:31 В суд подали иск на отмену в правилах знака «Остановка запрещена» Общество, 11:07
Газета № 065 (2562) (1304) 12 апр, 12:08
Анастасия Демидова, Алексей Гаврилко-Алексеев
Кооператоры пересядут к Х5
Будет открыто более 1000 магазинов «КООП-Пятерочка»

Сельский магазин

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Крупнейший ретейлер России X5 Retail Group и Центральный союз потребкооперативов откроют 1000 магазинов под брендом «КООП-Пятерочка». Выручку от новых торговых точек X5 Retail Group включит в свою отчетность

X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») вместе с Центральным союзом потребительских обществ России (Центросоюз) в течение трех лет планирует открыть 1000 магазинов под совместным брендом «КООП-Пятерочка». Соответствующее соглашение стороны подписали 12 апреля, передает корреспондент РБК.

Центросоюз — некоммерческая организация, которая объединяет 2,6 тыс. потребительских союзов и обществ, в нее входит 38 тыс. магазинов, около 80% из них расположено в сельской местности и малых городах России. Это крупнейшее российское объединение потребкооперативов.

Магазины «КООП-Пятерочка» будут открываться на базе уже существующих объектов потребительских кооперативов на условиях обратного франчайзинга (собственник магазина не платит паушальный взнос и роялти, но отдает большую часть своей выручки. — РБК), пояснил условия сотрудничества Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group. При этом магазины не будут стоять на балансе ретейлера, но он сможет учитывать в отчетности их выручку. Уточнять детали сотрудничества и объем инвестиций он не стал.

X5 Retail Group проведет реконструкцию магазинов и внедрит «современные стандарты торговли». «КООП-Пятерочки» будут пользоваться логистикой сети и базой поставщиков. Это позволит снизить цены и способствовать развитию торговли в регионах, поясняют в X5 Retail Group. «Рентабельность кооперативной торговли в целом колеблется в пределах 1%, а в труднодоступных и малонаселенных пунктах планово убыточна», — говорится в материалах Центросоюза.

​Кроме того, соглашение предполагает возможность поставок товаров из ассортимента «Пятерочек» в магазины Центросоюза, не участвующие в партнерской программе. Центросоюз в свою очередь до 2021 года откроет в «Пятерочках» 5 тыс. фирменных отделов с фермерской продукцией в формате shop-in-shop на условиях субаренды.

Несмотря на то что в сельской местности и маленьких городах покупательная способность населения зачастую низкая и численность населения может сокращаться из-за миграции или естественной убыли, резон выходить в такие регионы есть, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. По ее словам, используемая X5 Retail Group модель снижает риски, связанные с этим выходом. Сотрудничество с Центросоюзом снижает риск конкуренции с местными, уже привычными для населения торговыми точками. По итогам партнерства ретейлер может отказаться от продления контракта с некоторыми из них, а другие, наоборот, приобрести. Кроме того, из 38 тыс. магазинов Центросоюза X5 Retail Group выбрала только самые интересные с точки зрения потенциального уровня рентабельности, замечает Колупаева.

Удержать лидерство

За прошлый год количество магазинов X5 Retail Group увеличилось на 2167, до 9187. В планах X5 Retail Group открывать по 2 тыс. магазинов ежегодно, говорил Игорь Шехтерман во время телефонной конференции с инвесторами по итогам 2016 года. Это необходимо, чтобы удержать лидерство, которое компания завоевала по итогам четвертого квартала 2016 года, потеснив «Магнит» по выручке — 294 млрд против 284 млрд руб. Но по итогам всего 2016 года X5 Retail Group еще не смогла обойти краснодарскую сеть — выручка «Магнита» составила 1,069 трлн руб., а X5 Retail Group — 1,025 трлн. руб.

«Сегодня главная цель X5 Retail Group — достичь 15-процентной доли рынка к концу 2020 года, что потребует слаженной работы нашей команды», — говорил Шехтерман. Сейчас компания занимает 8% рынка.

​Сотрудничество с кооперативами для X5 Retail Group — это еще один способ повысить эффективность своей логистики и закупочной силы и нарастить оборот и прибыль, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, реновация одного магазина в зависимости от его площади может обойтись X5 Retail Group в 6–10 млн руб. Таким образом, всего компания может потратить на этот проект до 10 млрд руб.

Открытие 5000 фирменных отделов с фермерскими продуктами в «Пятерочках» может помочь ретейлеру привлечь новый трафик, считает партнер Deloitte Егор Метелкин. Сейчас свежие продукты и товары для здорового питания продаются преимущественно в ценовом сегменте выше среднего, говорит он. По словам Метелкина, для покупателя «Пятерочки» цена важнее, чем натуральность продукта. «Однако если сотрудничество с кооперативами позволит X5 Retail Group сохранить низкую цену на фермерские товары, ретейлеру удастся привлечь покупателей, которые раньше ходили за ними на рынки», — добавил собеседник РБК.

Самым важным критерием для покупателей при выборе магазина, по данным UBS, является качество свежих продуктов — на него обращают внимание 83% респондентов. При этом почти столько же (81%) опрошенных ориентируются на цены. Большой ассортимент свежей продукции важен для 73% потребителей.

Потребительские кооперативы в России и Европе

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан (часто вместе с юридическими лицами) для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах. Каждый из участников кооператива имеет права и обязанности: решение проблем поставок товаров и услуг решается паевыми взносами. Паевые взносы для всех одинаковые, товары и услуги продаются по минимальным ценам.

В СССР система потребительских кооперативов была широко распространена и, хотя формально была негосударственной, на практике контролировалась государством. Кооперация на местах была призвана решать в основном бытовые проблемы населения в условиях неразвитости рыночных механизмов. Уже во второй половине 1960-х годов общее число розничных предприятий потребительской кооперации превысило 410 тыс. (число пайщиков — 53 млн), на долю которых приходилось 30% всего розничного товарооборота страны.

Согласно существующему российскому законодательству потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами, создавать хозяйственные общества и учреждения.

По данным Центросоюза, совокупный объем деятельности его организаций приближается к 234 млрд руб. На 1 января 2017 года в его системе насчитывается 3,8 млн пайщиков, около 3 тыс. потребительских обществ, 135 райпотребсоюзов и 76 региональных потребсоюзов.

Потребительские кооперативы существуют и в Европе. В частности, известные производители молочной продукции из Финляндии и Голландии — Valio и Campina — изначально создавались как объединения потребкооперативов. На текущий момент владельцами Valio остаются порядка 20 кооперативов, выручка за 2014 год — €1,95 млрд, на компанию работает более 4,5 тыс. человек. Объединением кооперативов по-прежнему является и Campina.

 
Другие материалы по теме
Прибыль X5 Retail Group в 2016 году выросла более чем в полтора раза
X5 Retail Group показала наибольший за всю историю прирост выручки
Выручка X5 Retail Group в третьем квартале выросла на 30%
X5 Retail Group вышла в Сибирь