Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
«Ведомости» узнали стоимость проекта о повышении производительности труда 07:47, Экономика BMW компенсирует расходы на разработки за счет оптимизации производства 07:19, Бизнес Сенаторы предложили лишать связи абонентов с «левыми» сим-картами 07:02, Технологии и медиа Размер мирового долга достиг рекордных 327% ВВП 07:00, Экономика Автопортрет Энди Уорхола продали с аукциона за $7,7 млн 06:36, Общество СМИ сообщили об отмене визита президента Бразилии на саммит G20 05:54, Политика В Минобороны назвали новый британский авианосец «удобной морской целью» 05:22, Политика В Венесуэле обнаружили атаковавший здание Верховного суда вертолет 05:01, Общество В Бразилии мужчина на автомобиле попытался прорваться к дворцу президента 04:37, Политика В общежитии университета в штате Кентукки взорвался газ 04:10, Общество Против экс-президента непризнанного Приднестровья завели пять дел 04:02, Политика В СПЧ назвали бессмысленной идею ввести понятие «иноагенты» для СМИ 03:13, Общество Пентагон рассказал о вере Кремля в желание США сменить власть в России 02:31, Политика Италия пригрозила закрыть порты для перевозящих мигрантов судов 02:19, Политика МИД назвал Грузию участником политики НАТО по сдерживанию России 01:30, Политика США ввели усиленные меры безопасности для иностранных авиакомпаний 01:04, Политика Глава ДНР рассказал о планах продавать уголь в Европу и Турцию 00:45, Экономика Московские операторы предсказали рост тарифов на вывоз мусора на 20–30% 00:16, Общество На международный долговой рынок впервые вышла финтех-компания из России 00:01, Финансы Движение Путина пересчитало один из ключевых показателей майских указов 00:00, Экономика Счетная палата пожаловалась на Минздрав в СКР и Генпрокуратуру 00:00, Общество Блокированные на Украине сайты начали восстанавливать трафик 00:00, Технологии и медиа Израиль нанес авиаудар по позициям сирийских военных 28 июн, 23:54, Политика Чилийцы выиграли полуфинал Кубка конфедераций в серии пенальти 28 июн, 23:46, Спорт Эксперты заявили о потере данных после кибератаки вируса Petya 28 июн, 23:37, Технологии и медиа Следовавший в Берлин поезд эвакуировали в Польше из-за угрозы взрыва 28 июн, 23:17, Общество Импортная защита: стоит ли покупать страховку у зарубежной компании 28 июн, 23:08, Деньги Мару Багдасарян арестовали на шесть суток за прогул обязательных работ 28 июн, 22:50, Общество
Кооператоры пересядут к Х5
Газета № 065 (2562) (1304) Бизнес, 12 апр, 12:08
0
Кооператоры пересядут к Х5
Будет открыто более 1000 магазинов «КООП-Пятерочка»
Крупнейший ретейлер России X5 Retail Group и Центральный союз потребкооперативов откроют 1000 магазинов под брендом «КООП-Пятерочка». Выручку от новых торговых точек X5 Retail Group включит в свою отчетность
Сельский магазин (Фото: Павел Лисицын / РИА Новости)

X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») вместе с Центральным союзом потребительских обществ России (Центросоюз) в течение трех лет планирует открыть 1000 магазинов под совместным брендом «КООП-Пятерочка». Соответствующее соглашение стороны подписали 12 апреля, передает корреспондент РБК.

Центросоюз — некоммерческая организация, которая объединяет 2,6 тыс. потребительских союзов и обществ, в нее входит 38 тыс. магазинов, около 80% из них расположено в сельской местности и малых городах России. Это крупнейшее российское объединение потребкооперативов.

Магазины «КООП-Пятерочка» будут открываться на базе уже существующих объектов потребительских кооперативов на условиях обратного франчайзинга (собственник магазина не платит паушальный взнос и роялти, но отдает большую часть своей выручки. — РБК), пояснил условия сотрудничества Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group. При этом магазины не будут стоять на балансе ретейлера, но он сможет учитывать в отчетности их выручку. Уточнять детали сотрудничества и объем инвестиций он не стал.

X5 Retail Group проведет реконструкцию магазинов и внедрит «современные стандарты торговли». «КООП-Пятерочки» будут пользоваться логистикой сети и базой поставщиков. Это позволит снизить цены и способствовать развитию торговли в регионах, поясняют в X5 Retail Group. «Рентабельность кооперативной торговли в целом колеблется в пределах 1%, а в труднодоступных и малонаселенных пунктах планово убыточна», — говорится в материалах Центросоюза.

​Кроме того, соглашение предполагает возможность поставок товаров из ассортимента «Пятерочек» в магазины Центросоюза, не участвующие в партнерской программе. Центросоюз в свою очередь до 2021 года откроет в «Пятерочках» 5 тыс. фирменных отделов с фермерской продукцией в формате shop-in-shop на условиях субаренды.

Несмотря на то что в сельской местности и маленьких городах покупательная способность населения зачастую низкая и численность населения может сокращаться из-за миграции или естественной убыли, резон выходить в такие регионы есть, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. По ее словам, используемая X5 Retail Group модель снижает риски, связанные с этим выходом. Сотрудничество с Центросоюзом снижает риск конкуренции с местными, уже привычными для населения торговыми точками. По итогам партнерства ретейлер может отказаться от продления контракта с некоторыми из них, а другие, наоборот, приобрести. Кроме того, из 38 тыс. магазинов Центросоюза X5 Retail Group выбрала только самые интересные с точки зрения потенциального уровня рентабельности, замечает Колупаева.

Удержать лидерство

За прошлый год количество магазинов X5 Retail Group увеличилось на 2167, до 9187. В планах X5 Retail Group открывать по 2 тыс. магазинов ежегодно, говорил Игорь Шехтерман во время телефонной конференции с инвесторами по итогам 2016 года. Это необходимо, чтобы удержать лидерство, которое компания завоевала по итогам четвертого квартала 2016 года, потеснив «Магнит» по выручке — 294 млрд против 284 млрд руб. Но по итогам всего 2016 года X5 Retail Group еще не смогла обойти краснодарскую сеть — выручка «Магнита» составила 1,069 трлн руб., а X5 Retail Group — 1,025 трлн. руб.

«Сегодня главная цель X5 Retail Group — достичь 15-процентной доли рынка к концу 2020 года, что потребует слаженной работы нашей команды», — говорил Шехтерман. Сейчас компания занимает 8% рынка.

​Сотрудничество с кооперативами для X5 Retail Group — это еще один способ повысить эффективность своей логистики и закупочной силы и нарастить оборот и прибыль, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, реновация одного магазина в зависимости от его площади может обойтись X5 Retail Group в 6–10 млн руб. Таким образом, всего компания может потратить на этот проект до 10 млрд руб.

Открытие 5000 фирменных отделов с фермерскими продуктами в «Пятерочках» может помочь ретейлеру привлечь новый трафик, считает партнер Deloitte Егор Метелкин. Сейчас свежие продукты и товары для здорового питания продаются преимущественно в ценовом сегменте выше среднего, говорит он. По словам Метелкина, для покупателя «Пятерочки» цена важнее, чем натуральность продукта. «Однако если сотрудничество с кооперативами позволит X5 Retail Group сохранить низкую цену на фермерские товары, ретейлеру удастся привлечь покупателей, которые раньше ходили за ними на рынки», — добавил собеседник РБК.

Самым важным критерием для покупателей при выборе магазина, по данным UBS, является качество свежих продуктов — на него обращают внимание 83% респондентов. При этом почти столько же (81%) опрошенных ориентируются на цены. Большой ассортимент свежей продукции важен для 73% потребителей.

Потребительские кооперативы в России и Европе

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан (часто вместе с юридическими лицами) для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах. Каждый из участников кооператива имеет права и обязанности: решение проблем поставок товаров и услуг решается паевыми взносами. Паевые взносы для всех одинаковые, товары и услуги продаются по минимальным ценам.

В СССР система потребительских кооперативов была широко распространена и, хотя формально была негосударственной, на практике контролировалась государством. Кооперация на местах была призвана решать в основном бытовые проблемы населения в условиях неразвитости рыночных механизмов. Уже во второй половине 1960-х годов общее число розничных предприятий потребительской кооперации превысило 410 тыс. (число пайщиков — 53 млн), на долю которых приходилось 30% всего розничного товарооборота страны.

Согласно существующему российскому законодательству потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами, создавать хозяйственные общества и учреждения.

По данным Центросоюза, совокупный объем деятельности его организаций приближается к 234 млрд руб. На 1 января 2017 года в его системе насчитывается 3,8 млн пайщиков, около 3 тыс. потребительских обществ, 135 райпотребсоюзов и 76 региональных потребсоюзов.

Потребительские кооперативы существуют и в Европе. В частности, известные производители молочной продукции из Финляндии и Голландии — Valio и Campina — изначально создавались как объединения потребкооперативов. На текущий момент владельцами Valio остаются порядка 20 кооперативов, выручка за 2014 год — €1,95 млрд, на компанию работает более 4,5 тыс. человек. Объединением кооперативов по-прежнему является и Campina.