Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Почему технопарки станут виртуальными
Лента новостей 19:41 МСК
Исинбаева прокомментировала решение МОК по участию сборной России в Играх Общество, 18:36 Мутко поблагодарил МОК за решение о допуске россиян на Олимпиаду Политика, 18:31 МЧС предупредило москвичей о порывах ветра и грозе Общество, 18:28 Хоркина призвала российских спортсменов к осмотрительности на Олимпиаде Политика, 18:25 В Госдуме призвали наказать виновных в олимпийском скандале чиновников Политика, 18:21 Александр Карелин назвал справедливым решение МОК по российской сборной Политика, 18:02 Олимпийский комитет России опубликовал речь Жукова перед исполкомом МОК Общество, 17:49 «Хотелось побольней нас лягнуть»: российские политики о решении МОК Политика, 17:37 МОК отказался отстранить сборную России от Олимпиады Политика, 17:04 Большинство жертв мюнхенского стрелка были детьми мигрантов Общество, 16:47 Телеконференция главы МОК начнется в 17:00 Общество, 16:19 В Одессе неизвестные попытались забросать яйцами Надежду Савченко Общество, 15:42 СМИ сообщили о принятом МОК решении по участию России в Олимпиаде Общество, 15:34 Мюнхенский стрелок планировал преступление в течение года Политика, 15:18 В Лозанне начали обсуждать вопрос об участии сборной России в Олимпиаде Политика, 14:41 G20 подготовит черный список не обменивающихся налоговыми данными стран Экономика, 14:21 На борту следовавшего из Москвы в Краснодар самолета скончался мужчина Общество, 14:10 Полиция сообщила причины ДТП с туристическим автобусом под Ростовом Общество, 13:55 Украинский медиахолдинг рассказал о слежке за своими журналистами Общество, 13:43 Украина заявила о гибели в Донбассе шести военных за сутки Политика, 13:19 Глава ЛНР перенес местные выборы на 6 ноября Политика, 12:35 В парламент Бельгии внесли резолюцию об отмене санкций ЕС против России Политика, 12:10 Pokemon Go официально запустили во Франции Технологии и медиа, 12:00 Полиция не обнаружила массовую драку на юге Москвы Общество, 10:55 В Бразилии арестовали мужчину за попытку кражи олимпийского факела Общество, 10:19 СМИ узнали об успехе в переговорах о слиянии Tesla и SolarCity Технологии и медиа, 09:40 В результате пожара в жилом доме на востоке Москвы пострадал один человек Общество, 09:09
Газета № 047 (2303) (1803) 17 мар, 16:12 Технологии и медиа
Почему технопарки станут виртуальными
Ренат Батыров, генеральный директор технопарка «Сколково»
Ренат Батыров, генеральный директор технопарка «Сколково»
Новое поколение предпочитает работать онлайн, без привязки к офисам и технопаркам, а в России привыкли начинать инновационные проекты как девелоперские

Предпринимательское сообщество — это всегда самые активные представители поколения. А значит, смена поколений непосредственно влияет на бизнес-среду.

Если посмотреть, как сегодня организуют свое время и деятельность подростки лет 12–13, мы обнаружим любопытные факты. Их методы работы с информацией сильно отличаются от методов старших поколений. Они могут играть в онлайн-игру, общаться с партнерами по команде в нескольких Skype-сессиях, совместно работать над решением какой-то общей задачи и совмещать еще пару-тройку дел. То есть у них есть опыт решения задач в условиях неопределенности с партнерами, которые могут находиться где угодно. Здесь сразу несколько важных параметров, которые стоит учитывать тем, кто занимается развитием инновационного сообщества в стране. Ведь сегодняшние подростки — это через десять лет молодые ученые и предприниматели, которые будут определять развитие экономики. Они окончат вузы, выйдут на рынок труда, начнут создавать собственные идеи, пробовать себя в бизнесе. И уже сейчас стоит задуматься о том, как максимально раскрыть потенциал этого поколения.

Первая особенность — ежедневная деятельность будущих предпринимателей наполнена элементами геймификации и фактически превращается в игру на интерес, когда мотивирует не только достижение конечной цели, но и получение множества промежуточных бонусов, пусть и чисто символических. Геймификация уже успешно проникла в большинство бизнес-сфер: маркетинг, продажи, поиск и управление персоналом, формулирование корпоративных целей. Опрос, проведенный в 2013 году среди компаний Forbes Global 2000, показал, что более 70% из них планируют использовать геймификацию в маркетинге и работе с клиентами. Компании, которые используют геймификацию в работе с персоналом, отмечают гораздо более высокий уровень вовлеченности работников и, как следствие, более высокую эффективность бизнеса.

Второе, за чем следует следить, — способность быстро подхватывать новые веяния. В мире более половины аудитории так называемых early adopters (людей, которые первыми начинают использовать новые продукты и технологии) составляют люди от 16 до 20 лет. То, что находит у них отклик, незаметно входит в повседневную жизнь остальных. Особенно сейчас, когда новые технологии становятся все дешевле для конечных пользователей. Одновременно справедливо и то, что устаревающие технологии быстрее всего «вымирают» именно в молодежной среде. Например, сегодня мы видим массовую миграцию молодежи в социальные сети из электронной почты, закат которой Марк Цукерберг предсказывал еще в 2011 году. Уже тогда аналитики ComScore отмечали, что количество писем, отправленных пользователями 12–17 лет, за год сократилось на четверть.

Многие крупные IT-корпорации поддерживают исследовательские направления по прогнозированию развития технологий. Особенности пользователей, их взаимодействие с информацией определяют, каким будет, например, программное обеспечение пять, десять или 15 лет спустя, начиная с архитектуры и заканчивая интерфейсом. Также и людям, развивающим технологическое предпринимательство в стране, не мешало бы подумать: какие технологические потребности и предпочтения будут у бизнесменов через пять, десять, 15 лет?

Третья тенденция — снижение важности личного общения. Зачем собираться вместе и встречаться в какой-то конкретной точке на карте, если можно с помощью технологий объединить лучших специалистов со всей планеты? Все технологические предпосылки для создания и распространения облачной среды уже есть, в первую очередь доступ в интернет: 43% населения в мире уже имеют доступ к проводному интернету, а 47% — к мобильному. В развитых странах этот показатель достигает 80%.

Тогда возникает вопрос — нужны ли вообще технопарки как девелоперские проекты? Зачем все эти инвестиции в здания, развитие территорий? Для меня этот пункт не имеет однозначной трактовки. С одной стороны, да, мы можем взять лучшего специалиста, где бы он ни находился, и включить его в проект виртуально. И эта схема работает идеально, когда речь идет о разработке, проектировании, программировании и других подобных областях. Но с другой — влияние личных взаимоотношений и личного контакта, по крайней мере в российском бизнесе, остается достаточно сильным.

Как человек, связанный с инновационным бизнесом и технопарками, я вижу здесь два направления развития. В технопарках уже есть инфраструктура и возможность личного общения с партнерами, инвесторами, другими стартапами. То, что помогает решать задачи бизнеса. Но в то же время назревает необходимость выхода в виртуальное пространство, создания не только физической среды, но и единой онлайн-платформы, которая бы объединяла технопарки страны и их резидентов. Это третье, что стоит держать в уме институтам развития и фондам. Хорошая новость в том, что первые шаги к созданию этой системы уже сделаны. Так что нам будет чем ответить предпринимателям новой волны.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Другие материалы по теме
Ненаучный подход: из-за проекта долины МГУ рискует потерять 100 га земли
Онлайн-самозанятость: как работа по найму становится не нужна
Сразу в бой: почему предпринимателям не нужен диплом МВА
Плохой, хороший, работящий: три сценария развития IT в России