Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Смета века
Лента новостей 22:50 МСК
Сообщение о минировании ТЦ «Авиапарк» в Москве оказалось ложным Общество, 21:42 В Москве рабочие обнаружили схрон с похожими на оружие предметами Общество, 21:27 В Германии и Франции после ударов молний в больницах оказались 46 человек Общество, 20:47 Экс-министр предложил помощь пострадавшим в ДТП с участием его сына Общество, 20:41 В ходе химического опыта на фестивале науки в Москве пострадали трое Общество, 19:57 Москва отказалась договариваться о снижении цены на газ для Белоруссии Политика, 19:54 Участники «гонок» на Gelandewagen стали фигурантами уголовного дела Общество, 18:42 В Москве эвакуировали торговый центр «Авиапарк» Общество, 18:21 Россия и Китай провели первые совместные компьютерные учения по ПРО Политика, 18:06 Шойгу пообещал создать сотни центров «Юнармии» в России Общество, 17:49 Глава ДНР пообещал «шлепнуть» Савченко Политика, 17:41 На юго-западе Москвы женщину ранили из пневматического оружия Общество, 17:23 В Саратове открыли памятник актеру Олегу Янковскому Общество, 17:06 Сын вице-президента ЛУКОЙЛа арестован на 15 суток после гонок по Москве Общество, 16:45 Коммунисты призвали приравнять фальсификацию выборов к госперевороту Политика, 16:34 Против сбившего двух человек на остановке водителя BMW завели дело Общество, 16:33 В Анкаре ответили на слова Кэмерона о вступлении Турции в ЕС к 3000 году Политика, 15:58 Мутко допустил проведение Олимпиады в Бразилии без сборной России Общество, 15:10 Владимир Путин прибыл на гору Афон Политика, 14:50 Помощник Путина предсказал появление «лишних людей» после реформы пенсий Экономика, 14:49 СМИ рассказали о ДТП с участием сына главы Федерации бокса Общество, 14:21 На серой ветке московского метро произошел сбой из-за действий хулиганов Общество, 13:57 Прокуратура прекратила уголовное дело против сына вице-президента ЛУКОЙЛа Общество, 13:40 В Нигерии боевики атаковали нефтепровод Общество, 13:34 SpaceX опубликовала видео посадки ракеты-носителя на платформу в океане Общество, 13:29 Во Франции из-за компьютерного сбоя 7 тыс. человек провели ночь в поездах Общество, 12:49 Главу управляющей компании в Мурманске обвинили в присвоении 300 млн руб. Общество, 12:18
Газета № 036 (2292) (0103) 29 фев, 08:54
Наталия Телегина
Смета века
Аудиторы нашли превышение расходов на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии

Другие материалы по теме
Навальный заподозрил семью Якунина в обогащении за счет журналов для РЖД
Владимир Якунин предложил раздать средства ФНБ коммерческим банкам
Крах тысячелетия: как банк «Миллениум» связан с Владимиром Якуниным
Якунин предсказал ротацию в ближайшем окружении Путина