Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Смета века
Лента новостей 8:26 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  08:00   USD НАЛ. Покупка 58,10 Продажа 58,16 EUR НАЛ. 61,80 61,79 СМИ сообщили о возможной покупке Индией российских С-400 за $5,8 млрд Бизнес, 07:34 В Донбассе два предприятия Ахметова прекратили работу из-за блокады Политика, 07:02 Глава фонда Доктора Лизы запланировала поездку в Донбасс в начале марта Общество, 06:38 Инициатор закона о праве на забвение лишился ученой степени Общество, 06:18 При падении самолета на торговый центр в Австралии погибли пять человек Общество, 06:03 СМИ узнали об обсуждении в правительстве ограничения расчетов наличными Экономика, 05:49 Эксперты предложили снизить скоростной лимит в Москве Общество, 05:17 Суд в Риге признал законным штраф Ушакову за русский язык в Facebook Политика, 04:55 Сбербанк предложили лишить монополии на выплату пенсий военным Финансы, 04:12 Три человека пострадали при пожаре в общежитии академии Сеченова в Москве Общество, 03:41 Пушков охарактеризовал работу Чуркина как «дипломатический подвиг» Политика, 03:15 Полиция Стокгольма открыла огонь из-за массовых беспорядков Политика, 03:15 Совбез ООН принял заявление в связи с кончиной Чуркина Политика, 02:40 В Австралии легкомоторный самолет упал на торговый центр Общество, 02:16 Предложившего план по снятию санкций депутата рады исключили из фракции Политика, 01:48 СК возбудил дело после ранения человека подростком в московском тире Общество, 01:25 На востоке Москвы произошел пожар в общежитии академии имени Сеченова Общество, 01:09 В Москве задержали 14 активистов «Другой России» Политика, 00:35 10 лет в ООН: чем запомнился Виталий Чуркин Политика, 00:23 В посольстве России в США назвали предварительную версию смерти Чуркина Политика, 00:10 «Нужно дать Трампу время»: почему американцы голосовали за миллиардера Фотогалерея, 00:03 Банки оценили риски от новых международных требований к безопасности Финансы, 00:02 К группе «Антарес» Евгения Ройтмана подали иск о банкротстве Технологии и медиа, 00:01 Кремль подготовится к выдвижению Путина в президенты в последний раз Политика, 00:00 СМИ узнали подробности гибели российских военных в Сирии Политика, Вчера, 23:21 Трамп назначил преемником Флинна сторонника российской военной системы Политика, Вчера, 23:16 Саманта Пауэр заявила об опустошенности из-за смерти Чуркина Политика, Вчера, 23:04
Газета № 036 (2292) (0103) 29 фев 2016, 08:54
Наталия Телегина
Смета века
Аудиторы нашли превышение расходов на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии

Другие материалы по теме
Навальный заподозрил семью Якунина в обогащении за счет журналов для РЖД
Владимир Якунин предложил раздать средства ФНБ коммерческим банкам
Крах тысячелетия: как банк «Миллениум» связан с Владимиром Якуниным
Якунин предсказал ротацию в ближайшем окружении Путина