Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Смета века
Лента новостей 1:32 МСК
Жертвами теракта в Стамбуле стали 28 человек Политика, 00:18 Совладелица группы МБГ — РБК: «Мы хотели сделать винный Starbucks» Интервью, 00:13 Аэропорт Стамбула закрылся после взрывов Общество, 00:12 Партийная щедрость: с кем «Единая Россия» поделилась властью в округах Политика, 00:07 В Сети появилось видео взрыва в аэропорту Стамбула Политика, 00:06 Число пострадавших при взрывах в аэропорту Стамбула выросло до 60 человек Общество, Вчера, 23:59 Двойной теракт в аэропорту Стамбула. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 23:52 Убежище от Brexit: как Россия стала «тихой гаванью» для инвесторов Финансы, Вчера, 23:46 ЦБ ужесточит контроль за валютными операциями граждан Экономика, Вчера, 23:39 Возвращение «длинных ковшей»: что будут сносить в Москве этим летом Свое дело, Вчера, 23:33 Рейс «Аэрофлота» в Стамбул вернется в Москву после взрывов в аэропорту Общество, Вчера, 23:31 Продажи лекарств российских производителей выросли в полтора раза Бизнес, Вчера, 23:09 Капитал четырех банков из 30 крупнейших оказался в зоне риска Финансы, Вчера, 23:04 В результате взрывов в аэропорту Стамбула погибли десять человек Общество, Вчера, 23:03 В аэропорту Стамбула подорвались два смертника Политика, Вчера, 22:57 Биржевой курс евро упал ниже 71 руб. впервые с декабря Финансы, Вчера, 22:33 В аэропорту Стамбула произошли два взрыва Общество, Вчера, 22:16 Минкомсвязи и правительство поправят «закон Яровой» за депутатами Технологии и медиа, Вчера, 22:12 Савченко заявила о возможности Украины жить без президента Политика, Вчера, 21:57 Могерини предложила считать отношения с Россией ключевым вызовом ЕС Политика, Вчера, 21:49 Пентагон обвинил Россию в небезопасных маневрах рядом с кораблями ВМС США Политика, Вчера, 21:48 «Дочка» «Роснефти» начнет поставлять бензин в Иран Бизнес, Вчера, 21:10 Нарышкин назвал «тупой» позицию руководства Турции Политика, Вчера, 21:06 Суд арестовал главу Российского авторского общества Технологии и медиа, Вчера, 20:35 Четыре краеведа ушли из комиссии Петербурга из-за моста Кадырова Общество, Вчера, 20:22 В Оренбуржье разбился легкомоторный самолет Общество, Вчера, 19:55 Власти Москвы пообещали компенсацию за добровольный снос самостроя Бизнес, Вчера, 19:43
Газета № 036 (2292) (0103) 29 фев, 08:54
Наталия Телегина
Смета века
Аудиторы нашли превышение расходов на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии

Другие материалы по теме
Навальный заподозрил семью Якунина в обогащении за счет журналов для РЖД
Владимир Якунин предложил раздать средства ФНБ коммерческим банкам
Крах тысячелетия: как банк «Миллениум» связан с Владимиром Якуниным
Якунин предсказал ротацию в ближайшем окружении Путина