Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
СКР начал дело о ранении семилетней девочки из травматического пистолета 22:50, Общество Погиб советник главы Минздрава Игорь Ланской 22:26, Общество Сель уничтожил часть виноградников «Массандры» 22:02, Общество Эрдоган обратился к главе МИД Германии со словами «знай свое место» 21:39, Политика Власти ХМАО заявили о «стабильной» обстановке после нападения в Сургуте 21:22, Общество Васильева подвела итоги года работы на посту министра образования 20:48, Общество В Бостоне тысячи людей вышли на марш против митинга «За свободу слова» 20:43, Политика «Зенит» исключил Дзюбу из заявки на матч против «Амкара» 20:34, Спорт «Халл» Слуцкого проиграл второй матч подряд в чемпионате Англии 20:24, Спорт «Спартак» и «Локомотив» забили семь голов на двоих 19:42, Спорт Власти Москвы опровергли планы сделать въезд в столицу платным 19:36, Общество В Индии при сходе поезда с рельсов погибли не менее 20 человек 19:10, Общество Собянин сравнил перенос столицы из Москвы со ссылкой чиновников в Сибирь 19:00, Политика При стрельбе в канадском Торонто ранены два человека 18:40, Общество ИГ взяла на себя ответственность за теракт в Камбрильсе 18:16, Общество Веру Глаголеву похоронили на Троекуровском кладбище в Москве 17:53, Общество Красный Крест подсчитал число жертв конфликта в Донбассе 17:34, Политика Чемпионат России по футболу. «Спартак» — «Локомотив». Онлайн 17:30, Спорт Мэр Сургута выступил с видеообращением к жителям города после нападения 17:12, Общество Скончался первый главком ВВС России Петр Дейнекин 17:09, Политика ЦСКА сыграл вничью с «Уралом» в чемпионате России 16:57, Спорт ИГИЛ взяла на себя ответственность за нападение в Сургуте 16:38, Политика Ликсутов посулил москвичам скидки в кафе и ресторанах по карте «Тройка» 16:33, Общество Нападение с ножом на прохожих в Сургуте 16:14, Фотогалерея  Полиция рассказала об особенностях выбора жертв террористом из Турку 16:03, Общество Идею «размосквичивания» России в ОП назвали «пиаром» 16:01, Политика В Германии неизвестные совершили поджоги на железной дороге 15:46, Общество Bloomberg узнал об утверждении ЦБ финансирования для банка «Открытие» 15:42, Финансы
Смета века
Газета № 036 (2292) (0103) 29 фев, 2016 08:54
0
Смета века
Аудиторы нашли превышение расходов на главной стройке РЖД
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии
Байкало-Амурская магистраль (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии.