Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Смета века
Лента новостей 9:19 МСК
Косплей для науки: нейроинтерфейс для медицины и виртуальных игр Технологии и медиа, 09:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  09:00   USD НАЛ. Покупка 56,90 Продажа 56,96 EUR НАЛ. 62,10 62,10 ​После инцидента с авиарейсом «Аэрофлота» открыта «горячая линия» Общество, 08:37 Пожарные потушили возгорание в клинике на северо-западе Москвы Общество, 08:06 СМИ показали видео после попадания самолета «Аэрофлота» в воздушную яму Общество, 07:26 Пассажиры «Аэрофлота» пострадали при попадании лайнера в воздушную яму Общество, 07:06 Конгресс США достиг договоренностей по бюджету на текущий финансовый год Экономика, 06:50 Тони Блэр заявил о желании вернуться в политику из-за Brexit Политика, 06:24 СМИ узнали о согласии оппозиции Сирии на участие в переговорах в Астане Политика, 06:00 Российских членов мотоклуба «Ночные волки» не пустили в Польшу Общество, 04:56 Трамп обсудил с премьерами Сингапура и Таиланда угрозу со стороны КНДР Политика, 04:21 Япония заявила о планах нарастить закупки нефти и газа из России Политика, 03:34 NYT узнала о застигнутом врасплох Госдепе после приглашения Дутерте в США Политика, 03:12 Актриса Мэрил Стрип поддержала осужденного режиссера Олега Сенцова Общество, 02:50 Белоруссия заявила о желании проверить российские молочные предприятия Экономика, 02:17 Мексика призвала Трампа использовать сделки ТТП для партнерства в NAFTA Экономика, 01:31 СК завел уголовное дело после убийства молодого человека в Зеленограде Общество, 01:30 Белый дом сообщил о планах ужесточить наказание за клевету Политика, 00:57 В Москве отопление начнут отключать 1 мая Общество, 00:01 Новеллы-2017: что изменится в российских законах в мае Общество, 00:00 «Яблоко» обвинило полицию в фальсификации версии нападения на активистку Общество, Вчера, 23:43 Мужчина ранил трех человек из карабина в Новосибирской области Общество, Вчера, 23:14 Столтенберг рассказал об обсуждении усиления миссии НАТО в Афганистане Политика, Вчера, 22:40 Полиция в Москве задержала автомобиль с подозреваемыми в похищении Общество, Вчера, 22:21 Навальный выложил видео нападения с зеленкой в Москве Политика, Вчера, 21:59 Коалиция США признала гибель 352 гражданских в авиаударах в Сирии и Ираке Политика, Вчера, 21:34 Активистку «Открытой России» в Казани арестовали на 10 суток Общество, Вчера, 21:26 Власти Польши задержали обвиняемого в военных преступлениях в Донбассе Политика, Вчера, 21:02
Газета № 036 (2292) (0103) 29 фев 2016, 08:54
Наталия Телегина
Смета века
Аудиторы нашли превышение расходов на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии

Другие материалы по теме
Навальный заподозрил семью Якунина в обогащении за счет журналов для РЖД
Владимир Якунин предложил раздать средства ФНБ коммерческим банкам
Крах тысячелетия: как банк «Миллениум» связан с Владимиром Якуниным
Якунин предсказал ротацию в ближайшем окружении Путина