Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Смета века
Лента новостей 11:05 МСК
В США госпитализировали Джорджа Буша-старшего Политика, 10:58 СКР возбудил уголовное дело после отравления в интернате в НАО Общество, 10:42 ЦРУ обнародовало архивные документы за 50 лет Общество, 10:38 ФАС возбудила дело против губернатора Самарской области и «Газпрома» Политика, 10:32 СК начал проверку после взрыва газового баллона в Екатеринбурге Общество, 10:27 СМИ сообщили о напоминании ФСБ операторам связи по поводу «закона Яровой» Политика, 10:24 В Москве установили инновационную подсветку на пешеходных переходах Общество, 10:01 Трамп рассказал о причинах своей активности в Twitter Политика, 10:00 Депутат в США попросил вписать «вмешательство России» в выборы в учебники Политика, 09:45 СМИ сообщили о планах Crocus Group открыть фитнес-центр в Москве Бизнес, 09:27 В США протестующий против Трампа мужчина попытался совершить самосожжение Общество, 09:17 СМИ назвали имя возможного заместителя Шойгу Политика, 09:15 «Матрешка» на колесах: когда поедут российские беспилотные автобусы Бизнес, 09:11 Сенаторов могут обязать просить разрешение на принятие иностранных наград Политика, 09:00 Правительство передаст ипподром и цирк на Вернадского Москве Политика, 09:00 Гуцериев приобрел 75% группы музыкальных телеканалов Bridge Media Бизнес, 08:36 «Аэрофлот» заблокировал отмену советской системы полетов над Москвой Общество, 08:27 Yota раскрыла новые тарифы после отказа от безлимитного интернета Технологии и медиа, 08:00 СК возбудил дело после пропажи тела старушки из морга в Красноярске Общество, 07:51 Маккейн назвал Россию крупнейшим игроком на Ближнем Востоке Политика, 07:06 СМИ сообщили о продаже Нордеа Банком ипотечного портфеля на 16 млрд руб. Финансы, 06:50 Вылетевший из Благовещенска самолет экстренно вернулся в аэропорт вылета Общество, 05:58 СМИ узнали о возможной схеме полного выхода Telenor из VimpelCom Бизнес, 05:43 Ассанж и Сноуден прокомментировали смягчение наказания Челси Мэннинг Политика, 05:15 Каждый второй американец поверил во «вмешательство России» в выборы Политика, 05:05 СМИ узнали о планах создания Сбербанком и Alibaba совместного предприятия Бизнес, 04:56 Уходящий глава Пентагона обвинил Россию в торможении сотрудничества с США Политика, 03:55
Газета № 036 (2292) (0103) 29 фев 2016, 08:54
Наталия Телегина
Смета века
Аудиторы нашли превышение расходов на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии

Другие материалы по теме
Навальный заподозрил семью Якунина в обогащении за счет журналов для РЖД
Владимир Якунин предложил раздать средства ФНБ коммерческим банкам
Крах тысячелетия: как банк «Миллениум» связан с Владимиром Якуниным
Якунин предсказал ротацию в ближайшем окружении Путина