Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Смета века
Лента новостей 3:17 МСК
В ресторане в Баварии сработало взрывное устройство Политика, 02:04 США выполнят наблюдательный полет над Россией Политика, 01:38 В Баварии произошел взрыв в ресторане Общество, 00:58 Шестой созыв Госдумы принял рекордное число законов за двадцать лет Политика, 00:28 Очевидцы сняли на видео напавшего с мачете на прохожих в Германии Общество, 00:14 Полиция арестовала возможного сообщника мюнхенского стрелка Общество, 00:04 «Роснефть» простит правительству долг в 60 млрд руб. Бизнес, 00:00 Затопление улиц в Москве объяснили засоренной ливневой канализацией Общество, Вчера, 23:55 Prisma стала доступна пользователям Android Технологии и медиа, Вчера, 23:52 У Черноморского побережья Кубани возникли два смерча Общество, Вчера, 23:20 Ловушки на каждом углу: какие опасности для сборной России в решении МОК Общество, Вчера, 23:17 Захватившие полицейский участок в Ереване сожгли автомобиль Политика, Вчера, 23:01 Почему тонет Москва: как при реконструкции улиц засорили канализацию Общество, Вчера, 22:46 Игры не для всех: как МОК избежал конфликта с Россией перед Олимпиадой Политика, Вчера, 22:42 Исинбаева призвала пожизненно отстранить информатора WADA Степанову Общество, Вчера, 22:25 Допинг не помеха: как спонсоры отреагировали на скандал со сборной России Бизнес, Вчера, 22:14 Принтер правительства: кто заставил Думу принять рекордное число законов Политика, Вчера, 22:04 Майкл Блумберг выступит с поддержкой Клинтон на съезде демократов Политика, Вчера, 21:54 Сборная России по триатлону отправится на Олимпийские игры в Рио Общество, Вчера, 21:10 В ОКР назвали дату проводов российской сборной на Олимпиаду Политика, Вчера, 20:50 Бастрыкин впервые прокомментировал аресты в Следственном комитете Политика, Вчера, 20:40 Квартал в Дамаске подвергся минометному обстрелу Политика, Вчера, 20:20 Трамп пригрозил выходом США из ВТО Политика, Вчера, 19:57 Тарпищев подтвердил участие российских теннисистов в Олимпийских играх Общество, Вчера, 19:45 Сирийский беженец с мачете напал на прохожих на юге Германии Политика, Вчера, 19:40 Российских синхронисток и прыгунов в воду допустили к Олимпийским играм Общество, Вчера, 19:10 Исинбаева прокомментировала решение МОК по участию сборной России в Играх Общество, Вчера, 18:36
Газета № 036 (2292) (0103) 29 фев, 08:54
Наталия Телегина
Смета века
Аудиторы нашли превышение расходов на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии

Другие материалы по теме
Навальный заподозрил семью Якунина в обогащении за счет журналов для РЖД
Владимир Якунин предложил раздать средства ФНБ коммерческим банкам
Крах тысячелетия: как банк «Миллениум» связан с Владимиром Якуниным
Якунин предсказал ротацию в ближайшем окружении Путина