Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
$2,6 трлн по-мусульмански
Лента новостей 15:08 МСК
Глава ДНР Захарченко назвал условие встречи с Савченко Политика, 14:35 Медведев предложил ратифицировать соглашение об авиабазе в Сирии Политика, 14:20 ФАС допустила возвращение к регулированию тарифов в портах Бизнес, 14:15 Британский суд отказался разморозить активы экс-владельца банка «Траст» Финансы, 14:07 ЦБ назвал четыре причины сохранения ключевой ставки Финансы, 14:02 ФАС изучит возможные планы «Роснефти» по приватизации «Башнефти» Бизнес, 14:00 Приток средств в инвестирующие в Россию фонды сменился оттоком Финансы, 13:46 Артем Чайка стал владельцем одного из крупнейших производителей соли Бизнес, 13:43 Microsoft уволит почти 3 тыс. сотрудников Технологии и медиа, 13:40 ЦБ оставил ключевую ставку без изменений Финансы, 13:30 Прокуратура начала проверку после ЧП с Airbus в аэропорту Симферополя Общество, 13:18 Официальный курс доллара впервые с 25 мая поднялся выше 67 руб. Финансы, 13:05 Лидера Партии пенсионеров сместили после заявлений о давлении Кремля Политика, 12:59 ЛУКОЙЛ открыл новое нефтяное месторождение в Пермском крае Бизнес, 12:55 На Украине назвали причины приведшего к гибели представителя НАТО взрыва Политика, 12:50 С небес на землю: зачем Путин отправляет силовиков в регионы Аббас Галлямов политолог Мнение, 12:44 Цена нефти Brent впервые с апреля упала ниже $42 Экономика, 12:32 Курс евро на завтра  12:31 EUR ЦБ 74.3799 +0.9752 Курс доллара на завтра  12:31 USD ЦБ 67.0512 +0.9387 В Госдуму внесли кандидатуру нового посла России на Украине Политика, 12:26 Яровая попросила проверить слова финансового директора сети «Магнит» Экономика, 12:25 СК возбудил дело после гибели трех рабочих на месторождении «Роснефти» Общество, 12:11 Google вернул прежние названия городов на карте Крыма Общество, 12:02 В Кельне вынесли приговор российским футбольным фанатам Общество, 11:55 Роскомнадзор проверит соблюдение законов России игрой Pokemon Go Технологии и медиа, 11:53 Украина ввела ограничения против 243 российских компаний Политика, 11:43 «Роснефть» заинтересовалась строительством электростанций в Венесуэле Бизнес, 11:41
Газета № 018 (2274) (0302) 3 фев, 00:25
Александр Артемьев
$2,6 трлн по-мусульмански
Как будет расти мировой халяльный рынок в ближайшие годы
Фото: AP

Мировой рынок халяльных продуктов и соответствующих мусульманским традициям услуг к 2020 году вырастет до $2,6 трлн. Интерес к сектору проявляют на Западе: Nestlé уже стала лидером по производству халяльных продуктов.

От Индонезии до России

Мировой рынок халяльных продуктов и мусульманских услуг (за вычетом услуг исламского банкинга) в ближайшие годы будет расти на 6,5% в год, и к 2020 году его объем составит $2,6 трлн, свидетельствуют данные доклада о глобальной исламской экономике, подготовленного Thomson Reuters и консалтинговой компанией DinarStandard по заказу правительства эмирата Дубай.

Объем рынка непосредственной халяльной продукции — то есть производства пищевых продуктов, соответствующих нормам ислама, запрещающим к использованию среди прочего свинину, мертвечину и кровь — к 2020 году должен вырасти почти наполовину, до $1,585 трлн. В 2014 году он составил $1,13 трлн, что больше китайского или американского продуктового рынка ($798 млрд и $741 млрд). Через три года на долю халяльных продуктов будет приходиться 21,2% всей стоимости продукции пищепрома, предполагали авторы предыдущего доклада за 2014 год.

В крупнейшей мусульманской стране мира Индонезии (население на конец 2015 года — 257,9 млн человек) объем рынка халяльных продуктов в 2014 году составлял $158 млрд. В Турции он достигал $110 млрд, в Пакистане — $100,5 млрд, в Египте — $75,5 млрд. В России он составил порядка $35 млрд — как писал еще в 2013 году РБК, на тот момент халяльная продукция составляла не менее 10% объема продаж говядины и баранины в стране.

Спрос рождает производство

Рынок халяльных продуктов давно перерос масштаб локальных национальных рынков мусульманских стран. Крупнейшим производителем халяльных продуктов в мире является малайзийская «дочка» корпорации Nestlé Malaysia с оборотом $1,1 млрд (данные отчетности за 2014 год). Трудоустраивающая 5 тыс. человек и работающая на малайзийском рынке с 1912 года, когда страна еще была британской колонией, компания выпускает более 300 видов халяльной продукции, с 1994 года по собственной инициативе использует халяльную маркировку, а также создала собственный Халяльный центр качества. В минувшем году корпорация Nestlé анонсировала на 2017 год запуск производства кофе и кулинарии в Дубае, объем вложений составил $120 млн.

К выпуску халяльной продукции проявляют интерес инвесторы из Бразилии, Франции, ЮАР и Южной Кореи. Так, в 2015 году подразделение крупнейшего британского оптового поставщика A.F. Blakemore & Son Ltd заключило контракт с принадлежащей брунейскому правительству Ghanim International о поставке в Великобританию халяльных продуктов под маркой Bruneihalal. Ретейловые сети Carrefour и Tesco начали продавать халяльную продукцию в некоторых своих ресторанах, растет число зарубежных точек у малайзийской сети халяльного фастфуда Marrybrown.

В Дубае был создан Халяльный и исламский экономический хаб, который на протяжении трех последних лет проводит международную выставку-ярмарку халяльных продуктов. В 2016 году в ней должны принять участие около 800 компаний-производителей, сообщает Saudi Gazette, приводящая данные аналогичного доклада Thomson Reuters за 2014 год. В прошлом году число участников было на сотню меньше, что свидетельствует о растущем спросе, так как «крупнейшие местные, региональные и международные производители халяльных продуктов исследуют области новых возможностей и инвестирования», цитирует издание старшего вице-президента Дубайского международного торгового центра Трикси ЛохМирманд.

Одежда и туризм

Халяльный рынок не ограничивается производством; строго говоря, слово «халяльный» можно применить к любому аспекту жизнедеятельности. Так, мировой рынок одежды, следующей нормам мусульманского дресс-кода, Thomson Reuters оценивал в 2014 году в $230 млрд, рынок халяльной косметики и лекарств — в $129 млрд, специфическую мусульманскую нишу в сфере развлечений — в $179 млрд.

Набирает обороты халяльный туризм, в первую очередь гастрономический. На долю исламского туризма, не связанного с дорогостоящими паломничествами (хаджем и умрой — поездкой в Мекку в не предназначенное для хаджа время), приходится уже 11% от всей туристической отрасли, говорится в докладе. Его авторы оценивают объем этого рынка в $230 млрд. К 2020 году он должен составить $233 млрд. Это ведет к развитию специфической исламской инфраструктуры. «К примеру, туристический сегмент включает в себя [организацию] авиаперелетов, на протяжении которых не подаются свинина и алкоголь, объявляется время молитв и транслируются религиозные передачи», — отмечал в прошлом году глава компании Al Masah Capital Management Шайлеш Даш в комментарии The Khaleej Times.