Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
С Путиным на груди
Лента новостей 4:32 МСК
СМИ сообщили о просьбе «Роснефти» вдвое снизить тарифы на прокачку нефти Экономика, 03:39 Космический аппарат «Розетта» направили на столкновение с кометой Технологии и медиа, 03:27 В Госдепе отвергли наличие угрозы в словах о возможных терактах в России Политика, 02:42 СМИ узнали о запуске платежной системы Apple Pay в начале октября Технологии и медиа, 02:27 СМИ назвали кандидата на пост нового командующего ВДВ Политика, 02:00 Посольство России в США усилило меры безопасности из-за Дня гнева Политика, 01:20 Обама и Меркель осудили «варварские» авиаудары по Алеппо Политика, 01:15 Google начала исполнять предписание ФАС Технологии и медиа, 01:10 В Минобороны заявили о снижении на треть числа уклонистов от призыва Общество, 00:49 Cartoon Network анонсировал закрытие мультсериала «Время приключений» Технологии и медиа, 00:15 МИД назвал подарком террористам отказ США от сотрудничества с Россией Политика, 00:06 Минус $100 млрд: почему сокращается трансграничное кредитование России Экономика, 00:01 Поспорили из-за водки: как чиновники обсуждают снижение цен на алкоголь Бизнес, Вчера, 23:57 Война слов: к чему приведут споры России и США о Сирии Политика, Вчера, 23:29 Лавров и Керри обсудили «хрупкость» мирных соглашений по Сирии Политика, Вчера, 23:12 Двое пакистанских солдат погибли в столкновениях c индийскими военными Политика, Вчера, 22:22 Полковника Захарченко и его начальника уволили из полиции Общество, Вчера, 21:50 Игрок на выборах: как миллиардер Энди Бил помогает Дональду Трампу Бизнес, Вчера, 21:50 Поезд Москва — Ярославль врезался в легковой автомобиль Общество, Вчера, 21:39 Памфилова выступила за перенос единого дня голосования на октябрь Политика, Вчера, 21:36 Красноярские энергетики пожаловались на компанию миллиардера Мельниченко Бизнес, Вчера, 21:23 В Вене кричавший «Аллах акбар» водитель пытался задавить пешеходов Общество, Вчера, 21:14 Таксисты договорились с властями Москвы обсуждать тарифы на перевозки Бизнес, Вчера, 20:41 Постпред США в ООН назвала действия России в Сирии подарком террористам Политика, Вчера, 20:37 На зеленой ветке московского метро произошел сбой Общество, Вчера, 20:30 СКР отказался проверять деятельность заместителя Мединского Политика, Вчера, 20:26 В Москве впервые за год повысили размер минимальной зарплаты Финансы, Вчера, 20:15
Газета № 150 (1925) (1808) //2104 18 авг 2014, 00:25
Валерия Житкова
С Путиным на груди
Фото: ИТАР-ТАСС

За очередной коллекцией «патриотических» футболок с изображением Владимира Путина в ГУМе выстраиваются многочасовые очереди. Компании «АняВаня» и Hearts of Russia раньше других продавцов одежды уловили конъюнктуру и теперь продают тысячи маек в день.

«Нас не догонят»

Компания «АняВаня» существует с 2010 года. Первая коллекция дизайнеров Анны Трифоновой и Ивана Ершова называлась «33 царя»: на майках были изображены российские монархи в 16 вариантах. «Нам захотелось современного продолжения «властной» темы, а последние политические события подготовили момент для запуска новой коллекции», — объясняет Трифонова.

На футболках новой коллекции «Всё путём», продажи которой стартовали в июне, изображение Путина сопровождается надписями «Самый вежливый из людей», Crimea и «Нас не догонят». В интернет-магазине компании все футболки, включая майку под названием «Моряк в цветах» (к портрету Путина в морской форме дорисован венок из нарциссов), стоят 1,2 тыс. руб.

Тематические коллекции «АняВаня», как и сезонные, производятся на подмосковной фабрике, куда дизайнеры компании отправляют цифровые эскизы.

О компании заговорили, когда она открыла точку продаж в ГУМе. «Мы презентовали руководству ГУМа свою идею, которая им сразу же понравилась. Арендовали помещение в торговом центре на несколько дней», — рассказывает Трифонова. «АняВаня» планировала продавать коллекцию в течение трех дней — 11–13 июня, но партия в 5 тыс. футболок разошлась меньше чем за сутки. Вторая акция, также трехдневная, прошла 11–13 августа. Общая выручка от коллекции с президентским принтом превысила 15 млн руб.

В компании Bosco di Ciliegi, управляющей ГУМом, не смогли прокомментировать сотрудничество с продавцом футболок.

Среди покупателей «АняВаня» есть «звезды» — Микки Рурк, Михаил Галустян, Гарик Харламов. По словам основателей компании, со знаменитостями не было никаких предварительных договоренностей и рекламных контрактов, все они купили майки по доброй воле. «Такой бешеный успех коллекции мы связываем исключительно с медийностью главы нашего государства», — комментирует Трифонова. На этой волне «АняВаня» планирует запустить еще одну «патриотическую» коллекцию — осеннюю.

Не только Путин

Компания Hearts of Russia, также периодически торгующая одеждой с изображениями известных политиков в ГУМе, существует с 2012 года. Первым проектом трех братьев — Степана Колесниченко, Андрея Мартиросова и Юрия Ефременко — стала разработка и популяризация брендов крупных городов России. После успешной реализации линии I love Russia основатели запустили коллекцию с изображениями главы государства и известных политиков. Сейчас на футболках Hearts of Russia кроме Путина можно увидеть, например, министра обороны Сергея Шойгу и министра иностранных дел Сергея Лаврова.

Часть товаров Hearts of Russia создает сама, часть (около 70%) закупает у партнеров — сторонних дизайнерских брендов, среди них — Alexander Konasov, ArkashaDasha, Candy Shop Russia, Russian Pride, «Военторг» (контролируется структурами Минобороны). Сейчас продукция компании представлена в пяти магазинах в Москве, в двух — в Санкт-Петербурге, а также в Самаре, Казани и Коломне. В ближайший год планируется открыть еще 35 точек в регионах по франшизе.

В среду, 13 августа, в магазине Hearts of Russia в ГУМе стартовали продажи «патриотической» коллекции перечисленных брендов. За первый день было продано около тысячи маек на общую сумму примерно 1,5 млн руб.: стоимость одной футболки колеблется от 800 до 5 тыс. руб.

Колесниченко говорит, что не считает серьезными конкурентами «АнюВаню»: те провели всего две разовые акции, а Hearts of Russia планирует продавать подобную одежду постоянно. Трифонова же жалуется, что «некоторые изображения просто передрали с принтов «АниВани».

По какому праву

По мнению директора брендингового агентства Depot WP Алексея Андреева, личный бренд Владимира Путина в России сейчас крайне успешен. «С позиции академического маркетинга это абсурд, так как политики во всем мире всегда не в моде, но острая политическая ситуация в стране и значительный вес пропаганды дают свои результаты», — объясняет он. Однако бренд самих компаний-производителей померкнет в лучах президентской славы, предостерегает Андреев.

Права на распространение изображений президента, скорее всего, не станут проблемой для продавцов футболок. «Претензии к компании предъявить может только лицо, изображение которого используется, то есть сам Путин», — объясняет адвокат Илья Новиков. Ни прокуратора, ни другие официальные органы не могут выступить инициатором разбирательства. Более того, политик не может в той же мере претендовать на неприкосновенность своего облика как частное лицо, добавляет Новиков.

Основатели «АниВани» отправили президенту письмо с просьбой одобрить их проект, но ответа пока не получили. По словам партнера юридической группы «Яковлев и Партнеры» Татьяны Кормилицыной, этого недостаточно: Гражданский кодекс РФ разрешает использовать изображения гражданина только с его согласия, за исключением случаев, когда затронуты государственные или общественные интересы, изображение получено при съемке в публичных местах или гражданин позировал за плату. Если эти условия не выполняются, то при наличии судебного решения вся партия футболок может быть изъята из оборота и уничтожена без какой-либо компенсации. Но иск должен подать Путин, подтверждает Кормилицына.

Кроме того, размещенное на футболках изображение, скорее всего, является фотоснимком, у которого есть автор, добавляет она: если компании не получали согласия на использование фото, автор вправе требовать возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. или в двукратном размере стоимости фото.

Но, считают в Depot WP, патриотичным дизайнерам бояться нечего. «Несмотря на жесткий регламент авторских и гражданских прав, тиражирование образа Владимира Путина гармонично ложится в глобальную стратегию популяризации российского президента», — отмечает Андреев.