Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
В итальянских Венето и Ломбардия прошли референдумы об автономии 00:58, Политика На выборах в Грузии правящая партия получила более половины голосов 00:23, Политика Mercedes выиграл Кубок конструкторов в «Формуле-1» 00:14, Спорт СПЧ предложит Путину реформы избирательной системы 00:03, Политика В ВТБ назвали «чушью» слухи о связях своих менеджеров с «ФК Открытие» 00:00, Финансы Юрий Соловьев — РБК: «На рынках все движется жадностью и страхом» 00:00, Интервью Мексиканский Interjet заинтересовался российскими лайнерами МС-21 22 окт, 23:45, Бизнес В аварии в Ярославской области погибли три человека 22 окт, 23:38, Общество В Львовской области избили депутата Рады от «Радикальной партии» 22 окт, 23:20, Политика Как заработать на современном искусстве, даже если вы не миллионер 22 окт, 22:53, РБК и Phillips В ХМАО при столкновении трех автомобилей погибли два человека 22 окт, 22:25, Общество Китайский врач рассказала о массовом допинге в олимпийской сборной 22 окт, 21:57, Спорт Британская полиция арестовала захватившего заложников в боулинг-клубе 22 окт, 21:47, Общество Порошенко пообещал жителям Авдеевки добиться ввода миротворцев в Донбасс 22 окт, 21:39, Политика Прямая и явная угроза: успеет ли Каталония объявить независимость 22 окт, 21:37, Политика В Москве задержали двоих полицейских при получении взятки 22 окт, 21:07, Общество Роберто Манчини назвал причины стычки с игроком ЦСКА 22 окт, 20:54, Спорт Президент Чехии заявил о планах назначить премьером миллиардера Бабиша 22 окт, 20:43, Политика При пожаре на рынке в Ростовской области ликвидировали открытое горение 22 окт, 19:56, Общество Особый подход: как банк помог компании-клиенту со значимой сделкой 22 окт, 19:51, РБК и Промсвязьбанк Дамир Джумхур установил рекорд российских теннисных турниров 22 окт, 19:29, Спорт В школе на севере Москвы произошел пожар 22 окт, 19:25, Общество В Англии вооруженный мужчина захватил заложников в боулинг-клубе 22 окт, 19:07, Общество Пожар на хозяйственном рынке под Ростовом-на-Дону локализовали 22 окт, 19:01, Общество Трамп впервые рассказал о помощи Китая в экономическом давлении на КНДР 22 окт, 18:57, Политика ЦСКА и «Зенит» сыграли вничью в чемпионате России 22 окт, 18:41, Спорт Хакеры из Anonymоus атаковали сайты трех министерств Испании 22 окт, 18:32, Общество Навальный прокомментировал решение Собчак пойти на выборы 22 окт, 18:22, Политика
Без вида на Кремль
Газета № 226 (1759) (0512) Общество, 05 дек, 2013 01:05
0
Без вида на Кремль
Большинство приезжающих в Москву работают за пределами ТТК
Фото: PhotoXpress

Распространенное мнение о том, что каждое рабочее утро практически все жители московских окраин едут на работу в центр Первопрестольной, опровергнут. О несостоятельности этой гипотезы свидетельствует исследование, подготовленное по заказу Московского урбанистического форума. Согласно его данным, немногим более 8% жителей Московской агломерации едут из-за МКАД в центр города каждое утро. При этом почти 30% горожан перемещаются, не пересекая кольцо в течение рабочего дня.

Такие цифры исследователи получили, исходя из данных с вышек одного из мобильных операторов в столичном регионе. По сведениям урбанистов, 43,6% жителей агломерации по большому счету не покидают мест своего проживания. Почти 29% населения даже не пересекает МКАД, чтобы добраться до учебы или работы, 13,3% перемещаются за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК), менее 1,5% — внутри ТТК. Согласно исследованию, в центр в рабочие дни приезжает примерно 35% населения — 8% из-за МКАД и 27% из-за ТТК.

Эксперты, опрошенные РБК daily, сходятся во мнении, что в целом такие показатели ежедневного перемещения жителей по городу соответствуют аналогичным показателям в развитых западных городах. По большому счету схожих исследований по перемещению горожан сейчас никто не проводит, подчеркивают собеседники. Для сравнения можно проанализировать данные «Яндекс.Такси», согласно которым в центр направлен 41% поездок, внутри ТТК происходит порядка 10% поездок, а за его пределами — 49%, что в принципе тоже не свидетельствует о зашкаливающей центростремительности поездок.

Интересно, что, по данным исследования МУФ, 17% москвичей в центр вообще не ездят. Самой популярной целью поездки в центр, как и принято считать, являются работа и учеба. Чтобы сократить поток едущих в центр, столичное правительство сегодня активно работает над децентрализацией города, в том числе за счет возможного отказа от строительства офисов в пределах ТТК, то есть ограничивая количество рабочих мест в центре.

В это же время городская власть намерена развивать транспортную систему столицы. Согласно планам руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, пассажиропоток в 2013 году вырастет на 3,7% и достигнет 5,5 млрд поездок в год. При этом до 2012 года в Москве была тенденция снижения использования общественного транспорта. На развитие столичного транспорта запланировано выделение 367 млрд руб., что на 22% больше, чем в прошлом году.

Евгения Шалихманова,
консалтинговая группа «НЭО Центр», партнер практики «Инвестиционное консультирование»
Точных оценок маятниковой миграции сейчас не дает ни одно ведомство, однако понятно, что цифры огромны — счет идет на миллионы человек ежедневно. В ближайшие годы ситуация будет усугубляться — этому способствует активная застройка жильем Подмосковья. Причем это жилье ориентировано в первую очередь на покупателей, наиболее склонных к трудовой локальной маятниковой миграции, — это, как правило, молодые семьи, то есть люди трудоспособного возраста, готовые мириться с временными неудобствами ради достижения карьерных и финансовых целей.

Вместе с тем в последнее время наблюдается относительно новая для Москвы тенденция — покупатели новостроек за МКАД все чаще сдают свою удаленную квартиру, а себе снимают жилье поблизости от места работы. Однако такой вариант приемлем для относительно небольшого количества сотрудников — не более 2—3% от общего количества работающих на территории Москвы: это преимущественно бездетные менеджеры среднего и высшего звена, способные за счет основного дохода компенсировать разницу между арендной платой за жилье в Подмосковье и внутри столицы.

Действенный рецепт регулирования маятниковой миграции давно известен — это децентрализация: в первую очередь децентрализация экономики, но немаловажную роль играет также культурная, досуговая децентрализация.

Сергей Смирнов,
Институт социальной политики и социально-политических программ ВШЭ, директор
Перемещение москвичей по городу — это очень непостоянная единица. Они меняются вместе с развитием города. В СССР многие производства располагались в центре, например тот же ЗИЛ. Тогда на территориях заводов были рабочие бараки. А когда при Хрущеве их начали расширять, у людей встал выбор — либо ехать на окраину, но жить в более-менее чистой, хоть и небольшой квартире, либо оставаться в полупрогнившем бараке. Метро добавляло транспортной доступности, поэтому выбор был очевиден, так и начала формироваться тенденция каждое утро ехать на работу.

Сегодня производств в центре практически не осталось, но рабочие места по-прежнему сконцентрированы именно там. Правда, сейчас изменилось качество работающих в центре. Доля рабочего класса уменьшается, увеличивается число сотрудников в сфере услуг, «белых воротничков». Последние в силу определенного финансового благополучия могут позволить себе не ездить на работу в центр, а жить недалеко.

Владимир Мукамель,
Институт социологии РАН, профессор
Ежедневные поездки трети населения на учебу и работу в центр и обратно — абсолютно нормальный показатель для Москвы. Примерно треть населения осуществляет аналогичную миграцию в крупнейших российских и европейских городах. Причем за последние десятилетия эта цифра изменилась незначительно.

А вот 17% москвичей, которые вообще не посещают центр города, — цифра весьма относительная. В данном случае необходимо узнать, когда эти люди последний раз были в центре. Скажем, большинство из них сказали бы, что посещали центр в последние десять лет, чуть меньше — пять, три и т.д. Сам факт того, что такое значительное количество людей не бывают в центре, объясняется просто — в Москве много пенсионеров и инвалидов, которым ехать в центр тяжело, а порой и не нужно.