Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Без вида на Кремль
Лента новостей 10:54 МСК
Лавров заявил о готовности к диалогу с США в «конструктивном русле» Политика, 10:31 В Москве объявили в розыск автомобили обстрелявшего полицейских мужчины Общество, 10:11 Митинг актеров Голливуда против Дональда Трампа в Нью-Йорке. Фоторепортаж Фотогалерея, 10:05 СМИ узнали о проверке спецслужбами США связей советников Трампа с Россией Политика, 09:50 Исполняющим обязанности министра финансов США станет Адам Шубин Политика, 09:40 Uber выплатит властям США $20 млн для снятия обвинений в обмане водителей Бизнес, 09:35 СК возбудил дело после нападения на инкассаторов в Подмосковье Общество, 09:27 На шоссе под Махачкалой произошла авария с участием почти 40 автомобилей Общество, 09:10 Чубайс рассказал о царящем ужасе на форуме в Давосе Политика, 09:04 В Австралии водитель намеренно въехал в толпу пешеходов Общество, 08:48 В Кремле заявили о тысячах кибератак Запада на Россию Политика, 08:36 Голливудские актеры провели митинг против Трампа в центре Нью-Йорка Политика, 08:31 СМИ сообщили о проблемах с ключевым софтом на российских АЭС Общество, 08:28 В Подмосковье во время ограбления убили инкассатора Общество, 08:13 Правительство передаст «Ростеху» Чемезова два предприятия спецсвязи Политика, 08:00 Песков заявил о пользе «серьезной оппозиции» для России Политика, 07:52 Reuters узнал о планах Трампа подписать первые указы в день инаугурации Политика, 07:08 СМИ узнали об аресте экс-вице-президента кредитовавшего Ле Пен банка Общество, 07:05 СМИ связали публикацию «переписки Суркова» с отставкой в Кремле Политика, 06:14 В правительстве снизят процент по кредитам для IT-экспортеров Экономика, 05:59 Кремль рассказал о необходимости поддерживать хорошие отношения с США Политика, 04:44 «Коммерсантъ» узнал о возможном отказе Минобороны от Ту-154 Политика, 04:41 СМИ узнали о приостановке военной операции в Гамбии Политика, 04:11 В Бразилии задержали подозреваемого в убийстве исполнительницы «Ламбады» Общество, 03:12 Власти США передали в ОАЭ последнего россиянина из Гуантанамо Политика, 03:10 Ассанж рассказал о готовности сдаться властям США при соблюдении его прав Общество, 02:46 Власти Мексики экстрадировали наркобарона Коротышку в США Политика, 02:17 Пентагон сообщил об уничтожении одного из лидеров «Аль-Каиды» в Сирии Политика, 02:02
Газета № 226 (1759) (0512) 5 дек 2013, 00:05
Анастасия Дуленкова, Алексей Синяков
Без вида на Кремль
Большинство приезжающих в Москву работают за пределами ТТК
Фото: PhotoXpress

Распространенное мнение о том, что каждое рабочее утро практически все жители московских окраин едут на работу в центр Первопрестольной, опровергнут. О несостоятельности этой гипотезы свидетельствует исследование, подготовленное по заказу Московского урбанистического форума. Согласно его данным, немногим более 8% жителей Московской агломерации едут из-за МКАД в центр города каждое утро. При этом почти 30% горожан перемещаются, не пересекая кольцо в течение рабочего дня.

Такие цифры исследователи получили, исходя из данных с вышек одного из мобильных операторов в столичном регионе. По сведениям урбанистов, 43,6% жителей агломерации по большому счету не покидают мест своего проживания. Почти 29% населения даже не пересекает МКАД, чтобы добраться до учебы или работы, 13,3% перемещаются за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК), менее 1,5% — внутри ТТК. Согласно исследованию, в центр в рабочие дни приезжает примерно 35% населения — 8% из-за МКАД и 27% из-за ТТК.

Эксперты, опрошенные РБК daily, сходятся во мнении, что в целом такие показатели ежедневного перемещения жителей по городу соответствуют аналогичным показателям в развитых западных городах. По большому счету схожих исследований по перемещению горожан сейчас никто не проводит, подчеркивают собеседники. Для сравнения можно проанализировать данные «Яндекс.Такси», согласно которым в центр направлен 41% поездок, внутри ТТК происходит порядка 10% поездок, а за его пределами — 49%, что в принципе тоже не свидетельствует о зашкаливающей центростремительности поездок.

Интересно, что, по данным исследования МУФ, 17% москвичей в центр вообще не ездят. Самой популярной целью поездки в центр, как и принято считать, являются работа и учеба. Чтобы сократить поток едущих в центр, столичное правительство сегодня активно работает над децентрализацией города, в том числе за счет возможного отказа от строительства офисов в пределах ТТК, то есть ограничивая количество рабочих мест в центре.

В это же время городская власть намерена развивать транспортную систему столицы. Согласно планам руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, пассажиропоток в 2013 году вырастет на 3,7% и достигнет 5,5 млрд поездок в год. При этом до 2012 года в Москве была тенденция снижения использования общественного транспорта. На развитие столичного транспорта запланировано выделение 367 млрд руб., что на 22% больше, чем в прошлом году.

Евгения Шалихманова,
консалтинговая группа «НЭО Центр», партнер практики «Инвестиционное консультирование»
Точных оценок маятниковой миграции сейчас не дает ни одно ведомство, однако понятно, что цифры огромны — счет идет на миллионы человек ежедневно. В ближайшие годы ситуация будет усугубляться — этому способствует активная застройка жильем Подмосковья. Причем это жилье ориентировано в первую очередь на покупателей, наиболее склонных к трудовой локальной маятниковой миграции, — это, как правило, молодые семьи, то есть люди трудоспособного возраста, готовые мириться с временными неудобствами ради достижения карьерных и финансовых целей.

Вместе с тем в последнее время наблюдается относительно новая для Москвы тенденция — покупатели новостроек за МКАД все чаще сдают свою удаленную квартиру, а себе снимают жилье поблизости от места работы. Однако такой вариант приемлем для относительно небольшого количества сотрудников — не более 2—3% от общего количества работающих на территории Москвы: это преимущественно бездетные менеджеры среднего и высшего звена, способные за счет основного дохода компенсировать разницу между арендной платой за жилье в Подмосковье и внутри столицы.

Действенный рецепт регулирования маятниковой миграции давно известен — это децентрализация: в первую очередь децентрализация экономики, но немаловажную роль играет также культурная, досуговая децентрализация.

Сергей Смирнов,
Институт социальной политики и социально-политических программ ВШЭ, директор
Перемещение москвичей по городу — это очень непостоянная единица. Они меняются вместе с развитием города. В СССР многие производства располагались в центре, например тот же ЗИЛ. Тогда на территориях заводов были рабочие бараки. А когда при Хрущеве их начали расширять, у людей встал выбор — либо ехать на окраину, но жить в более-менее чистой, хоть и небольшой квартире, либо оставаться в полупрогнившем бараке. Метро добавляло транспортной доступности, поэтому выбор был очевиден, так и начала формироваться тенденция каждое утро ехать на работу.

Сегодня производств в центре практически не осталось, но рабочие места по-прежнему сконцентрированы именно там. Правда, сейчас изменилось качество работающих в центре. Доля рабочего класса уменьшается, увеличивается число сотрудников в сфере услуг, «белых воротничков». Последние в силу определенного финансового благополучия могут позволить себе не ездить на работу в центр, а жить недалеко.

Владимир Мукамель,
Институт социологии РАН, профессор
Ежедневные поездки трети населения на учебу и работу в центр и обратно — абсолютно нормальный показатель для Москвы. Примерно треть населения осуществляет аналогичную миграцию в крупнейших российских и европейских городах. Причем за последние десятилетия эта цифра изменилась незначительно.

А вот 17% москвичей, которые вообще не посещают центр города, — цифра весьма относительная. В данном случае необходимо узнать, когда эти люди последний раз были в центре. Скажем, большинство из них сказали бы, что посещали центр в последние десять лет, чуть меньше — пять, три и т.д. Сам факт того, что такое значительное количество людей не бывают в центре, объясняется просто — в Москве много пенсионеров и инвалидов, которым ехать в центр тяжело, а порой и не нужно.