Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Без вида на Кремль
Лента новостей 17:17 МСК
При стрельбе в штате Миссисипи погибли восемь человек Общество, 16:58 Макрон рассказал о своем отношении к Путину и Трампу Политика, 16:45 Старая программа без кандидата: о чем договорились коммунисты на съезде Политика, 16:37 Митинг против реновации на юго-западе Москвы. Фоторепортаж Фотогалерея, 16:08 Мантуров рассказал о планах продать более 1 тыс. МС-21 за 20 лет Технологии и медиа, 16:02 Японские СМИ показали видео испытания новой системы ПВО Северной Кореи Политика, 15:49 СК завел дело после крушения под Москвой легкомоторного самолета Общество, 15:30 Британия надавит на интернет-компании из-за экстремистких материалов Общество, 14:57 На юго-западе Москвы прошел митинг против сноса пятиэтажек Общество, 14:40 Подростки атаковали полицейских на фестивале красок в Челябинске Общество, 14:25 Путин поздравил разработчиков нового лайнера МС-21 с первым полетом Политика, 13:35 На мачеху задержанного в центре Москвы мальчика составили протокол Общество, 12:58 СМИ сообщили о вынужденной посадке самолета в Краснодаре из-за драки Общество, 12:11 Новый российский пассажирский лайнер МС-21 совершил первый пробный полет Технологии и медиа, 12:06 «Аэрофлот» заявил о задержке рейсов из Москвы в Италию из-за забастовки Общество, 11:22 СМИ узнали о планах брата манчестерского террориста напасть на конвой ООН Политика, 11:03 СМИ узнали о планах концернов Японии выделить $25 млрд на беспилотники Бизнес, 10:32 Друг манчестерского террориста назвал возможные причины его радикализации Общество, 10:20 Пентагон заявил о готовности Трампа обсуждать соглашение по климату Политика, 09:42 Япония заявила о подготовке собственных санкций для КНДР Политика, 08:57 Президент Франции назвал рукопожатие с Трампом «моментом истины» Политика, 08:08 Китай выступил с протестом против заявления G7 о Южно-Китайском море Политика, 07:24 British Airways пообещала возобновить работу в штатном режиме Бизнес, 06:43 КНДР испытала новую систему противовоздушной обороны Политика, 06:00 СМИ сообщили о решении Трампа выйти из Парижского соглашения по климату Политика, 05:40 На Аляске при крушении самолета погибли два человека Общество, 05:27 Сирия направила в ООН протест против авиаударов коалиции во главе с США Политика, 05:05 В США на аукционе продали самолет Элвиса Пресли Общество, 04:38
Газета № 226 (1759) (0512) 5 дек 2013, 00:05
Анастасия Дуленкова, Алексей Синяков
Без вида на Кремль
Большинство приезжающих в Москву работают за пределами ТТК
Фото: PhotoXpress

Распространенное мнение о том, что каждое рабочее утро практически все жители московских окраин едут на работу в центр Первопрестольной, опровергнут. О несостоятельности этой гипотезы свидетельствует исследование, подготовленное по заказу Московского урбанистического форума. Согласно его данным, немногим более 8% жителей Московской агломерации едут из-за МКАД в центр города каждое утро. При этом почти 30% горожан перемещаются, не пересекая кольцо в течение рабочего дня.

Такие цифры исследователи получили, исходя из данных с вышек одного из мобильных операторов в столичном регионе. По сведениям урбанистов, 43,6% жителей агломерации по большому счету не покидают мест своего проживания. Почти 29% населения даже не пересекает МКАД, чтобы добраться до учебы или работы, 13,3% перемещаются за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК), менее 1,5% — внутри ТТК. Согласно исследованию, в центр в рабочие дни приезжает примерно 35% населения — 8% из-за МКАД и 27% из-за ТТК.

Эксперты, опрошенные РБК daily, сходятся во мнении, что в целом такие показатели ежедневного перемещения жителей по городу соответствуют аналогичным показателям в развитых западных городах. По большому счету схожих исследований по перемещению горожан сейчас никто не проводит, подчеркивают собеседники. Для сравнения можно проанализировать данные «Яндекс.Такси», согласно которым в центр направлен 41% поездок, внутри ТТК происходит порядка 10% поездок, а за его пределами — 49%, что в принципе тоже не свидетельствует о зашкаливающей центростремительности поездок.

Интересно, что, по данным исследования МУФ, 17% москвичей в центр вообще не ездят. Самой популярной целью поездки в центр, как и принято считать, являются работа и учеба. Чтобы сократить поток едущих в центр, столичное правительство сегодня активно работает над децентрализацией города, в том числе за счет возможного отказа от строительства офисов в пределах ТТК, то есть ограничивая количество рабочих мест в центре.

В это же время городская власть намерена развивать транспортную систему столицы. Согласно планам руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, пассажиропоток в 2013 году вырастет на 3,7% и достигнет 5,5 млрд поездок в год. При этом до 2012 года в Москве была тенденция снижения использования общественного транспорта. На развитие столичного транспорта запланировано выделение 367 млрд руб., что на 22% больше, чем в прошлом году.

Евгения Шалихманова,
консалтинговая группа «НЭО Центр», партнер практики «Инвестиционное консультирование»
Точных оценок маятниковой миграции сейчас не дает ни одно ведомство, однако понятно, что цифры огромны — счет идет на миллионы человек ежедневно. В ближайшие годы ситуация будет усугубляться — этому способствует активная застройка жильем Подмосковья. Причем это жилье ориентировано в первую очередь на покупателей, наиболее склонных к трудовой локальной маятниковой миграции, — это, как правило, молодые семьи, то есть люди трудоспособного возраста, готовые мириться с временными неудобствами ради достижения карьерных и финансовых целей.

Вместе с тем в последнее время наблюдается относительно новая для Москвы тенденция — покупатели новостроек за МКАД все чаще сдают свою удаленную квартиру, а себе снимают жилье поблизости от места работы. Однако такой вариант приемлем для относительно небольшого количества сотрудников — не более 2—3% от общего количества работающих на территории Москвы: это преимущественно бездетные менеджеры среднего и высшего звена, способные за счет основного дохода компенсировать разницу между арендной платой за жилье в Подмосковье и внутри столицы.

Действенный рецепт регулирования маятниковой миграции давно известен — это децентрализация: в первую очередь децентрализация экономики, но немаловажную роль играет также культурная, досуговая децентрализация.

Сергей Смирнов,
Институт социальной политики и социально-политических программ ВШЭ, директор
Перемещение москвичей по городу — это очень непостоянная единица. Они меняются вместе с развитием города. В СССР многие производства располагались в центре, например тот же ЗИЛ. Тогда на территориях заводов были рабочие бараки. А когда при Хрущеве их начали расширять, у людей встал выбор — либо ехать на окраину, но жить в более-менее чистой, хоть и небольшой квартире, либо оставаться в полупрогнившем бараке. Метро добавляло транспортной доступности, поэтому выбор был очевиден, так и начала формироваться тенденция каждое утро ехать на работу.

Сегодня производств в центре практически не осталось, но рабочие места по-прежнему сконцентрированы именно там. Правда, сейчас изменилось качество работающих в центре. Доля рабочего класса уменьшается, увеличивается число сотрудников в сфере услуг, «белых воротничков». Последние в силу определенного финансового благополучия могут позволить себе не ездить на работу в центр, а жить недалеко.

Владимир Мукамель,
Институт социологии РАН, профессор
Ежедневные поездки трети населения на учебу и работу в центр и обратно — абсолютно нормальный показатель для Москвы. Примерно треть населения осуществляет аналогичную миграцию в крупнейших российских и европейских городах. Причем за последние десятилетия эта цифра изменилась незначительно.

А вот 17% москвичей, которые вообще не посещают центр города, — цифра весьма относительная. В данном случае необходимо узнать, когда эти люди последний раз были в центре. Скажем, большинство из них сказали бы, что посещали центр в последние десять лет, чуть меньше — пять, три и т.д. Сам факт того, что такое значительное количество людей не бывают в центре, объясняется просто — в Москве много пенсионеров и инвалидов, которым ехать в центр тяжело, а порой и не нужно.