Лента новостей
Более тысячи пассажиров застряли в аэропорту Норильска из-за тумана 08:17, Новость Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным 08:07, Статья В Северной Корее прошли испытания новой системы РСЗО 08:03, Новость ФНС решила обанкротить развивавшуюся ранее «Билайном» сеть «Ноу-хау» 08:01, Статья Аршавин оценил дерби «Спартака» против ЦСКА 08:00, Статья WSJ сообщил о новых санкционных рисках из-за закона США о помощи Украине 07:57, Статья Постпред России назвал «финальным аккордом» резолюцию ЕП о выборах 07:48, Новость Над Белгородской областью сбили два снаряда «Ольха» 07:42, Новость «Зенит» захотел выручить от будущего контракта с букмекером до ₽2 млрд 07:30, Статья На Сахалине водитель снес памятники и проехал по могилам на кладбище 07:09, Новость Во ВШЭ описали пути выхода из «лабиринта санкций» 07:00, Статья «Турецкий Илон Маск». Почему Байрактара называют преемником Эрдогана 07:00, Статья AP сообщило об отводе ВСУ танков Abrams из-за российских дронов 06:46, Статья Жительница Владивостока впала в кому после операции и умерла 06:35, Новость Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников 06:00, Статья Суд Нью-Йорка отменил приговор Харви Вайнштейну 05:56, Статья В ДНР сообщили об уходе ВСУ с позиций в важном укрепрайоне 05:50, Новость Минск прописал в военной доктрине возможность помогать союзникам 05:34, Новость
Газета
Суперслух для пилотов
Газета № 58 (1591) (0104) Общество,
0

Суперслух для пилотов

Новая система создает 3D-звук в наушниках летчика
Фото: Raytheon
Фото: Raytheon

Американская аэрокосмическая компания Raytheon разработала новую систему 3D Audio для военных пилотов, которая предупредит их о типе угрозы и точном ее нахождении. Система создает направленный звук, который появляется в том месте, откуда исходит опасность.

Одна из проблем военных пилотов заключается в том, что звук в наушниках не имеет ярко выраженной направленности. Если летчик слышит несколько радиосообщений из разных источников, звук сливается воедино и искажается.

3D Audio помогает пилотам различать несколько радиоканалов одновременно. Это похоже на то, как человек общается с несколькими людьми на вечеринке. Так как участники разговора стоят в разных местах, легче понять, кто о чем говорит, даже если голоса звучат одновременно.

Система Raytheon понимает, когда пилот поворачивает голову, и звук в наушниках «перемещается» в соответствии с его движением. Кроме того, пилот может настроить систему так, чтобы голос определенного человека звучал в определенном месте. Например, голос второго пилота звучал с правой стороны, голос пассажира — сзади, а авиадиспетчера — спереди.

Еще одна немаловажная функция системы — это аудиопредупреждение о внешних опасностях. Фактически летчик будет слышать то, что происходит в километрах за бортом самолета, с какой именно стороны, и потому сможет быстрее среагировать, например, на атаку противника.

Современные технологии предупреждения пилотов об опасности требуют, чтобы они посмотрели сначала на картинку на дисплее, прежде чем предпринять дальнейшие действия. С 3D Audio в дополнение к этому пилоты получат геопространственное обозначение угроз, что поможет им быстрее сориентироваться и реагировать.

По мнению партнера венчурного фонда T34Moscow Михаила Демидова, 3D Audio сможет функ­ционировать только как рабочий прототип, потому что пилот не сможет полностью сконцентрироваться только на слухе.

«Слух как один из органов чувств практически не был охвачен ни одним подобным изобретением. Однако я думаю, что эта технология не совсем ноу-хау, а просто доработка динамика. Когда пилот находится в небе и слушает, что ему говорят с земли, сложно сделать так, чтобы не было какофонии, которая, вероятно, будет наблюдаться и при использовании 3D-звука. Поэтому, на мой взгляд, такая система — излишество», — добавил г-н Демидов.

«Данная система может помочь военным пилотам уменьшить время реакции, к примеру, при экстренном сообщении о надвигающейся угрозе со стороны источника звука. Основная же сложность заключается в четкой реализации системы, ведь помимо постоянного контроля положения головы летчика и правильной работы звуковых динамиков необходимо также достоверно определять положение реального источника звука/угрозы, ведь в противном случае данная система может просто дезориентировать пилота», — считает сотрудник лаборатории спектроскопии наноматериалов Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН Александр Чернов.