Лента новостей
Небо, гонг, Масленица: культурная афиша февраля 09:00, Стиль Где найти небольшой фургон для бизнеса без проблем с запчастями 08:44, РБК и Газ Как умный дом изменил представления людей о комфорте. Тест 08:18, РБК и Ростелеком Что вы знаете о Северном морском пути. Тест 07:50, РБК и Газпром нефть Из чего на самом деле состоят полуфабрикаты 07:19, РБК и Черкизово Антонов заявил о противоречиях в словах Кирби о лабораториях на Украине 05:59, Политика Киев предложил ввести запрет общения на русском языке во всех вузах 05:32, Политика Как торговля ЕС с Россией и СНГ показала «аномалии». Инфографика 05:30, Экономика В Венгрии уволили сотни военачальников ради «меритократии в армии» 05:29, Политика Банкоматы Райффайзенбанка перестали принимать доллары и евро 05:00, Финансы Советник Шойгу заявил о провале попытки «ментального блицкрига» Запада 04:52, Политика Арестович оценил шансы на F-16 у Украины словами «нет превращается в да» 04:42, Политика Россия нарастила экспорт СПГ в Европу 04:29, Бизнес Нарышкин заявил о «повышении ставок» НАТО на Украине 04:06, Политика NYT сообщила о падении доходов от проституции на Украине 03:45, Общество Euraktiv узнал о проблемах с ускоренным вступлением Украины в ЕС 03:08, Политика В России вступил в силу стандарт об ограничении скорости электросамокатов 03:00, Общество Покупки центробанков подняли спрос на золото на максимум за 10 лет 02:55, Бизнес ФСБ опубликовала архивные документы к 80-летию Сталинградской битвы 02:34, Общество «Челси» без Абрамовича переписал рекорды футбола. Сколько потратили клубы 01:53, Спорт Кирби сообщил о работе с Киевом над исследованиями по борьбе с пандемией 01:52, Политика Байден счел изменение климата опаснее ядерной войны 01:50, Общество Reuters узнал о готовности США передать Украине ракеты большей дальности 01:23, Политика «Аэрофлот» и Ространснадзор решили изменить правила провоза ручной клади 01:08, Бизнес Россия в индексе восприятия коррупции вернулась на позицию 2019 года 01:00, Политика Россия перестала поставлять нефть в страны, которые ввели потолок цен 00:45, Экономика Экс-переговорщик США объяснила, почему сохранить ДСНВ в интересах России 00:28, Политика Хинштейн сообщил о задержании главы самарской Счетной палаты 00:28, Общество
Газета
«Аэрофлот» уступил своим и чужим
Газета № 059 (3552) (2604) Бизнес,
0

«Аэрофлот» уступил своим и чужим

S7 Airlines в марте стала лидером по числу перевезенных пассажиров
S7 Airlines опередила авиакомпанию «Аэрофлот» по числу перевезенных пассажиров в марте, став лидером рынка. Второе место занял лоукостер «Победа», который также входит в группу «Аэрофлот»
Фото: Пётр Ковалев / ТАСС
Фото: Пётр Ковалев / ТАСС

Авиакомпания «Аэрофлот» уступила S7 Airlines первое место на рынке пассажирских авиаперевозок. Об этом РБК рассказал источник, знакомый с итогами работы российских авиакомпаний в марте 2022 года. По его словам, S7 перевезла за прошлый месяц более 980 тыс. пассажиров. «Количество перевезенных пассажиров в марте — 986 тыс. человек», — уточнил представитель S7, отказавшись сообщить другие детали.

Собеседник РБК утверждает, что на втором месте расположилась «Победа», на третьем — ее материнская компания «Аэрофлот». «Победа» перевезла в марте 911 тыс. пассажиров, что на 74 тыс. больше, чем «Аэрофлот» (837 тыс.), сообщила утром в понедельник, 25 апреля, пресс-служба группы «Аэрофлот». Еще одна авиакомпания группы, «Россия», перевезла 456 тыс. человек. Общий пассажиропоток группы сократился на 20,4% (до 2,2 млн человек).

Данные о перевозках традиционно публикует Росавиация, но за март их еще нет. РБК направил запросы в пресс-службу этого ведомства и представителю «Аэрофлота».

Бизнес
Количество пассажиров Домодедово сократилось на 25% Фото: Никита Попов / РБК

Почему S7 обошла «Аэрофлот»

Март стал первым полным календарным месяцем работы российских авиакомпаний после начала военной спецоперации на Украине. Из-за закрытия авиасообщения с Евросоюзом перевозчики из России прекратили летать в Европу. Ограничения на полеты против них ввели также США, Великобритания и другие страны. К тому же перевозчики были вынуждены сократить полеты за пределы России из-за риска ареста самолетов иностранного производства. В результате в марте пассажиропоток группы «Аэрофлот» на международных рейсах снизился на 50% (до 189,4 тыс. человек).

В разгар пандемии коронавируса, когда международный рынок для российских авиакомпаний был ограничен (по итогам 2020 года пассажиропоток на международных линиях сократился на 76%, по итогам 2021 года — на 57% к 2019 году), S7 уже опережала «Аэрофлот» по числу перевозимых пассажиров. Это продолжалось почти год, с апреля 2020 года по апрель 2021 года включительно. «В отличие от российских конкурентов доля международных линий «Аэрофлота» исторически была значительно выше, на них приходилась половина пассажиропотока компании», — объясняет представитель группы. По его словам, «Аэрофлот» вернул лидерство в отрасли после переориентации маршрутной сети на внутрироссийский рынок. «Причем в этом сегменте еще активнее продолжила работать авиакомпания «Победа», маршрутная сеть которой всегда в большей степени была сосредоточена на внутренних линиях», — добавляет представитель группы.

Однако с 24 февраля также были ограничены полеты российских авиакомпаний в южные аэропорты России, на которые делал ставку «Аэрофлот», из-за продолжающейся спецоперации на Украине. «S7 Airlines традиционно обладает широкой маршрутной сетью внутри страны. В марте компания увеличивала количество рейсов по наиболее востребованным направлениям, перенаправив туда емкости из закрытой южной зоны», — говорит источник, близкий к S7. Сейчас на динамику «Аэрофлота» и его «дочек» повлияли «фактически одномоментное закрытие международных направлений и невозможность за такой короткий период перестроить маршрутную сеть, ориентировав ее только на внутренний рынок, с обеспечением соответствующего спроса», сетует представитель группы. Тем не менее входящие в нее авиакомпании «сосредоточились на развитии направлений внутри России». «Также по мере появления возможностей [они] будут открывать доступные международные направления», — добавляет собеседник. Уже возобновились полеты в города Казахстана и Узбекистана, в Египет, Израиль, Армению, на Шри-Ланку, Мальдивы. «Развивается программа полетов за рубеж из Сочи», — отметили в пресс-службе «Аэрофлота».

«Победа» тоже не впервые стала лидером среди авиакомпаний группы «Аэрофлота»: лоукостер обгонял головную авиакомпанию в июле 2020 года. По итогам текущего марта у «Победы» самое небольшое снижение пассажиропотока — он сократился на 7,3%, у «России» — на 17,7%, у S7 — на 25,2%, у «Аэрофлота» — на 32,1%. По словам представителя «Аэрофлота», на операционных результатах этой компании отразились также передача «России» самолетов Superjet и передача части Boeing 737 «Победе». Несмотря на это, группа «Аэрофлот» сохраняет лидерство по перевозкам.

Какие шансы у авиакомпаний на лидерство в будущем

Лидерство S7 продлится до тех пор, пока будут сохраняться нынешние ограничения международных перевозок, полагает профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва. Пока будет продолжаться кризис в отрасли и «Аэрофлот» не перераспределит ресурсы, первенство в отрасли останется за S7, соглашается исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

По мнению Гужвы, после решения «Победы» сократить парк самолетов на 40% (до 25 машин) лоукостер не может стать лидером отрасли, как это предполагала стратегия «Аэрофлота». В случае сохранения строгих санкционных ограничений лидером через несколько лет может стать авиакомпания «Россия», считает Пантелеев. Ведь именно в ее интересах будет поставляться новая авиатехника отечественного производства — как Superjet, так и МС-21, объясняет он.

Лидерство в авиации во многом будет определяться не только наличием парка воздушных судов, но также и тарифной политикой перевозчиков, активностью внутрироссийского туристского бизнеса и уровнем господдержки авиакомпаний, резюмирует профессор кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления Татьяна Богданова.