Лента новостей
В ФРГ начался суд между Adidas и Nike из-за трех полосок в дизайне брюк 04:04, Статья В пригороде Воронежа сбили беспилотник 03:53, Новость Минфин сообщил о плане сделать упор на ИЖС при выдаче семейной ипотеки 03:26, Статья Делегация Северной Кореи отправилась в Иран 03:25, Новость Историк объяснил, как Кант стал и остался русским подданым 03:00, Новость Антонов объяснил стремлением доминировать антироссийские санкции США 02:57, Новость Авиакомпаниям предписали высаживать людей при духоте в самолетах 02:50, Статья Над Воронежской областью сбили еще два беспилотника 02:46, Новость Мэр Харькова сообщил о повреждении газопровода после взрывов 02:23, Новость Канада разрешила Airbus использовать российский титан вопреки санкциям 02:04, Новость Helsingin Sanomat узнала условия продажи арены Тимченко и Ротенберга 01:51, Статья Россияне рассказали, что будут делать после новых ограничений Таиланда 01:43, Новость «Известия» узнали о задержании еще нескольких человек вместе с Ивановым 01:39, Статья Движение машин по Крымскому мосту временно перекрыли 01:32, Новость В Харькове и Николаеве прогремели взрывы 01:12, Новость В Курске объявили ракетную опасность 01:06, Статья ТАСС узнал, что замминистра обороны Иванов давно находился «в разработке» 00:46, Статья Глава Минздрава Крыма пообещал подать в отставку, если не будет лекарств 00:34, Новость
Газета
Деньги деньгам рознь
Газета № 76 (1609) (2504) Общество,
0

Деньги деньгам рознь

Доходы, полученные неправедным путем, ценятся меньше
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В Америке есть поговорка: «Все деньги зеленые», ее справедливость решили проверить ученые. Выяснилось, что людям не все равно, как получено вознаграждение, и они склонны меньше ценить деньги, «нажитые» аморальным способом.

Не случайно деньги, заработанные нечестно или незаконно, принято называть грязными. Если денежные знаки «нравственно испорчены» в глазах человека, он склонен считать, что они имеют меньшую ценность и даже меньшую покупательную способность. Таков вывод совместного исследования Калифорнийского и Стэнфордского университетов.

В одном из проведенных экспериментов участвовали 59 студентов колледжа, выразивших желание поучаствовать в розыгрыше 50 долл. Участники были разделены на группы — первая боролась за «аморальные» деньги, вторая — за «нейтральные» деньги.

Спонсором первого приза был назван ритейлер Walmart. При этом участникам эксперимента рассказали о факте, имевшем место в 2005 году, когда Международный форум трудовых прав обвинил Walmart в несоблюдении международных стандартов по трудовым нормам. И было высказано мнение, что призовые деньги — это часть прибыли Walmart, практиковавшего «потогонную систему» для сотрудников.

Второй группе просто сообщили, что деньги для розыгрыша были предоставлены ритейлером Target.

Далее участникам раздали лотерейные билеты и сказали, что они могут использовать любое их количество, однако, чтобы билет стал «активным», на нем нужно было написать свое имя и контактную информацию. Как и прогнозировали исследователи, боровшиеся за «аморальные» деньги заполнили меньшее количество лотерейных билетов.

Далее, чтобы оценить ценность «испорченного» денежного приза, участникам обеих групп было предложено оценить, сколько из восьми напитков или продуктов — таких как литр молока, бутылка сладкой газировки или шоколадный батончик — они могли бы приобрести на 50 долл. Те, кто был в группе Walmart, подсчитали: на ту же сумму они купят меньше пунктов — и указали, что они считали деньги грязными.

«Наша работа показывает, что мораль является важным фактором в принятии экономических решений, — рассказывает Дженнифер Стеллар, докторант в области психологии, ведущий автор исследования. — Хотя мы часто думаем, что 50 долла. — это 50 долл., результаты показывают, что, когда деньги вызывают отрицательные моральные ассоциации, их ценность уменьшается».

По словам ученых, выводы исследования помогают объяснить психологический аспект таких экономических тенденций, как социально ответственные инвестиции или бойкотирование потогонного производства товаров. Полученные результаты также отчасти проливают свет на то, почему большинство компаний стараются избежать подозрений в привлечении средств от коррумпированных инвесторов или принципиально не желают получать прибыль от незаконной или неэтичной деятельности. И дело здесь не только в боязни наказания со стороны правоохранительных органов, но и в нежелании участвовать в чем-то безнравственном.

«Люди обладают мощной мотивацией рассматривать себя как фундаментально хороших и высоконравственных, — добавляет доцент кафедры социологии Стэнфордского университета, соавтор работы Робб Уиллер. — Мы считаем, эта мотивация настолько велика, что даже может заставить людей отказываться от денег, ассоциирующихся с чем-то аморальным».