Бойцовский клуб миллиардера
По залу клуба Fight Nights на Кутузовском проспекте эхом раскатываются команды тренера: «Push-ups! More! Again!». С больших глянцевых плакатов на стенах смотрят главные звезды клуба — Владимир Минеев, чемпион мира по кикбоксингу по версиям World Kickboxing Association (WKA) и World Association of Kickboxing Organizations (WAKO-PRO), и Виталий Минаков, действующий чемпион мира по смешанным единоборствам по версии Bellator. Сами Минеев и Минаков разминаются тут же: в жизни они выглядят суровее, чем на плакатах с художественной ретушью.
В разгар разминки в клубе появляется Зиявудин Магомедов. Без пиджака и галстука, но в черно-красном спортивном костюме. Охрана остается ждать в холле, а бизнесмен заходит в тренировочный зал. С ним несколько сотрудников группы «Сумма», а также основатели и генеральные продюсеры Fight Nights Камил Гаджиев и Сангаджи Тарбаев. Магомедов здесь явно не впервые — особый интерес он вызывает, похоже, только у фотографа РБК, спортсмены же спокойно продолжают тренировку.
Магомедов присоединяется к группе разминающихся: вместе со всеми бегает по кругу, отжимается, кувыркается и приседает, затем около получаса отрабатывает ударные приемы с партнером, потом переходит к жиму штанги лежа. На камеру или в рамках рядовой тренировки, но 100 кг Магомедов жмет спокойно. С тренером клуба, огромным татуированным Камелом, он по-английски обсуждает дальнейшие упражнения, поясняя потом, что француз занимается еще и его персональными тренировками.
За отработкой борцовской техники Магомедов наблюдает уже со стороны: бойцы отчаянно пытаются прижать друг друга к полу. В этом суть смешанных единоборств, набравших популярность в 1990-х годах: бойцы любого направления, школы и стиля могут встретиться в ринге и выяснить, кто сильнее.
Бизнес из детства
«Естественно, корни такого увлечения идут из детства. Вырасти на улицах Махачкалы само по себе было видом спорта. Конфликты часто решались по-мужски, иногда такие стычки бывали несколько раз в день, — рассказывает Магомедов в интервью РБК, — но лучше все-таки демонстрировать свои боевые навыки в ринге». Это прямая отсылка к девизу Fight Nights — «Хочешь драться — дерись в ринге», который здесь повсюду, от плакатов до фирменных футболок.
Журнал Forbes в 2015 году оценил состояние Зиявудина Магомедова в $800 млн. Вместе с братом он владеет группой «Сумма»: братья контролируют, например, 25% Новороссийского морского торгового порта, 49,99% транспортной группы Fesco, инжиниринговую компанию «Трансинжиниринг», газодобывающую Якутскую топливно-энергетическую компанию.
Eurasia Fight Nights (FN) явно выбивается из ряда остальных активов Магомедова. Его владельцем бизнесмен стал несколько месяцев назад. Клуб в 2010 году основали абсолютный чемпион мира по кикбоксингу Бату Хасиков, вице-президент московской федерации смешанных боевых единоборств ММА Камил Гаджиев и капитан команды КВН «Сборная РУДН» Сангаджи Тарбаев. Позже в число совладельцев клуба вошли управляющий директор московского офиса инвестбанка Goldman Sachs Сергей Арсеньев и дизайнер Сергей Шанович.
Что представлял собой клуб Fight Nights как бизнес до сделки с Магомедовым — неясно. По словам Камила Гаджиева, годовой оборот FN — 350 млн руб. и еще до сделки с Магомедовым бизнес вышел на самоокупаемость. Но проверить его слова не получается. В базе данных СПАРК-Интерфакс финансовые показатели ООО «Файт Найтс», учредителями которого числятся Хасиков и Гаджиев, в 2013 и 2014 годах совершенно идентичны: выручка 9,517 млн руб., чистый убыток — 18,7 млн руб. Другие компании, связанные с Fight Nights через учредителей — «Файт Найтс Джим», «Файт Найтс Глобал», «Файт Найтс Интертейнмент», «Евразия Спорт» и «Сумма Спорт», — не публикуют отчетности. К тому же большинство из них созданы в 2013–2014 годах.
Что именно купил Магомедов — тоже непонятно: как оформлена сделка юридически, ни сам Магомедов, ни его представители не комментируют. С учетом предыдущих вложений в клуб — это спонсорская поддержка бойцов клуба, помощь в организации мероприятий и рекламе — сумма сделки составила «несколько десятков миллионов долларов», говорил РБК Камил Гаджиев, слова которого подтверждал представитель Магомедова.
«Сумма» стоит первой в списке «генеральных партнеров» на сайте клуба. Группа, например, спонсировала открытие спортивного клуба FN в Махачкале: Магомедов лично присутствовал на турнире Fight Nights Dagestan. Сам бизнесмен рассказывает, что занимается несколько раз в неделю, часто — в московском клубе Fight Nights.
Что такое смешанные единоборства
Смешанные единоборства (англ. Mixed Martial Arts, MMA) — вид боевых искусств, представляющий собой симбиоз разных боевых техник и школ и отвечающий на интересующий многих вопрос: «Если встретятся боксер и борец — кто победит?»
Поединки в ММА ведутся в полный контакт, бойцы могут применять как ударную, так и борцовскую технику. Стандартный бой длится три раунда по пять минут с перерывами на одну минуту, титульный бой — пять раундов. Бои проводятся в «клетке» — площадке размером 8×8 м с ограждением, которое не позволяет бойцам выйти за пределы ринга.
На начальном этапе турниры по MMA иногда продвигались как «бои без правил», что являлось рекламным слоганом и не соответствует действительности. Согласно опубликованному в 2015 году докладу американской Ассоциации врачей ринга (ARP), в профессиональном боксе за последние 25 лет погибали на ринге в среднем 4,8 спортсмена в год,, в UFC (главная американская организация MMA) — 0,28 спортсмена в год на протяжении 15 лет.
Россия признала смешанные единоборства официальным видом спорта в 2012 году.
Фото: Getty Images
Боевая прибыль
Кроме клуба на Кутузовском проспекте у FN есть еще три — в Элисте, Махачкале и Брянске. В московском клубе проходят тренировки не только по смешанным единоборствам, но и по боксу, кросс-фиту и даже йоге и пилатесу. В фирменном интернет-магазине можно заказать с доставкой одежду и спортивные аксессуары с логотипами FN и автографами звезд. Но главный бизнес Fight Nights — организация боев по смешанным единоборствам: в 2014 году бойцы FN участвовали в пяти боях, в 2015-м — в девяти (в том числе в Петербурге, Сочи и Каспийске). Fight Nights также проводил собственный клубный чемпионат в Москве.
Основные доходы, по словам Гаджиева, клубу приносят продажа билетов, телевизионные трансляции и реклама. Билеты на финальное мероприятие FN «Битва 20» в «Лужниках» 11 декабря стоили от 1 тыс. до 70 тыс. руб. К местам в партере по цене от 5 тыс. руб. прилагались еще и «два мастер-класса с чемпионом». По словам Гаджиева, на предыдущие мероприятия такого уровня удавалось привлечь 6–7 тыс. зрителей, то есть на билетах FN сможет заработать порядка 15–20 млн руб. Но расходов на организацию мероприятия это не покроет — оно обходится не меньше чем в 30 млн руб., признает Гаджиев.
На организованный Fight Nights бой россиянина Михаила Мохнаткина с бразильцем Эдналдо Оливейрой 23 октября в петербургском Ледовом дворце было продано 6 тыс. билетов, рассказывает Гаджиев. Доход от продажи билетов едва ли покроет 30% общих расходов, остальное теоретически должны покрывать телевизионные трансляции и реклама. Помимо трансляций на «Матч ТВ» все топовые бои FN платно транслируются в интернете, на совместном с Ultimate Fighting Championship (UFC) канале UFC Fight Pass — стоимость просмотра в среднем $10 за вечер. На каких условиях канал транслирует бои, в «Матч ТВ» не комментируют.
Крупнейший в мире промоутер ММА американская UFC в год проводит около 40 боев не только в Северной и Латинской Америке, но и в Европе, Австралии и ОАЭ. Для зрителей это недешевое развлечение: например, на бой Альдо против Макгрегора 12 декабря на MGM Grand Garden Arena в Лас-Вегасе на момент подготовки этого материала можно было приобрести билеты стоимостью от $505 до $6900. При этом UFC не может похвастаться высокой доходностью бизнеса (см. врез «UFC выше всех» на с. 84).
Если у крупнейшего в мире промоутера боев по смешанным единоборствам бизнес идет не слишком гладко, на что может рассчитывать совсем маленький на фоне UFC клуб Fight Nights? Инвестиции Магомедова будут «способствовать расширению бизнеса» FN, говорит Гаджиев. Помимо повышения уровня мероприятий и трансляции в FN хотят сосредоточить основные усилия на маркетинге и наращивании аудитории. Это значит больше рекламы, в том числе и наружной. Гаджиев считает, что «она отлично показывает себя в регионах».
Но для настоящего коммерческого успеха спортивным событиям нужны зрители не только на стадионах, но и у экранов, тогда аудитория становится интересна крупным рекламодателям, а телеканалы готовы платить за права на трансляции. Телевизионная аудитория UFC доходит до 800 млн человек в год — смотреть бои можно не только по ТВ, но и в интернете (месячная подписка стоит €7,99). В 2011 году UFC подписала семилетний контракт на телетрансляции с Fox Sports. Его сумма, по данным газеты The Telegraph, — $700 млн.
Бизнесмен Зиявудин Магомедов на тренировке в московском клубе Fight Nights. Фото: Юрий Чичиков для РБК
Звезды и деньги
В России топовые бои UFC осенью начал транслировать «Матч ТВ», до этого их показывал канал «Россия 2». «Формат UFC, безусловно, востребован, у ММА есть своя стабильно растущая аудитория в нашей стране», — говорит представитель «Матч ТВ». Поединок шестикратной чемпионки UFC Ронды Роузи с претенденткой на титул Холли Холм 16 ноября по «Матч ТВ» посмотрели 5,8% телезрителей-мужчин в возрасте 25–59 лет. «Цифры четко продемонстрировали потенциал такого продукта», — отмечает представитель телеканала, но говорить о возможных перспективах трансляций боев Fight Nights он не хочет.
UFC выше всех
Ultimate Fighting Championship (UFC) — промоутерская компания из США, крупнейший в мире организатор боев MMA. Изначально это был экспериментальный, одноразовый чемпионат. Но успех первого турнира в Денвере в 1993-м вдохновил бизнесмена Арта Дейви и преподавателя школы бразильского джиу-джитсу Рориона Грейси на создание собственной компании. В 2001-м компанию приобрели за $2 млн братья Фертитта, владельцы сети казино Station Casinos. Генеральным продюсером и президентом UFC стал промоутер боксерских поединков Дэйна Уайт (на фото).
Братья Фертитта купили и объединили с UFC большинство мировых конкурентов, включая Pride Fighting Championships. Ежегодный оборот Zuffa, материнской компании UFC, составляет, по разным оценкам, от $250 млн до $350 млн. По оценке журнала Forbes, это 90% всей мировой выручки в сфере MMA.
По оценке агентства S&P, до 75% дохода компании приходится на продажу телевизионных прав. Согласно отчету Zuffa за 2014 год, выручка компании составила $554 млн. По данным S&P, с 2010 года показатель EBITDA компании снижается, что связано с большими затратами на покупку конкурентов и зарубежные мероприятия. Долг Zuffa — около $450 млн. В начале 2015-го S&P спрогнозировало снижение EBITDA еще на 40% и понизило рейтинг Zuffa до ВВ–.
Главный российский конкурент FN — промоутерская компания M-1 Global. Ее основатель и крупнейший совладелец Вадим Финкельштейн в интервью РБК заявил, что вообще не уверен в том, что трансляции смешанных единоборств на российском ТВ — это статья доходов, а не дополнительных затрат. По его словам, телеканалы либо не платят за права на трансляции вовсе, либо платят очень немного. А для зрителей образ смешанных единоборств размыт, из-за того что в самих ММА в России нет четкой спортивной структуры и почти каждый желающий может открыть свою федерацию. «Зритель уже не запоминает своих героев и не готов платить за просмотр», — отмечает Финкельштейн.
Тренировки бойцов
московского клуба Fight Nights. Фото: Юоий Чичиков, Анна Сергеева для РБК
Но в FN считают, что мероприятия мирового уровня с участием российских спортсменов будут интересны и зрителям, и федеральным каналам. «В идеале регионы будут болеть каждый за своих бойцов, публика там очень открытая и заинтересованная. Да, понадобится реклама, но зато это будут «наши звезды», — утверждает Гаджиев.
На раскрутку одного спортсмена до уровня медийной персоны, на которую «пойдет аудитория», требуется в среднем три года и $1–2 млн, рассказывает Гаджиев. Для крупного ивента таких бойцов должно быть не меньше четырех. Турнирной сетки у FN нет, так что топовое мероприятие — это один-два звездных боя-хедлайнера, несколько поединков среднего уровня и развлекательное шоу с певцами, артистами и танцами. «Отбить» их только продажей прав на трансляцию будет сложно, говорит аналитик крупного агентства, специализирующегося на спортивной рекламе. «Если какой-то федеральный канал купит эту трансляцию, то даже за топовый бой больше 3 млн руб. никто не заплатит», — считает он.
Единственный шанс хотя бы окупить расходы на организацию шоу — продавать спонсорские и рекламные пакеты. В этом смысле у ММА неплохие перспективы, считает управляющий директор рекламного агентства OMD Fuse Антон Ефимов: «Их главная целевая аудитория — мужчины, которые смотрят их по телевидению, и мужчины с высоким доходом — это ядро аудитории, посещающей соревнования, а это стабильная маркетинговая платформа для брендов, которые хотят выстроить ассоциацию с силой и мужеством». С учетом этого стоимость рекламного пакета на таком шоу может быть от 10 млн руб. и выше в рамках одного вечера, подсчитывает Ефимов. Но есть другая проблема, отмечает он: «В единоборствах нет постоянного графика, как в футболе или хоккее, и составить карту по партнерству даже на год очень сложно».
Представитель другого крупного рекламного агентства даже этого скромного оптимизма не разделяет: «В России даже у футбольных трансляций аудитория не всегда достаточно велика, чтобы давать там рекламу. А уж ММА вряд ли привлечет серьезные деньги». По его мнению, FN, UFC и другие подобные организации не открывают свою финансовую отчетность потому, что так всем станет очевидно — «никаких доходов нет, есть только обороты». Единственный в этом смысле шанс для промоутера — крупный спонсорский контракт, в котором рекламодателю будет важен не только размер аудитории, но и имиджевая составляющая самого спорта, добавляет представитель рекламного агентства.
UFC в 2015 году подписала крупнейший в своей 21-летней истории спонсорский контракт: за право стать официальным поставщиком экипировки Reebok заплатит $70 млн в течение шести лет. В списке спонсоров этого года — мотоциклы Harley-Davidson, пиво Bud Light, шины Toyo и др. В идеале подобный контракт должен подписать Fight Nights, но пока в FN обдумывают предыдущую стадию развития UFC — запуск собственного реалити-шоу.
Шоу The Ultimate Fighter на американском ТВ началось в 2005 году. В первых сериях шоу между собой соревнуются 16 бойцов из двух команд, зрители могут следить за их тренировками и деталями повседневной жизни. Проигрывающие выбывают, в финале сезона двое бойцов бьются за титул The Ultimate Fighter и крупный контракт в UFC. Старт нового сезона в сентябре 2015-го посмотрели 745 тыс. зрителей. Шоу позволило UFC не только расширить телевизионную аудиторию, но и изменить ее, говорил глава UFC Дэйна Уайт: «Когда мы купили эту компанию, основной нашей аудиторией были мужчины от 18 до 34 лет. После выхода на экраны The Ultimate Fighter… женщины составляют 45% наших зрителей».
«Если мы хотим реально набрать критическую зрительскую массу, наши бои должны стать семейным зрелищем, в том числе и для женщин», — соглашается Гаджиев. Конкретных сроков запуска шоу у FN пока нет. Представитель «Матч ТВ» комментировать эту идею отказался.
Последний император
Фото: Юрий Мартьянов для РБК
Самый титулованный российский боец смешанных единоборств — 39-летний житель Старого Оскола Федор Емельяненко по прозвищу Последний Император. На его счету титулы четырехкратного чемпиона мира по ММА в тяжелом весе, по версии Pride FC, двукратного — по версии RINGS и по версии WAMMA. Попытки переговоров о выступлении Федора в UFC не увенчались успехом.
Летом 2015 года Емельяненко заявил о возвращении на ринг после трехлетней паузы: первый бой пройдет 31 декабря в Японии, его проведет местная организация MMA Rizin Fighting Federation. Соперником Федора станет 45-летний Цуёси Косака.
Бои Федора Емельяненко
34 победы (10 — нокаутом, 18 — захватом)
4 поражения (3 — нокаутом, 1 — захватом)
«Образы героев»
Главная российская звезда смешанных единоборств Федор Емельяненко так и не смог договориться о выступлениях в UFC. Но в американской организации есть бойцы из России, например Хабиб Нурмагомедов и Рустам Хабилов. Подготовка бойцов такого уровня — тоже вид заработка, на который рассчитывают совладельцы FN.
«Мы уже не только промоутерская компания, а еще и база, своеобразный спорт-инкубатор топовых бойцов, который готовит звезд ММА мирового уровня», — говорит Гаджиев. Пока FN не поставляет бойцов в UFC, но тот же Минаков, завоевавший чемпионский пояс ММА по американской версии Bellator, — первый кандидат. «В UFC на ведущих ролях наш легковес Али Багаутинов. Думаю, что через пару лет и другие наши спортсмены — такие как Володя Минеев и Сергей Павлович — могли бы выступать с успехом в UFC, и они будут к этому стремиться», — говорит Магомедов.
В теории клуб может зарабатывать на своих бойцах, выступая посредником между спортсменами высокого уровня и промоутерами, которые делят с ними гонорары и спонсорские контракты. Но мест в UFC хватит немногим, и большие расходы на перелеты, тренера, медицинское обеспечение, раскрутку и содержание бойца в течение нескольких лет делают эти вложения очень рискованными. Вадим Финкельштейн считает идею нереализуемой — по его словам, таких прецедентов нет.
Магомедов говорит, что Fight Nights будет «создавать образы российских героев» и распространять «стандарты здорового образа жизни, философии силы духа, упорства и мастерства». Но при этом уверяет, что надеется еще и заработать на этих инвестициях. В спортивной составляющей Fight Nights уже сопоставим с UFC, считает он: «Это долгосрочная инвестиция. От трех до пяти лет понадобится, чтобы продолжить наращивать аудиторию, хотя она и сейчас уже достаточно большая. Но самое главное — еще и приучить эту аудиторию платить за развлечения».
В списке 50 самых кассовых культурных мероприятий в России, опубликованном в журнале РБК в июле, относительно «спортивными» оказались только ледовые шоу и гонки «Формулы-1». В топ не попали даже футбольные матчи, и заработать на единоборствах в России — задача куда более сложная, чем воспитание крепких и умелых бойцов. M-1 Global, первая в России промоутерская организация в области смешанных единоборств, уже отказалась от попыток заработать внутри страны, сосредоточившись на рынках Азии и Восточной Европы. «С российского зрителя взять в этом плане совершенно нечего», — угрюмо подытоживает Вадим Финкельштейн.