Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Аэропорт частного назначения
Лента новостей 10:12 МСК
Полиция установила личность подозреваемого в стрельбе в Вашингтоне Общество, 08:03 Индия вытеснила Южную Корею из пятерки крупнейших автопроизводителей Экономика, 07:22 Три пляжа на острове Пхукет в Таиланде закрылись из-за ядовитых физалий Общество, 07:17 Прах писателя Трумена Капоте продали на аукционе за $45 тыс. Общество, 06:50 Полиция задержала подозреваемого в убийстве пятерых человек в Вашингтоне Общество, 05:56 Восемь человек получили ранения в результате стрельбы в Балтиморе Общество, 05:32 Экономисты увидели предпосылки для «новой перестройки» в России Экономика, 05:12 США, Британия и Франция созвали экстренное заседание Совбеза ООН по Сирии Политика, 04:35 В Англии арестовали подозреваемого в краже снимков королевской семьи Общество, 03:56 Полиция показала видео убийства афроамериканца полицейскими в Шарлотте Общество, 02:47 Савченко предложила наделить особым статусом всю Украину Политика, 01:30 В центре Будапешта произошел взрыв Общество, 01:23 Полиция согласилась опубликовать видео убийства афроамериканца в Шарлотте Общество, 00:57 Скончался сыгравший в трилогии «Человек-паук» актер Билл Нанн Общество, 00:03 Центр братьев Люмьер ответил на критику в адрес выставки «Без смущения» Общество, Вчера, 23:23 Задержанный лидер ВОБ заявил об отсутствии обвинений в отношении него Общество, Вчера, 22:26 Кириенко назвали наиболее вероятным преемником Володина в Кремле Политика, Вчера, 22:00 Из-за пожара на шахте под Донецком эвакуировали около 600 человек Общество, Вчера, 21:21 Мизулина потребовала закрыть фотовыставку с нагими детьми в Москве Общество, Вчера, 20:45 МЧС опровергло данные о новом пожаре на складе на востоке Москвы Общество, Вчера, 20:30 В Эстонии не смогли со второго раза избрать нового президента Политика, Вчера, 19:16 Турция усомнилась в беспристрастности рейтинговых агентств Экономика, Вчера, 18:55 Ан-26 потерял люк во время полета над Волгоградской областью Общество, Вчера, 18:03 Число жертв стрельбы в торговом центре в Вашингтоне увеличилось до пяти Общество, Вчера, 17:09 Сообщение о минировании Киевского вокзала в Москве оказалось ложным Общество, Вчера, 16:23 В ЛНР заявили о самоубийстве экс-премьера республики Цыпкалова Политика, Вчера, 16:13 Киевский вокзал в Москве эвакуировали из-за угрозы взрыва Общество, Вчера, 15:51
Газета № 156 (2173) (3108) 31 авг 2015, 00:25
При участии Анатолия Темкина
Аэропорт частного назначения
Президент подписал указ о передаче Шереметьево Аркадию Ротенбергу и его партнерам
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Владимир Путин подписал указ о приватизации аэропорта Шереметьево. Его крупнейшими акционерами станут предприниматели Аркадий Ротенберг и Александр Пономаренко. РБК разбирался, что и на каких условиях они получат.

Приход инвестора

В пятницу стало известно, что Владимир Путин подписал указ о создании новой компании «Аэропорт Шереметьево», в которой будут консолидированы активы, подконтрольные сейчас государству и частным инвесторам из ООО «Шереметьево Холдинг». В соответствии с указом, опубликованным на портале правовой информации, государство вложит в капитал новой компании 83,038% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево», находящихся сейчас в федеральной собственности. Доля государства в капитале новой компании должна составить не менее 30%. Предполагается, что контроль над аэропортом будет передан группе «ТПС Авиа» бизнесменов Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко.

Идея приватизации Шереметьево впервые возникла в 2010 году, когда под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова начал обсуждаться вопрос об объединении трех аэропортов Московского авиаузла — Шереметьево, Домодедово и Внуково. Государство по закону владеет аэродромной инфраструктурой всех трех аэропортов через ФГУП «Администрация гражданских аэродромов» (АГА).

Кроме того, в собственности РФ 83,04% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево» и 74,7% акций АО «Аэропорт Внуково», владеющего старым терминалом А аэропорта Внуково (новый пассажирский терминал B принадлежит ОАО «Международный аэропорт Внуково», 75% акций которого у частных акционеров — Виталия Ванцева и совладельца USM Group Владимира Скоча). Пассажирскими терминалами аэропорта Домодедово полностью владеют частные акционеры аэропорта во главе с его председателем совета директоров Дмитрием Каменщиком.

Решение о схеме консолидации Шереметьево было принято на совещании у президента Владимира Путина в июле 2013 года. К тому времени холдингу TPS Avia, подконтрольному бывшим акционерам Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько, а также предпринимателю Аркадию Ротенбергу, уже принадлежал целый ряд компаний в Шереметьево. На совещании было принято решение о создании АО «Аэропорт Шереметьево», в которое государство внесет свой пакет акций АО «Международный аэропорт Шереметьево», а в обмен получит не менее 30% акций новой компании. Согласно указу Владимира Путина, точное соотношение долей будущих акционеров будет определено до конца осени.

Аэропортовые активы «ТПС Авиа» собирались несколько лет. В конце 2011 года компания «Трансстроймеханизация» (структура «Мостотреста», акционером которого тогда являлся Аркадий Ротенберг) выиграла конкурс на выполнение первой очереди реконструкции аэродрома Шереметьево за 5,3 млрд руб. Позже «ТПС Авиа» стала контролировать в аэропорту парковки, обслуживание VIP-пассажиров (ЗАО «В. И. П. Интернешнл» — эксклюзивный оператор VIP-залов) и продажу рекламы в терминале D. В июне 2013 года «ТПС Авиа» приобрела у «Интерпорта» (СП «Интерроса» и группы «Кратос») доли в ООО «Грузовой комплекс Шереметьево» (ГКШ), ООО «Руспорт» (операторе грузового терминала в Шереметьево площадью 9 тыс. кв. м) и ООО «Аэропорт Москва» (обслуживает авиационные грузы и почту в этом терминале).

В сентябре 2013 года «ТПС Авиа» уже выиграла конкурс по развитию северной зоны аэропорта (бывшее Шереметьево-1 и соседние терминалы). Как сообщал тогда гендиректор ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко, компания предложила вложить $635 млн собственных средств в строительство нового терминала B на 15 млн пассажиров в год, а также грузового терминала, третьего топливно-заправочного комплекса (ТЗК) вместе с ЛУКОЙЛом и тоннеля, который соединит северную и южную (терминалы D, E и F) зоны аэропорта. ОАО «Аэропорт Кольцово» (структура «Реновы» Виктора Вексельберга) предлагало вложить почти втрое больше. «Ренова» хотела стать акционером почти всего аэропорта, а «ТПС Авиа» претендовала только на доли в новых СП в рамках самой северной зоны, писал тогда «Коммерсантъ».

Что передают

В список предприятий, которые должны влиться в аэропорт, вошли в основном активы, контролируемые «ТПС Авиа Холдинг Лтд»: ООО «Грузовой комплекс Шереметьево», ООО «Аэропорт Москва», ООО «Автопарк-М», ООО «МАШ реклама», ОАО «Империал дьюти фри», ООО «Терминал В Шереметьево», ООО «Межтерминальный переход Шереметьево», ОАО «Аэро-Шереметьево», сообщали в 2014 году «Ведомости» со ссылкой на гендиректора аэропорта Михаила Василенко. Эти компании контролируют основные активы аэропорта.

«Аэро-Шереметьево» отвечает за заправку топливом самолетов, должно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию топливо-заправочный комплекс, говорится в информации компании. Это единственная компания, в которой есть значительная доля у частной компании, не связанной с Ротенбергами, — 50% у ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро», подконтрольного одноименной нефтяной компании. «Империал дьюти фри» (у «ТПС Авиа Холдинг Лтд» доля в 51%) развивает беспошлинную торговлю товарами и алкоголем. «МАШ реклама» — продает рекламные площади в Шереметьево, в 2014 года она заработала 53,2 млн руб.

«Межтерминальный переход Шереметьево», «Грузовой комплекс Шереметьево», «Аэропорт Москва», «Терминал В Шереметьево», «Автопарк-М» управляют и сдают в наем недвижимость в Шереметьево — в прошлом году они вместе заработали не менее 6 млрд руб. Эти пять компаний контролируются одной структурой — ООО «Шереметьево холдинг», ее доля в перечисленных компаниях от 75 до 100%, а основным собственником с долей в уставном капитале 90,56% выступает кипрская «ТПС Авиа Холдинг Лтд». ​Несмотря на то что все дочерние компании «Шереметьево холдинг» прибыльны, в 2014 году она задекларировала убыток в 9,4 млрд руб. Генеральный директор компании — Роман Зиновьев, он также входит в совет директоров «Аэро-Шереметьево».

Сделка в рост

По оценке топ-менеджера одной из компании отрасли, годовой показатель EBITDA всего аэропорта Шереметьево — около 8 млрд руб. При этом долг компании достигает 51 млрд руб. Основной плюс бизнеса Шереметьево — это то, что аэропорт является базовым для «Аэрофлота», который технологически не может уйти в другой аэропорт, говорит источник, знакомый с бизнесом Шереметьево. Сейчас рыночная ситуация такова, что «Аэрофлот» — единственный перевозчик, пассажиропоток которого гарантированно будет как минимум не падать, добавляет он. По словам представителя «Аэрофлота», платежи перевозчика аэропорту составляют около 70% всех авиационных доходов Шереметьево.

Один из членов совета директоров аэропорта отмечает, что присоединение терминала D, введенного в 2010 году, увеличило долг ОАО «МАШ» на 900 млн по курсу того года. Операционно компания имеет прибыль, говорит собеседник РБК, но дальше компании с таким долгом трудно развиваться, хотя она и имеет рыночные перспективы. Сделка для государства выгодная, считает он. Один из консультантов аэропортовой отрасли добавляет, что при нынешнем уровне долга аэропорт «мало чего стоит». Но при условии, что будет достроена третья ВПП, а к 2017 году — северная зона, доходы аэропорта могут увеличиться примерно в два раза, и в конечном итоге 30%, которые отойдут государству, будут стоить $300–400 млн.