Лента новостей
Пять инструментов, которыми должен владеть современный IT-специалист 09:25, Статья Закрытый с февраля 2022 года аэропорт Элисты откроют для полетов 09:16, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 09:12, Онлайн На Украине арестовали министра агрополитики за махинации с землей 09:10, Статья Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть 09:03, Статья Какими будут новые Samsung Galaxy Z Fold 6 и Galaxy Z Flip 6 09:00, Статья «Дочка» «Газпрома» подала три иска к европейским компаниям 08:55, Статья В Британии «смахнули пыль» с плана на случай смерти Карла III 08:46, Статья Более 5,1 тыс. человек эвакуировали из-за паводка в Тюменской области 08:38, Новость Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением 08:27, Статья Более тысячи пассажиров застряли в аэропорту Норильска из-за тумана 08:17, Новость Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным 08:07, Статья В Северной Корее прошли испытания новой системы РСЗО 08:03, Новость ФНС решила обанкротить развивавшуюся ранее «Билайном» сеть «Ноу-хау» 08:01, Статья Аршавин оценил дерби «Спартака» против ЦСКА 08:00, Статья WSJ сообщил о новых санкционных рисках из-за закона США о помощи Украине 07:57, Статья Постпред России назвал «финальным аккордом» резолюцию ЕП о выборах 07:48, Новость Над Белгородской областью сбили два снаряда «Ольха» 07:42, Новость
Газета
Катастрофа Ричарда Брэнсона
Газета № 207 (1982) (0711) //3164 Общество,
0

Катастрофа Ричарда Брэнсона

Чем грозит авария челнока Virgin Galactic космическому туризму
Фото: EPA
Фото: EPA

31 октября в калифорнийской пустыне Мохаве потерпел крушение корабль SpaceShipTwo. Он принадлежал компании Ричарда Брэнсона Virgin Galactic и предназначался для суборбитальных полетов. В результате аварии погиб один из пилотов, а второй получил серьезные травмы. Этот инцидент способен поставить крест на амбициозных планах Брэнсона по развитию космического туризма и замедлить развитие всей отрасли.

В прошлую пятницу в калифорнийской пустыне Мохаве должен был состояться 55-й тестовый полет суборбитального корабля SpaceShipTwo. В ходе испытаний космолет должен был отделиться от самолета-носителя 35-й раз. Компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic планирует использовать его для космического туризма. SpaceShipTwo, который управляется двумя пилотами, может выводить на околоземную орбиту шестерых пассажиров.

Как следует из текстовой трансляции Virgin Galactic в твиттере, первоначально испытания шли по плану, однако во время полета аппарата обнаружились «серьезные аномалии». В результате корабль потерпел крушение. Его обломки раскидало в радиусе 8 км. Расследованием крушения занимается не только непосредственный создатель и испытатель аппарата – компания Scaled Composites, но и Национальное управление по безопасности на транспорте США (NTSB).

Преждевременный маневр

Внимание NTSB к инциденту объясняется и тем, что в результате аварии погиб один из пилотов – Майкл Элсбери. Сразу после аварии судьба двух членов экипажа оставалась неизвестной. Затем The Los Angeles Times сообщила, что крушение SpaceShipTwo привело к гибели одного из пилотов. Позже стало известно, что его тело было извлечено из-под обломков самолета. Второй пилот, Питер Сиболд, сумел катапультироваться. Он выжил, но получил травмы средней и высокой степени тяжести.

На пресс-конференции 3 ноября и.о. исполнительного председателя NTSB Кристофер Харт заявил, что к аварии в значительной степени привели действия Элсбери. Он разблокировал хвостовую часть аппарата раньше срока – на скорости в 1 Мах (скорость звука), в то время как должен был это сделать на скорости 1,4 Мах. Кроме того, экипаж так и не выполнил необходимые действия по переводу хвостовой части в вертикальное положение. В результате спустя 4 сек. после разблокировки хвостовой части корабль начал вращаться вокруг своей оси, а затем развалился на части.

Как отмечает Reuters, на подробное восстановление последовательности событий, приведших к аварии, и ее причин у NTSB может уйти до года.  В понедельник агентство со ссылкой на анонимные источники также сообщило, что разбившийся аппарат был застрахован на $40–50 млн. Страховщиком выступила AIG. Правда, в самой компании эту информацию оставили без комментариев.

Катастрофа SpaceShipTwo негативно отразится на финансовом положении Virgin Galactic. Компания не является публичной и не обязана раскрывать подробности своей деятельности. Как отмечает The Financial Times, сейчас ее деятельность финансируется за счет флагманского конгломерата Брэнсона – Virgin Group. Он не является единственным владельцем предприятия – 37% акций принадлежат инвестиционной группе Aabar из ОАЭ, которая ранее вложила в нее $400 млн. Летом этого года USA Today сообщила, что Virgin Galactic ведет переговоры с Google, рассчитывая получить от компании до $30 млн.

Готов проверить сам

По сведениям The Financial Times, количество уже купивших билеты на суборбитальные полеты составляет около 800 человек. В числе потенциальных пассажиров немало звезд  шоу-бизнеса и медийных персонажей: Перис Хилтон, Том Хэнкс, Анджелина Джоли, Бред Питт, Том Круз, Кети Перри, Леонардо ДиКаприо, Леди Гага и др. Есть среди них и граждане России, например один из основателей компании «Евросеть» Тимур Артемьев с супругой.

При этом сам Брэнсон неоднократно подчеркивал, что намерен стать пассажиром первого рейса. Его позиция не изменилась после катастрофы 31 октября. «Я никогда не смогу пригласить других людей совершить полет на Virgin Galactic до тех пор, пока не сочту это безопасным для себя лично», – заявил он 3 ноября CNN.

Несмотря на слова владельца Virgin Galactic, призванные вернуть доверие потенциальных клиентов, авария 31 октября грозит как минимум затормозить весь проект, начавшийся десять лет назад.

Крушение SS2 подорвало доверие не только к компании Брэнсона, но и ко всей отрасли космического туризма. Это очень молодой бизнес, и произошедшая катастрофа грозит если не поставить его на грань выживания, то существенно замедлить его становление. Ниже – обзор основных рисков, с которыми он столкнется в ближайшее время.

Избыточное регулирование

Майкл Листнер, юрист, специализирующийся на космической отрасли, уверен, что сейчас надзорные органы серьезно возьмутся за сферу космического туризма. Это, среди прочего, связано с тем, что в настоящее время частные операторы пользуются значительными послаблениями в вопросах безопасности. Так, например, разбившийся космолет не проходил проверку Федерального управления гражданской авиации США (FAA), сотрудники ведомства даже не присутствовали на его запуске. Более того, усилиями лоббистов этот льготный режим был продлен до конца 2015 года.

Поскольку расследование трагедии может занять до года, вопрос о том, какие поправки в законодательство будут приняты к очередному пилотируемому полету и насколько это замедлит развитие отрасли, остается открытым.

Спрос на безопасность

Некоторые обозреватели отмечают, что у космической туриндустрии слишком высокий показатель аварий и катастроф с учетом случившегося инцидента. Если считать по полетам с работающими двигателями, то он составляет 5%. Если анализировать пилотируемые полеты на шаттлах и «Союзах», то он составляет 1,5%, что может быть приемлемо для астронавтов и космонавтов, но может отпугнуть богатых любителей пощекотать нервы. По мнению экономиста Алекса Табаррока, даже одна авария/катастрофа на 10 тыс. полетов – слишком высокий показатель для космического туризма.

В противовес этой точке зрения можно сказать, что уровень смертности при восхождениях на Эверест также долгое время оставался высоким (сейчас он составляет 1,3%), что не останавливает желающих покорить данную вершину.

Еще один риск заключается в том, что, несмотря на значительное число купивших билет на SS2, некоторые из них могут забрать внесенный залог в связи со случившимся инцидентом, что осложнит финансирование проекта и поставит вопрос о его рентабельности.

Отсутствие комплексного подхода

По мнению Говарда Маккерди, историка Американского университета, специализирующегося на космонавтике, ситуация, при которой космическая отрасль во многом зависит от частного сектора, чревата серьезными рисками. Запуск ракет и аппаратов «всегда сопряжен с опасностями», и ни одно наземное испытание «не в состоянии смоделировать аэродинамические перегрузки и иные условия» реального полета, объясняет Маккерди. Историк считает, что первые коммерческие запуски частных космических тур­операторов будут походить на «зарю альпинистского спорта», пионерами которого в виду многочисленных сложностей и опасностей становились лишь самые выносливые и бесстрашные.

Уход инвесторов

Космическим туризмом занимаются частные фирмы, и всем им требуются средства для развития. Неуверенность в перспективах отрасли повышает осторожность инвесторов и, как следствие, риски для космических операторов при привлечении финансирования.