Лента новостей
Джинн из бутылки, Apple и будущее Berkshire. Что сказал Баффет акционерам 11:09, Статья На Красной площади началась генеральная репетиция парада Победы. Видео 11:03, Новость Погранслужба Украины рассказала о попытках граждан бежать в Молдавию 10:57, Новость FT сообщила об ударе по британским нефтегазовым компаниям из-за налогов 10:48, Статья С террасами и патио: какую квартиру можно купить в центре Петербурга 10:35 Глава МИД Белоруссии обвинил Литву в финансировании боевиков 10:29, Новость Зеленский назвал Бога союзником Украины с шевроном на плече 10:25, Статья Чехия анонсировала совместные с США военные учения 10:13, Новость Какая отрасль стала лидером по росту инвестиций. Инфографика 10:00, Статья Не только овощи и фрукты: что есть для здоровья сердца 09:58, Статья Путин поздравил православных христиан с Пасхой 09:37, Новость Почему Microsoft тратит десятки миллиардов на ИИ 09:35, Статья Грузовой поезд сошел с рельсов в Ростовской области 09:22, Новость Reuters узнал «сентиментальный» план Макрона по давлению на Си Цзиньпина 09:12, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 09:04, Онлайн Россия в апреле направила в Европу около половины своего СПГ 09:00, Статья «Продавай в мае и уходи». Сработает ли эта биржевая поговорка в 2024 году 09:00, Статья Ликвидированный фигурант дела об атаке на «Крокус» уезжал из России 08:56, Новость
Газета
Почему нужна консолидация российского страхового рынка
Газета № 138 (2394) (0308) Финансы,
0
Михаил Волков

Почему нужна консолидация российского страхового рынка

Михаил Волков, генеральный директор компании «Ингосстрах» Почемунужна консолидацияроссийского страхового рынка
Даже несколько крупных компаний могут обеспечить необходимый уровень конкуренции. Нишей для мелких игроков может стать работа с рисковыми клиентами

Конкуренция на рынке страхования должна быть управляемой — таково мое убеждение. Страховой бизнес — это большая ответственность перед обществом, поэтому, конечно же, за поведением игроков необходимо следить. Это происходит в любом цивилизованном государстве.

При этом нельзя не отметить, что, когда мы получили в виде мегарегулятора Центральный банк, нам стало сложнее. Кроме того, на нас оказывают давление другие федеральные структуры: ФАС, Роспотребнадзор и масса других надзорных органов. Зачастую это давление избыточно.

Я вспоминаю эволюцию российского страхового рынка, на который попал десять лет назад, по сути, случайно. Мой опыт в страховании начался с компании среднего размера. Будучи одним из ее руководителей, думая о ее будущем, я пришел к некоторым выводам. С тех пор мои соображения по поводу развития отрасли не сильно изменились.

Ошибки новичков

Многие страховщики в России абсолютно нежизнеспособны в долгосрочной перспективе. Почему? Главным образом потому, что страховые компании часто создавались людьми, которые плохо понимали, как устроен этот бизнес. Их судьба, к сожалению, изначально была предопределена. Например, когда менеджер не понимает разницы между убыточностью и уровнем выплат и считает страховой резерв на уровне денежных потоков, а не финансового результата, это приводит к катастрофическим ошибкам и катастрофическим последствиям как для этой страховой компании, так и, естественно, для ее клиентов. А клиентам ведь очень сложно понять, добросовестный перед ними страховщик или нет. Все-таки одно дело — осознанно нести деньги в финансовую пирамиду, такую как МММ, и в глубине души понимать, что ты можешь и не успеть их оттуда вытащить, и совсем другое — купить каско и напрасно считать, что твоя машина добросовестно защищена.

К моему великому сожалению, часть страховых компаний создавалась из откровенно мошеннических соображений. Такие компании быстро росли за счет огромных маркетинговых вливаний, а потом деньги выводились, и всё — некоторых акционеров и менеджеров до сих пор ищет Интерпол.

Огромная проблема большинства существующих сегодня компаний — они критически недокапитализированы. А для страховщиков наличие капитала, который позволяет отвечать по обязательствам перед клиентами, — момент принципиальный. Этим страдала и та страховая компания, в которой я начинал. Потому через год работы мы пришли к акционеру с рекомендациями срочно ее продать, если он хочет заработать на этом бизнесе не мошенническим путем. И в конце концов продали крупному западному стратегу (перед этим мы долго искали покупателя, который имел бы опыт развития страхования в разных странах и мог применить его у нас). На мой взгляд, такое решение тогда было единственно возможным.

В ходе той сделки я познакомился со многими руководителями крупнейших международных страховых компаний. Мне выпала уникальная возможность узнать, как они видят развитие отрасли, услышать, что они думают, каким стратегиям следуют. И все это оказалось созвучно моим собственным мыслям.

Сегодня я вижу единственный путь формирования российского страхового рынка — грамотно и качественно развивать несколько крупнейших игроков, которые и так контролируют сейчас большую его часть.

Российская специфика​

Наша страна москвоцентрична. До 80% решений, связанных с каким-то движением или использованием капитала, принимается в Москве. И даже в нашей компании больше 50% — это московский бизнес. Еще один город, который занимает в нашем портфеле хотя бы больше 1%, — Санкт-Петербург (доля порядка 4%). А любой из прочих городов, даже миллионников — меньше 1%. То есть наш страховой бизнес очень тонким слоем размазан по стране. Именно поэтому наша деятельность во многом централизована в Москве.

У региональных страховщиков должны быть определенные особенности, благодаря которым компания из небольшого или относительно крупного города будет иметь конкурентное преимущество по отношению к крупной федеральной страховой компании. Мне часто приходится слышать, что для маленьких страховщиков существуют незанятые рыночные ниши, но мы занимаемся всеми видами услуг. Мы участвуем в любой страховой деятельности, которую считаем привлекательной с точки зрения бизнеса. Почему какой-то небольшой игрок будет иметь конкурентные преимущества по отношению к нам? Я не вижу причин.

Я знаю компании — даже не мелкие, а средние, — где в кулуарах говорят: «Нам институт андеррайтинга не нужен, мы берем тариф крупных страховщиков, вычитаем из него 15% и получаем наш тариф». Но проблема в том, что мы при этом зарабатываем условно 5%. Это значит, что наши конкуренты, давая на 15% меньше, теряют 10%. И если они постоянно теряют 10%, то рано или поздно их финансовая устойчивость уйдет в такой глубокий минус, что или Центробанк их закроет, или им самим станет невыгодно существовать.

У крупных игроков намного более устойчивая структура. Возможные убытки в одном виде страхования они перекрывают прибылью в других видах — и ничего страшного не происходит. Какой-то конкретный год, например, был очень тяжелым в сфере ОСАГО, но крупные компании выжили за счет диверсифицированного портфеля рисков. А если бы они были стартапами, которые занимались только ОСАГО? Их бы уже не было. Что, собственно, мы и наблюдаем со многими небольшими компаниями.

Еще одна из причин, почему работает эффект масштаба, это цифровые технологии. Достаточно один раз наладить систему онлайн-продаж, чтобы ей мог воспользоваться человек в любой точке страны. В развитие таких вещей крупные игроки инвестируют миллиарды рублей. У средней компании это сравнимо с ежегодным оборотом, она просто физически не может себе такого позволить.

Есть ли место для маленьких?

Часто приходится слышать: мол, сокращение количества страховых компаний ведет к монополизации отрасли. Но даже если на рынке останется три компании, они прекрасно будут конкурировать между собой, особенно в рознице. Конкурировать очень жестко — за счет уровня обслуживания клиентов, качества оценки риска, соответственно выражающегося в тарифе.

Пожалуй, единственное, в чем большие компании уступают маленьким, — это скорость. Я с некоторой завистью смотрю на условные стартапы, в которых сидят сто человек и занимаются чем-то одним. Впрочем, это касается не только страхования, но и любого другого бизнеса. И как только компания становится чуть больше, преимущество в скорости тоже теряется.

Как показывает западная практика, такую скорость можно использовать для сегментации. Все-таки крупные страховые компании стараются выбирать если не лучшую, то по крайней мере хорошую часть клиентов. А с рисковыми они стараются не работать. Те стартапы на Западе, которым я по-хорошему завидую, ориентируются на узкие и убыточные сегменты. Если говорить о страховании автомобилей, они не просто дают своим клиентам высокие тарифы, а делают все, чтобы снизить аварийность. Они влияют на то, как люди ездят, у них очень много обучающих и воспитательных программ, которые воздействуют на молодежь через школы, институты, родителей. Думаю, мы к этому тоже придем.

Но, как бы ни шло развитие отрасли, все равно каждая страховая компания должна быть хорошо капитализирована. Каждому игроку нашего рынка нужно понимать: в бизнес придется инвестировать — и инвестировать долго. Быстрых денег в страховании не заработаешь.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Об авторах
Михаил Волков генеральный директор компании «Ингосстрах»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.