Лента новостей
Команда Трампа выбрала главу CFTC. Что это значит для крипторынка 17:22, Статья В Госдуму внесли доработанный проект о наказании за сталкинг 17:22, Новость Госдума отказалась объявить 31 декабря нерабочим днем 17:13, Новость НКР подтвердило кредитный рейтинг Абсолют Банка на уровне A-.ru 17:05 Почему назначенный Трампом глава ФБР решил уйти в отставку 16:54, Статья Госдума запретила покупать на маткапитал непригодное жилье 16:53, Статья Профессор в Британии назвал полезные свойства красного вина 16:53 Инвестора «Химок» задержали по подозрению в мошенничестве 16:44, Статья Лукашенко поручил обеспечить размещение «Орешника» в Белоруссии 16:38, Новость Жителя Железногорска приговорили к 22 годам по обвинению в госизмене 16:37, Новость Путин вручил военкору Поддубному медаль Героя России 16:31, Новость Медведев предложил США перестать кормить «богов войны» 16:30, Статья МАГАТЭ решило никого не обвинять в атаке на джип миссии до получения улик 16:25, Новость В какой стране правящая семья насчитывает 15 тысяч человек 16:22 Офис Зеленского заявил, что Украина не готова к переговорам с Россией 16:22, Новость ЕЦБ понизил ставку четвертый раз подряд 16:19, Статья В Сирии сожгли мавзолей отца Башара Асада. Главное 16:16, Статья Украина заявила, что хочет скорее вернуть эмигрировавших в ФРГ украинцев 16:12, Новость
Журнал
Карта путешественников: как стартап помогает менять валюту без комиссии
Журнал 03, Март 2016 Финансы,
0

Карта путешественников: как стартап помогает менять валюту без комиссии

Конвертация валют при оплате картой — операция часто необходимая, но непростая и убыточная. При покупках в зарубежных онлайн-магазинах и поездках за границу придется заводить несколько карточек либо терять деньги
Основатель Revolut Николай Сторонский
Основатель Revolut Николай Сторонский (Фото: Анастасия Тихонова для РБК)

Решить эту проблему взялась компания Revolut, британский стартап с российскими корнями, который за полгода существования привлек более 100 тыс. пользователей и $4,8 млн инвестиций. «Каждый раз, когда вы едете за рубеж и платите своей банковской картой, вы теряете деньги — примерно €30–40 в зависимости от банка на каждые €500. Мы предлагаем эти €30–40 сэкономить», — рассказал РБК гендиректор Revolut Николай Сторонский.

Компания выпустила карту с тремя счетами — в фунтах стерлингов, евро и долларах. Если операция по карте идет в одной из трех валют, средства списываются с соответствующего счета. А если денег в этой валюте на счету не хватает, конвертация происходит по межбанковскому курсу на момент операции, который выгоднее курса платежных систем или розничного банка. По межбанковскому курсу происходит обмен остальных валют, в том числе рублей. Чтобы получить такую карту, нужно установить мобильное приложение Revolut и оформить доставку. Платить ни за что не нужно, а по­полнять карту можно с дебетовой карты или банковского счета. Пользователи управляют деньгами из мобильного приложения. Через Revolut можно также отправить деньги не только пользователям карт компании, но и на другие счета.

Сторонский придумал Revolut, когда искал варианты самореализации за пределами традиционной банковской сферы. В 2006 году он, на тот момент студент Российской экономической школы и Москов­ского физико-технического института (МФТИ), приехал в Лондон на стажировку в компанию Lehman Brothers, от которой затем получил предложение о работе.

Кризис 2008 года и банкротство Lehman Brothers не разрушили его карьеру — команду, в которой работал Сторонский, перекупил банк Сredit Suisse. Но в какой-то момент Николай решил, что его карьера трейдера уже состоялась, а перспектив для банковской индустрии в целом он не видит. И Сторонский решил, что нужно делать собственный стартап.

Фото: Анастасия Тихонова для РБК
Фото: Анастасия Тихонова для РБК

Стартап для трейдера

В 2013 году трейдер уволился из Сredit Suisse и начал проверять жизнеспособность своих бизнес-идей. Думал о краткосрочном кредитовании с прицелом на Россию, но быстро понял, что заемщики могут и не вернуть деньги, потому что инструментов заставить их отдать средства нет. Остановился на второй идее — мультивалютной карте.

Банки и другие партнеры в эту идею поверили далеко не сразу: до того как Revolut заинтересовался первый банк, Сторонский получил около 15 отказов. За ним на тот момент не было ни продукта, ни команды. Заключение контрактов с банками, процессингами, фабрикой, которая производит карты, — все это заняло полгода.

Прототип карты помог сделать будущий технический директор Revolut, коллега Сторонского по Сredit Suisse Влад Яценко. Правда, тонкости инфраструктуры — работы с банками и платежными системами — старт­аперы не знали. «Дошло до того, что мы наняли консультанта, который входит в топ-10 консультантов в мире по банковской и карточной инфраструктуре, — Дэвида Паркера», — рассказывает гендиректор Revolut.

Весной 2014 года он позвонил Паркеру и объяснил идею, а тот ответил, что это невозможно, и положил трубку. Но чуть позже Сторонский набрал Паркера снова и попросил приехать в офис, чтобы рассказать, как все работает. Через несколько дней после его визита они придумали техническое решение и объяснили его консультанту: «Он сказал, что это может сработать. И сработало».

Финальный прототип карты был готов в начале 2015-го. Окончательно в Revolut партнеры и инвесторы поверили только тогда, когда увидели рост пользовательской базы. При этом на маркетинг компания не тратила — Revolut использовала сарафанное радио. Тем более что других вариантов не было: по словам Сторонского, стартап не мог позволить себе тратить на привлечение клиента £200–300, которые в среднем тратят британские банки. Все, что было у компании на тот момент, — деньги бывшего трейдера, около £300 тыс., которые он вложил в проект.

В окончательном виде Revolut представляет собой пластиковую карту платежной системы MasterСard с тремя валютными счетами, которая управляется через мобильное приложение. Компания предлагает бесплатное обслуживание и не берет с клиентов комиссию с транзакций. Со времени запуска проекта в июле 2015 года до начала февраля 2016-го в приложении Revolut зарегистрировались и сделали хотя бы одну транзакцию 107 тыс. человек.

В июле компания получила и первые инвестиции британских фондов Seedcamp и Balderton Capital. В начале февраля 2016 года был второй раунд инвестиций: от тех же Seedcamp и Balderton Capital плюс британских Index Ventures, Venrex Investment Management и немецкого фонда Point Nine Capital. По последнему раунду стоимость Revolut составила $40 млн, всего к настоящему моменту инвесторы вложили в стартап $4,8 млн.

«Seedcamp поддерживает амбициозных предпринимателей, и Revolut строится как раз очень мотивированной и страстной командой основателей, которые используют технологии для решения очевидной проблемы и при этом предлагают низкую стоимость обслуживания для клиентов», — рассказала РБК парт­нер-основатель Seedcamp Решма Сохони.

«Горячие» финтех-стартапы

В Великобритании и Ирландии, по оценке компании Accenture, находится 2/5 всех финансово-технологических (финтех) стартапов мира. Business Insider на основе опроса венчурных инвесторов составил список самых успешных британских стартапов, работающих с финансами.

Funding Circle

Инвестиции — $272,3 млн

Сервис равноправного кредитования (peer-to-peer): малый бизнес может получить микрокредиты без участия банков, взяв денег из «копилки», собранной пользователями. За время существования, с 2010 года, через эту платформу прошли кредиты на $1 млрд.

WorldRemit

Инвестиции — $147 млн

Позволяет сэкономить на международных переводах, но сфокусирован в первую очередь на развивающихся рынках. Его основал в 2009 году выходец из Сомали Исмаил Ахмед, который заметил, что в Африке и Азии люди быстро принимают мобильный банкинг.

TransferWise

Инвестиции — $90,4 млн

Стартап, основанный двумя эстонцами Тааветом Хинрикусом и Кристо Каарманном в 2011 году, стал одним из немногих британских стартапов с оценкой выше $1 млрд. TransferWise позволяет сэкономить на передаче денег за рубеж.

Zopa

Инвестиции — $55 млн

Компания первой запустила peer-to-peer кредитование в онлайне, еще в 2005 году. В 2015 году Zopa взяла планку в $1 млрд по объему кредитов, но инвестировали в этот стартап пока меньше, чем в Funding Circle.

Blockchain

Инвестиции — $30 млн

Самый известный в мире кошелек для виртуальной валюты Bitcoin — им пользуются около 4 млн человек в мире. В числе инвесторов стартапа — знаменитый британский миллиардер Ричард Брэнсон.

Как зарабатывать?

Но если Revolut не зарабатывает на обслуживании карт и комиссионных сборах, в чем ее выгода и как она рассчитывает получить прибыль? Изначально Сторонский хотел ввести фримиум-­модель — брать комиссию при перечислении суммы сверх определенной отметки. Но в итоге основатели компании решили не зарабатывать на пользователях.

Revolut получает комиссию от MasterCard — 0,6–0,7% с каждой транзакции в среднем: с момента запуска это принесло стартапу «несколько сотен тысяч евро», говорит представитель Revolut. Около 100 тыс. клиентов компании обеспечивают примерно 10 тыс. транзакций в день, ее средний объем зависит от типа транзакции: обмен валюты — в среднем около €2 тыс., перевод — €250, карточная транзакция — €70.

Стартап также рассчитывает получить еще один весомый источник заработка в виде интернет-магазинов, которые сами обратились к Revolut. Им приходится платить около 9% при каждой транзакции из-за рубежа — нужно обеспечить защиту от мошенничества, заплатить платежным системам, обеспечить эквайринг. К тому же деньги от покупателей приходят на их счет не сразу, а примерно через неделю.

Revolut собирается брать с онлайн-магазинов 1 вместо 9%, а также обеспечивать моментальное перечисление денег на счет и предоставить магазинам доступ к своей пользовательской базе. У пользователя в приложении будет отдельный экран Best Offers, который будет показывать предложения для каждого пользователя в зависимости от истории его транзакций. Правда, пока магазинов в числе партнеров Revolut нет: запустить этот b2b-продукт компания собирается летом, когда наберется больше пользователей. Сторонский считает, что 100 тыс. недостаточно — для успешных переговоров с интернет-магазинами нужно минимум 500 тыс., уверен он.

Европа, далее везде

В ближайшее время Revolut намерена фокусироваться на Европе: сейчас около 80% пользователей пришли из европейских стран, в том числе 60% — из Великобритании. Экспансия в другие регионы — пока только желаемое будущее. «Мы хотим построить global money app, которое заменило бы все платежные системы, чтобы люди могли делать с деньгами все, что хотят», — строит планы Сторонский.

По данным компании, в России Revolut пользуются около 6 тыс. человек. Росту числа российских пользователей мешает несколько факторов: часть банков находится под европейскими и американскими санкциями, кроме того, в ряде случаев возникают проблемы с пополнением карты Revolut. В Великобритании стартап работает только с дебетовыми картами, а дебетовые карты некоторых российских банков иностранными платежными системами воспринимаются как кредитные. Поэтому неожиданно для себя Revolut столкнулась с ситуацией, ­в которой за пополнение с российских карт сервису приходилось доплачивать около 2% из своего кармана. И еще около 0,3% — при снятии в банкоматах. В итоге российские пользователи могут пополнить свои счета только через банковский счет.

Но Сторонский считает Россию важным рынком, особенно из-за нынешних скачков курса рубля. «В России огромный запрос. Даже если бы мы брали 0,5–1% комиссии, интерес был бы силен», — рассуждает он. В феврале Revolut открыла офис в Москве — в первую очередь для найма разработчиков.

Сторонский считает, что у Лондона есть весомые плюсы для ведения бизнеса — здесь легче получить инвестиции и пользователи привыкли к банковским мобильным приложениям. Но он так и не смог найти хороших программистов в Британии, а русские программисты, уверен бывший трейдер, одни из самых сильных в мире.

В России легче нанимать людей еще и потому, что в Британии сотрудник должен уведомить работодателя об уходе за три м​есяца, говорит Сторонский. Наконец, он уверен, что в Лондоне «люди меньше, чем в России, готовы работать в стартапах и вкалывать». Сейчас из 24 сотрудников Revolut трое — выходцы из России.