Лента новостей
Внук лидера КПРФ опроверг свою госпитализацию 08:56, Новость FT узнала, кто в G20 выступил против конфискации активов России 08:48, Статья Как с помощью нейросетей создают новую музыку и пишут песни 08:46, Статья Директор от России в МВФ допустил замену доллара единой валютой БРИКС 08:39, Новость «Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши 08:25, Статья Промышленный объект получил повреждения в Николаевской области 08:18, Статья Как униформа влияет на поведение людей и кому нельзя ее носить 08:05, Статья В белгородском селе мужчина пострадал при ударе дрона по автобусу 08:03, Новость Суд изъял у структуры Потанина участок в Подмосковье по иску Рослесхоза 08:00, Статья «Ъ» узнал, кто возглавит правительство Запорожской области 07:59, Статья Над Крымом и Белгородской областью за ночь сбили шесть дронов 07:49, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 07:40, Онлайн В Биробиджане женщина прикурила сигарету от Вечного огня 07:33, Новость Премьер Грузии отменил визит в США из-за закона об иноагентах 07:11, Новость В кабмин Сербии вошли попавшие под санкции США чиновники 07:10, Статья Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения 07:00, Статья Росстат усилит наблюдение за расходами россиян 07:00, Статья Киев не смог связаться с Telegram 06:49, Статья
Журнал
Из футболистов в финансисты
Журнал Апрель 2014 Общество,
0

Из футболистов в финансисты

Сергей Харламов с юности брался за самые неожиданные бизнес-проекты. Поэтому вопрос, чем заняться после завершения спортивной карьеры, перед ним не стоял
Фото: Архивы пресс служб
Фото: Архивы пресс служб

Капитан казанского ФК «Рубин» с 1999-го по 2004-й Сергей Харламов признается, что с юных лет был на 25% предпринимателем, а на 75% – футболистом. Возможно, именно это и помешало достичь больших высот в спорте, сетует он, все еще мечтая вернуться в «Рубин», попросту купив его.

«Мне всегда хотелось большего», – говорит Харламов. В начале карьеры, в 1990 году, 16-летний футболист основного состава со сборов в Краснодарском крае вез домой мешок сахара, тогда как остальные накупили местного вина. Семья Харламовых занималась популярным в те годы «бизнесом»: мама гнала самогон, сестра продавала его, а сам спортсмен выуживал деньги у должников. «Когда надо мной стала смеяться вся команда, я им объяснил, что эти 50 кг сахара превратятся в три фляги браги, из которых выйдет 24 ящика самогонки, цена каждой бутылки – 10 рублей, – вспоминает он. – Осознав, что мой сахар конвертируется в деньги, а их вино будет выпито в течение недели-двух, взрослые товарищи прекратили надо мной потешаться».

В 1990-х у футболистов не было никаких финансовых гарантий, да и, по словам Сергея, особых перспектив: «Я постоянно думал о том, что, если завтра сломаю ногу, останусь без средств к существованию». Это стимулировало вкладывать все деньги, которые приносил футбол, в бизнес и хвататься за возникающие возможности. В свой законный отпуск юный спортсмен возил из Минска модные в то время толстовки с надписью Boys, которые продавал на казанских рынках. Так, потратив 800 рублей, заработанные за первый сезон в основном составе «Рубина», на партию толстовок, он получил 400 рублей прибыли.

Утром – рыба, вечером – поле

Сергей никогда не был особенно покладистым, поэтому никто не удивился, что в 2001-м он вылетел из команды после конфликта с главным тренером Виктором Антюховичем. Капитан «Рубина» в отставке сразу нашел себе применение: по сходной цене приобрел долю в небольшом рыбоперерабатывающем комбинате. И с энтузиазмом принялся за дело. «Вникал в технологию производства, сам развешивал рыбу в коптильном цеху, а потом сам же развозил продукцию по киоскам и магазинам Казани», – рассказывает бывший футболист.

Однако через два месяца главным тренером «Рубина» стал Курбан Бердыев, и Харламова попросили вернуться. Бизнес пришлось переложить на плечи партнера. Еще два года спортсмен тратил на заводик то, что зарабатывал в клубе, но прибыли не оправдывали ожиданий, и Сергей продал свои акции. Впоследствии так случалось не раз: он «вписывался» в самые разные проекты, а спустя два-три года либо расставался с ними, либо оставлял на партнеров и переключался на что-то более интересное.

Вернувшись в команду после трехмесячного «отпуска», Харламов задумал построить в Казани базу для приема футбольных гостей – судей, инспекторов, скаутов. «Я всегда знал, что команда выйдет в Премьер-лигу и будет играть в еврокубках», – говорит он. Так появился загородный клуб «Фата Моргана». С 2002-го по 2004-й капитан «Рубина» инвестировал в этот проект порядка 120 тыс. долларов своих спортивных доходов, 350 тыс. занял у друзей, еще 30 тыс. вложил партнер, на земле которого возводилось здание. В ноябре 2004 года клуб начал работу, а в декабре Бердыев исключил Харламова из команды. Спортсмен оказался без основного источника доходов и по уши в долгах.

Много шансов из ничего

Больше в футбол Сергей не возвращался. А вот в бизнес окунулся с головой: за несколько лет успел поучаствовать примерно в 20 разных проектах. Определенную поддержку, вероятно, он нашел в лице тещи – владелицы розничной сети «Бахетле» Муслимы Латыповой, кроме того, инвестировал в проекты кредитные средства. Возложив развитие «Фата Морганы» на партнера, в здании одного из гипермаркетов «Бахетле» он открыл спортбар «Плотина», через пару лет перепрофилированный в «Латину». Кстати, первое круглосуточное заведение в Казани.

Здесь бывшему капитану «Рубина» пришлось изучать принципы ведения ресторанного бизнеса, выявлять, где жульничают бармены и халтурят повара. «Я предложил сотрудникам долю от чистой прибыли при условии, что они повысят свою эффективность. Они пожали плечами и попросили поднять зарплату на 10%», – со смехом вспоминает Сергей. Несмотря на то что ресторан был довольно успешным – даже в будни вечерами он заполнялся на 40–50%, о баснословных деньгах речи не шло. Стать ресторанным или отельным магнатом Харламову пока явно не грозит: несколько лет назад бар закрылся из-за серьезного подорожания аренды, а «Фата Моргана» сгорела в ночь празднования нового, 2007 года, оставив 30 млн рублей убытков.

Прошлые неудачи не остановили спортсмена: сегодня он учредитель 17 предприятий малого бизнеса, в числе которых агентство по организации спортивных сборов и даже финансово-инвестиционный союз «Аманат», работающий по канонам шариата. Основными на данный момент Сергей Харламов считает должность управляющего партнера ИФК «Земля» и пост президента группы компаний «Третья столица», которая строит коттеджный поселок в 25 км от Казани, куда уже вложено 200 млн рублей. А для души и в память о спортивном прошлом запустил проект «Открытая футбольная лига», организующий чемпионаты юношеских команд и транслирующий их в Интернете. Но это тоже бизнес: проект зарабатывает на рекламе в ходе матчей, спонсорстве и комиссиях от контрактов между клубами и молодыми спортсменами. И все же мысли о родной команде не дают покоя. Несмотря на то что общий оборот всех его компаний не превышает 150 млн рублей, Харламов не расстается с мечтой когда-нибудь вернуться в «Рубин»… став его владельцем.