Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Выручка размагнитилась
Лента новостей 2:29 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  02:00   USD НАЛ. Покупка 56,60 Продажа 56,55 EUR НАЛ. 63,40 63,35 Власти Бразилии привлекли войска для подавления протестов Политика, 01:26 Смертник из Манчестера попал на видео за три дня до взрыва Общество, 01:17 СМИ узнали о совете Джона Керри «учить русский» для студентов в США Политика, 01:00 В Москве загорелся торговый центр Общество, 00:30 При взрывах в Джакарте погибли трое полицейских Политика, 00:17 ТГК-2 создала прецедент на рынке рублевых облигаций Финансы, 00:07 Экс-юрист ЮКОСа заявил о закрытии уголовного дела в его отношении Общество, Вчера, 23:55 Путин отреагировал на обыски у Серебренникова фразой «Да дураки» Политика, Вчера, 23:44 Отца и брата смертника из Манчестера задержали в Ливии Общество, Вчера, 23:21 «Газпром» потратит 200 млн руб. на рекламу на телеканале о лошадях Бизнес, Вчера, 23:14 Депутаты возмутились щедростью премий в «Роснефти» и «Газпроме» Бизнес, Вчера, 23:08 Какую опасность представляют китайские долги на $27 трлн Экономика, Вчера, 23:04 В Ставропольском крае ввели режим ЧС из-за паводка Общество, Вчера, 22:31 «Почта России» опровергла сообщения о сбоях из-за вируса WannaCry Технологии и медиа, Вчера, 22:06 Сбербанк сократил почти 5 тыс. человек в первом квартале 2017 года Бизнес, Вчера, 22:05 Путин приложился к мощам Николая Чудотворца Политика, Вчера, 21:32 Прямая линия с президентом пройдет после Дня России Политика, Вчера, 21:21 Порошенко пообещал выдать украинские паспорта жителям Донбасса и Крыма Общество, Вчера, 21:16 США заявили о перехвате своего самолета в Сирии российским истребителем Политика, Вчера, 21:13 СМИ узнали о свободном доступе украинского кабмина к российским соцсетям Политика, Вчера, 20:57 Суд в Одессе отказался рассматривать дело о поджоге Дома профсоюзов Общество, Вчера, 20:47 Microsoft выкупит компанию по кибербезопасности Hexadite за $100 млн Технологии и медиа, Вчера, 20:40 С Божьей помощью: во что верят президенты США Общество, Вчера, 20:22 Полиция арестовала пятого фигуранта по делу о теракте в Манчестере Общество, Вчера, 20:18 Богатейший сотрудник Росгвардии заработал в четыре раза больше Золотова Политика, Вчера, 20:03 МВД опровергло похищение документов через окно в здании на Лубянке Общество, Вчера, 20:02 Полиция задержала на МКАД 20 дальнобойщиков Политика, Вчера, 19:51
Газета № 002 (2258) (1201) 12 янв 2016, 00:25
Анна Левинская
Выручка размагнитилась
«Магнит» показал самый низкий рост продаж за десять лет
Фото: РИА Новости

В понедельник первым из публичных ретейлеров раскрыл операционные результаты за 2015 год крупнейший ретейлер России «Магнит». Компания показала самый низкий рост выручки за последние десять лет.

Хуже прогнозов

​Выручка «Магнита» в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 24,3%, до 947,8 млрд руб., сообщила компания операционные результаты в понедельник. Это самый низкий показатель прироста выручки компании за все последние десять лет, когда ретейлер публично раскрывает свои показатели (см. график). Даже в кризис 2008–2009 годов компания показывала лучшие результаты. Так, в 2009 году ретейлер нарастил выручку на 28,1%, до 169,6 млрд руб.

Крупнейший ретейлер России, «Магнит» в 2015 году также не дотянул до собственного прогноза роста продаж в 26–28%. Основатель и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий ранее прогнозировал, что результат будет ближе к нижней границе диапазона «плюс-минус полпроцента» (то есть примерно 25,5–26,5%). Причем это был уже скорректированный в меньшую сторону прогноз — до июля 2015 года ретейлер рассчитывал по году прирасти на 28–32%.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что замедление темпов роста выручки «Магнита» было ожидаемо, а с учетом того, что компания — крупнейший игрок на рынке, его результаты — это отражение ситуации в стране с точки зрения потребления: «Макроэкономическая ситуация не улучшается, происходит падение реальных располагаемых доходов населения по сравнению с прошлым годом, потребление сокращается в физических объемах, — поясняет аналитик. — Типичный потребитель «Магнита» — это житель некрупного регионального города, где население наиболее чувствительно к экономической ситуации и уровень потребления людей в большей степени зависит от текущего дохода».

Из-за изменения курсов валют выручка «Магнита» в долларах по итогам 2015 года просела на 21,7%, до $15,5 млрд. При этом число покупателей увеличилось на 14,7%, до 3,4 млн человек. Сопоставимые продажи (в магазинах, работающих больше года) ретейлера в 2015-м увеличились на 6,2%.

Темпы роста выручки «Магнита» снижались постепенно с начала 2015 года: в первом квартале по отношению к аналогичному периоду 2014 года выручка выросла на 33,4%, во втором — уже на 27,6%, а в третьем — на 21,5%, до 234,9 млрд руб. В четвертом квартале выручка выросла лишь на 17,6%, следует из отчетности.

Покупателей меньше, магазинов больше

Рост продаж ретейлера в конце 2015-го замедлился вслед за снижением трафика в сопоставимых магазинах. В четвертом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2014 года оно составило 2,09%, а по итогам всего 2015 года — 0,96%. «В конце 2014 года ситуация была совершенно иной, — вспоминает Наталья Колупаева. — Продовольственные санкции в отношении импорта, резкое ослабление курса рубля, высокие инфляционные ожидания приводили к тому, что люди совершали ажиотажные покупки, что особенно ярко наблюдалось в непродовольственных категориях, сейчас же население очень избирательно в своих потребительских расходах».

Так, в третьем квартале 2015 го­да доля расходов на еду в ежедневных тратах среднего россиянина выросла по сравнению с апрелем—июнем на 40 б.п., до 60,9%, сообщали аналитики Sberbank CIB в исследовании «Потребительский индекс Иванова», отражающем паттерны потребительского поведения и настроения россиян среднего класса. Поняв, что на обычный набор продуктов они тратят все больше и больше, потребители начали сокращать свои расходы даже в самом необходимом — в питании. Россияне стали не просто внимательнее смотреть на ценники на полках, но и тратить больше времени на сами покупки: некоторые из них курсируют между магазинами крупнейших сетей в поисках лучших цен и промоакций, указывали аналитики Sberbank CIB.

Несмотря на замедление трафика в сопоставимых магазинах в течение 2015 года, «Магнит» существенно нарастил темпы экспансии. В 2015 году прирост составил 2378 против 1618 магазинов в 2014 году. По итогам года сеть «Магнита» объединяла 12 089 магазинов: 9594 «у дома», 219 гипермаркетов, 155 магазинов «Магнит Семейный» и 2121 дрогери «Магнит Косметик».

К 13:00 мск понедельника бумаги ретейлера на торгах на Московской бирже просели на 5,2%. Капитализация компании составила 1 трлн руб.