Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Выручка размагнитилась
Лента новостей 14:57 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 58,54 Продажа 58,60 EUR НАЛ. 62,29 62,40 Маккейн вступился за критиковавшую Трампа прессу Политика, 13:33 В Минобороны назвали сроки первого выпуска образцов новой системы С-500 Технологии и медиа, 13:29 Кара-Мурзу-младшего выписали из больницы после отравления Общество, 12:53 В Сети появилось видео аварии с Porsche на юго-западе Москвы Общество, 11:51 Пекин увидел в создании американо-корейской ПРО «ножевое ранение друзьям» Политика, 11:43 В Малайзии начали розыск четырех причастных к убийству брата Ким Чен Ына Общество, 11:17 Клинцевич увидел в политике Трампа откат к игре «по старым правилам» Политика, 10:44 «Ростех» заявил о планах поставки четырех Ми-17 в Таиланд Общество, 09:58 МИД Франции осудил кибератаки против кандидата в президенты Макрона Политика, 09:26 СМИ узнали о новой директиве по предоставлению убежища в США Политика, 09:12 Ирак объявил о начале операции по освобождению западного Мосула Политика, 08:18 Минобороны начало арктический марш для испытания новой техники Политика, 08:11 Лавров обсудил с Могерини ситуацию на востоке Украины Политика, 07:17 Трамп обвинил страны НАТО в нежелании «платить по счетам» Политика, 06:17 США направили к берегам Китая ударную авианосную группу Политика, 06:00 Telegraph узнала о причастности России к попытке переворота в Черногории Политика, 05:35 Почти две трети французов выступили против участия Фийона в выборах Политика, 05:14 Бой Федора Емельяненко отменили из-за болезни соперника Общество, 04:55 В результате шторма в Калифорнии погибли четыре человека Общество, 04:13 В ОБСЕ заявили о планах создать 20 зон безопасности в Донбассе Политика, 03:59 Пожар в жилом доме в Наро-Фоминске потушили Общество, 03:20 Лавров назвал условия облегчения визового режима с Грузией Политика, 02:46 Пожар в жилом доме в Подмосковье локализовали Общество, 02:07 Пенс заявил Порошенко о готовности поддержать переговоры по Донбассу Политика, 01:56 Reuters сообщил подробности расследования ФБР о хакерских атаках Политика, 01:42 Белый дом назвал кандидатов на пост советника по нацбезопасности Политика, 01:30 Иракские военные сообщили жителям западного Мосула о скором наступлении Политика, 00:59
Газета № 002 (2258) (1201) 12 янв 2016, 00:25
Анна Левинская
Выручка размагнитилась
«Магнит» показал самый низкий рост продаж за десять лет
Фото: РИА Новости

В понедельник первым из публичных ретейлеров раскрыл операционные результаты за 2015 год крупнейший ретейлер России «Магнит». Компания показала самый низкий рост выручки за последние десять лет.

Хуже прогнозов

​Выручка «Магнита» в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 24,3%, до 947,8 млрд руб., сообщила компания операционные результаты в понедельник. Это самый низкий показатель прироста выручки компании за все последние десять лет, когда ретейлер публично раскрывает свои показатели (см. график). Даже в кризис 2008–2009 годов компания показывала лучшие результаты. Так, в 2009 году ретейлер нарастил выручку на 28,1%, до 169,6 млрд руб.

Крупнейший ретейлер России, «Магнит» в 2015 году также не дотянул до собственного прогноза роста продаж в 26–28%. Основатель и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий ранее прогнозировал, что результат будет ближе к нижней границе диапазона «плюс-минус полпроцента» (то есть примерно 25,5–26,5%). Причем это был уже скорректированный в меньшую сторону прогноз — до июля 2015 года ретейлер рассчитывал по году прирасти на 28–32%.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что замедление темпов роста выручки «Магнита» было ожидаемо, а с учетом того, что компания — крупнейший игрок на рынке, его результаты — это отражение ситуации в стране с точки зрения потребления: «Макроэкономическая ситуация не улучшается, происходит падение реальных располагаемых доходов населения по сравнению с прошлым годом, потребление сокращается в физических объемах, — поясняет аналитик. — Типичный потребитель «Магнита» — это житель некрупного регионального города, где население наиболее чувствительно к экономической ситуации и уровень потребления людей в большей степени зависит от текущего дохода».

Из-за изменения курсов валют выручка «Магнита» в долларах по итогам 2015 года просела на 21,7%, до $15,5 млрд. При этом число покупателей увеличилось на 14,7%, до 3,4 млн человек. Сопоставимые продажи (в магазинах, работающих больше года) ретейлера в 2015-м увеличились на 6,2%.

Темпы роста выручки «Магнита» снижались постепенно с начала 2015 года: в первом квартале по отношению к аналогичному периоду 2014 года выручка выросла на 33,4%, во втором — уже на 27,6%, а в третьем — на 21,5%, до 234,9 млрд руб. В четвертом квартале выручка выросла лишь на 17,6%, следует из отчетности.

Покупателей меньше, магазинов больше

Рост продаж ретейлера в конце 2015-го замедлился вслед за снижением трафика в сопоставимых магазинах. В четвертом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2014 года оно составило 2,09%, а по итогам всего 2015 года — 0,96%. «В конце 2014 года ситуация была совершенно иной, — вспоминает Наталья Колупаева. — Продовольственные санкции в отношении импорта, резкое ослабление курса рубля, высокие инфляционные ожидания приводили к тому, что люди совершали ажиотажные покупки, что особенно ярко наблюдалось в непродовольственных категориях, сейчас же население очень избирательно в своих потребительских расходах».

Так, в третьем квартале 2015 го­да доля расходов на еду в ежедневных тратах среднего россиянина выросла по сравнению с апрелем—июнем на 40 б.п., до 60,9%, сообщали аналитики Sberbank CIB в исследовании «Потребительский индекс Иванова», отражающем паттерны потребительского поведения и настроения россиян среднего класса. Поняв, что на обычный набор продуктов они тратят все больше и больше, потребители начали сокращать свои расходы даже в самом необходимом — в питании. Россияне стали не просто внимательнее смотреть на ценники на полках, но и тратить больше времени на сами покупки: некоторые из них курсируют между магазинами крупнейших сетей в поисках лучших цен и промоакций, указывали аналитики Sberbank CIB.

Несмотря на замедление трафика в сопоставимых магазинах в течение 2015 года, «Магнит» существенно нарастил темпы экспансии. В 2015 году прирост составил 2378 против 1618 магазинов в 2014 году. По итогам года сеть «Магнита» объединяла 12 089 магазинов: 9594 «у дома», 219 гипермаркетов, 155 магазинов «Магнит Семейный» и 2121 дрогери «Магнит Косметик».

К 13:00 мск понедельника бумаги ретейлера на торгах на Московской бирже просели на 5,2%. Капитализация компании составила 1 трлн руб.