Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Нефтяники испугались маневра
Лента новостей 5:30 МСК
Ресторанный холдинг Ginza Project займется управлением отелей Бизнес, 04:49 Зять Трампа возглавил управление инноваций при Белом доме Политика, 04:00 Демократы призвали главу комитета по разведке США покинуть свой пост Политика, 03:16 Киносети попросили Минкультуры не сдвигать премьеру фильма «Форсаж-8» Бизнес, 02:50 В СПЧ раскритиковали организаторов несогласованных акций Политика, 02:26 Потанин назвал Кудрина «силой» команды Путина Политика, 01:33 Основным покупателем украинской «дочки» Сбербанка стал Саид Гуцериев Бизнес, 00:57 Премия «Русский букер» осталась без финансирования Общество, 00:44 Соратника Навального Ляскина арестовали на 25 суток Политика, 00:02 Экономисты описали негативные последствия правительственных реформ Экономика, 00:01 Сбербанк договорился о продаже украинской «дочки» Бизнес, Вчера, 23:51 Агентские вознаграждения страховщиков ударят по капиталу банков Финансы, Вчера, 23:36 СМИ сообщили о переговорах экс-главы «Коммерсанта» с Independent Media Общество, Вчера, 23:20 В США пригрозили урезать гранты для укрывающих нелегалов городов Политика, Вчера, 22:24 ВЭБ подтвердил встречу своего руководства с зятем Трампа Политика, Вчера, 22:13 Разочарование в Трампе остановило ралли доллара Экономика, Вчера, 22:07 Россия вошла в тройку самых читающих стран мира Бизнес, Вчера, 22:05 Минобрнауки выступило против втягивания школьников в политические акции Общество, Вчера, 21:59 Песков прокомментировал информацию об отставке главы ФИДЕ Илюмжинова Общество, Вчера, 21:57 Медведев назначил краснодарского министра замглавы Минобрнауки Политика, Вчера, 21:57 Часть Пушкинской площади в Москве перекрыли для ремонтных работ Общество, Вчера, 21:47 Как результат выборов в Болгарии повлияет на отношения страны с Россией Политика, Вчера, 21:45 Саудовская Аравия снизила налоги для крупнейшей энергокомпании Финансы, Вчера, 21:19 Скончалась младшая сестра Фиделя Кастро Общество, Вчера, 21:16 Посольство подтвердило задержание на акции в Москве подданного Британии Общество, Вчера, 21:06 Роднина и Пушкина внесли в Госдуму законопроект о бэби-боксах Общество, Вчера, 20:41 В Ярославской области поисковый отряд нашел тело солдата-срочника Общество, Вчера, 20:37 Один из крупнейших продуктовых ретейлеров откроет собственные аптеки Бизнес, Вчера, 20:32
Газета № 016 (2033) (0202) 2 фев 2015, 00:25
Людмила Подобедова, Тимофей Дзядко
Нефтяники испугались маневра
Правительству предлагают скорректировать формулу расчета НДПИ и экспортной пошлины
Фото: Bloomberg

Нефтяные компании настаивают на корректировке налогового маневра из-за снижения цен на нефть и девальвации рубля.

И снова о маневре

По официальному сообщению Минэнерго, министр Александр Новак провел совещание с руководством нефтегазовых компаний по вопросам развития отрасли в 2015 году. Большинство компаний представляли первые лица, «Газпром», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ делегировали вице-президентов Валерия Голубева, Ларису Каланду и Равиля Маганова. Речь шла о снижении цен на нефть, будущем инвестиционных проектов, их финансировании, качестве нефти и прогнозах по объемам ее добычи. Не забыли и тему налогового маневра.

Каланда предложила министру поддержать отмену налогового маневра, однако, как тогда менять систему сборов с нефти и нефтепродуктов, представитель «Роснефти» не озвучила, рассказали РБК два участника встречи. Ранее президент компании Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предлагал отменить действие налогового маневра.

«Налоговый маневр представляет собой экономическую модель, при действии которой становится выгодно экспортировать нефть и нефтепродукты, а поставки на внутренний рынок становятся убыточными. Из-за постоянно меняющихся экономических параметров сложно просчитать его влияние на текущие и будущие проекты, – передал РБК идеи письма вице-президент компании Михаил Леонтьев. – Однако уже сейчас понятно, что он ставит под угрозу проекты модернизации и строительства новых НПЗ. А в среднесрочной перспективе это грозит повышением цен на автомобильное топливо внутри России или же, если цены будут регулироваться, дефицитом бензина и последующим реактивным скачком цен на него». Вчера представитель «Рос­нефти» не стал ничего добавлять к сказанному ранее.

По расчетам, приведенным одним из участников совещания, при ценах на нефть в $50 за баррель и ниже эффективность налогового маневра для бизнеса стремится к нулю: вместо прибыли, которую надо вложить в геологоразведку, компании получают убыток $10 с каждой добытой тонны сырья. Это вызвано не только падением котировок на сырье, но и сокращением льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В рамках налогового маневра нулевой НДПИ остался только для сверхвязкой нефти (вязкостью от 10 тыс. мПа и выше).

Другие участники совещания были менее категоричны в своих суждениях, чем «Роснефть», но у каждого нашелся аргумент в пользу корректировки налогового маневра. «Однако отменять его больше никто не предлагал», – утверждает один из участников встречи с министром в пятницу.

Официальные представители нефтяных компаний ход совещания не комментировали. В Минэнерго отказались от дополнительных комментариев по темам пятничной встречи.

И снова о Евро-3

Министру Новаку назвали несколько шагов, которые вернут компаниям рентабельность, не меняя налоговый маневр по сути.

При определении коэффициента Кц (отражает динамику мировых цен на нефть) в формуле НДПИ предложено повысить точку отсечения (цену, ниже которой применяется нулевая ставка, в настоящее время $15 за баррель) или установить дифференцированную шкалу ставки НДПИ при цене нефти выше $15 за баррель. Тогда при снижении цен на нефть ставка налога будет равномерно уменьшаться и расти, если сырье будет дорожать.

Если чиновники не согласны на такие правки, то нефтяные компании предлагают им поправить формулу расчета экспортной пошлины на нефть. Ее также можно сделать разной для дешевой и дорогой нефти: при снижении котировок ставка экспортной пошлины должна пропорционально снижаться. В пятницу было предложено установить отдельный коэффициент экспортной пошлины в зависимости от цены на нефть в коридоре $35–65 за баррель (сейчас это 42%).

Второй блок предложений касается рынка бензина. «Надо сделать явной разницу в ставках акцизов на топливо разного экологического класса: текущий вариант маневра, когда акцизы на бензин Евро-4 и Евро-5 равноценны, лишает компании стимула переходить на выпуск Евро-5», – рассказал РБК участник совещания. По его словам, было предложено понизить акциз на Евро-5 и повысить на Евро-4 так, чтобы дифференциация по бензину составляла не менее 3100 руб. с тонны, по дизельному топливу – 700 руб. (ранее этот вариант предлагал Минфин, называя его «промежуточным»).

Кроме того, несмотря на запрет продажи топлива класса Евро-3 в России, формально производить его не запрещено, например для экспорта. Поэтому акциз на Евро-3 предлагается сделать кратно выше, чем для Евро-4 и Евро-5. Такой сценарий выгоден ЛУКОЙЛу, «Газпром нефти» и «Башнефти», у которых доля Евро-5 в производстве наибольшая. Однако ряд заводов «Роснефти» продолжают производить Евро-3, ей это предложение невыгодно.

Эти предложения не останутся в Минэнерго, они предложены в качестве тем для обсуждения на президентской комиссии по ТЭКу (запланирована на вторую половину февраля), рассказал близкий к РСПП источник РБК.

Минфин выступает против редактирования и тем более отмены налогового маневра. «С нашей точки зрения, даже обсуждать возможность каких‑либо изменений в маневре преждевременно», – говорил РБК ранее директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Илья Трунин.