Лента новостей
Венесуэла продолжила диалог с Гайаной о спорном регионе 15:40, Новость Украина сообщила, что вернула 140 тел военнослужащих 15:38, Статья Мирра Андреева побила рекорд по победам на турнирах WTA-1000 до 17-летия 15:35, Статья Набиуллина не исключила возврат к росту ключевой ставки 15:30, Статья Алаев не увидел оснований для наказания игрока «Рубина» за шутку 15:27, Статья Путин назвал 9 Мая священным праздником для России 15:27, Новость В музей «Гараж» в Москве пришли силовики 15:24, Статья Эминем анонсировал новый альбом The Death of Slim Shady. Когда он выйдет 15:23, Статья Адвокат журналиста Мингазова назвал дату суда по мере пресечения 15:23, Новость Курс евро упал ниже ₽98 впервые с 6 марта 15:22, Статья Вторая ракетка России сенсационно проиграла во втором круге в Мадриде 15:21, Статья ФАС призвала авиакомпании скорректировать цены на билеты 15:17, Статья Первые торги акциями МТС Банка на Мосбирже начались ростом на 10% 15:16, Статья ЦБ впервые ужесточил требования к выдаче автокредитов 15:12, Статья «В России все равно хотят Hyundai»: самое важное про автосалон в Пекине 15:08, Статья Минфин отказался поддержать освобождение от НДФЛ дивидендов на ИИС 15:06, Статья Китай объявил демарш Германии из-за обвинений в шпионаже 15:00, Новость Российские военные ударили по эшелону с западной техникой на Украине 14:57, Статья
Газета
Прокуратура поможет ФАС
Газета № 111 (1886) (2406) //1789 Общество,
0

Прокуратура поможет ФАС

Антимонопольная служба лишится полномочий по делам об ущемлении интересов
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Дела об ущемлении интересов потребителей субъектами естественных монополий могут быть переданы из ведения Федеральной антимонопольной службы к Роспотребнадзору или органам прокуратуры. В большинстве случаев такие нарушения не являются злоупотреблениями монопольным положением, говорят эксперты. Это разгрузит сотрудников ФАС, которые смогут сосредоточиться на борьбе с картелями.

Дела об ущемлении интересов рассматриваются в рамках классической антимонопольной ст. 10 закона о защите конкуренции («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»). Как правило, вопросы по таким делам относятся к деятельности монополий, но не касаются злоупотреблений доминирующим положением (к примеру, речь может идти о неверном расчете тарифа на электроэнергию в коммунальной квартире или нарушении норматива устранения неисправностей в сфере ЖКХ). Тем не менее нарушения караются антимонопольными штрафами от 1 до 15% от годового оборота компании на соответствующем рынке.

Решение об их передаче от ФАС было одобрено вчера на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева по развитию бизнес-климата и конкуренции, рассказали участники совещания. Тема активно обсуждалась, глава ФАС не высказал прямой поддержки этой идее, уточнив, что готов этот вопрос обсуждать, рассказали два участника совещания.

Не исключено, что дела будут переданы Роспотребнадзору или органам прокуратуры, рассказали РБК участники совещания и подтвердил чиновник финансово-экономического блока правительства. Не исключено, что в рассмотрении жалоб будет участвовать и та, и другая структура, говорит чиновник. «Прокуратура — независимый орган, и прокурорская проверка может быть проведена в любом случае», — сказал он.

Разгрузить ФАС и передать часть полномочий другим ведомствам ранее предлагало и Мин­экономразвития. ФАС являлась рекордсменом по количеству дел, но качество расследований страдало, поясняли в ведомстве. В марте 2013 года замглавы ФАС Андрей Цыганов на бизнес-форуме «Ставим на конкуренцию» признал, что служба вынуждена рассматривать такие жалобы, как неприсоединение подсобных хозяйств к электросетям и прочее, но не может определять для себя приоритетные дела. Тогда он не исключил возможности передать такие дела отраслевым надзорным органам или Роспотребнадзору.

В ФАС не комментируют информацию о передаче функций. Представитель ведомства сказал РБК, что два года назад было зафиксировано резкое сокращение дел по статье о злоупотреблении доминирующим положением: в 2011 году по ст. 10 было возбуждено 3199 дел, в 2012-м — 2582, в 2013-м — 2634. Представитель ФАС объясняет снижение введением института предупреждения, в рамках которого дела возбуждаются только после отказа компании исполнять предписания ФАС.

Три четверти дел по ст. 10 приходится на дела об ущемлении интересов, оценивает старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при правительстве Вадим Новиков. «Общий срок рассмотрения таких дел в России в девять раз меньше, чем в ЕС. В среднем рабочее время, которое сотрудник ФАС может тратить на расследования, в десятки раз меньше, чем в других странах G7», — говорит он.

Если полномочия по рассмотрению дел по ущемлению интересов будет передано от ФАС другим ведомствам, количество дел по основной антимонопольной статье упадет в четыре раза, и это не приведет к ухудшению качества рассмотрения, полагает эксперт. «Качество нужно повышать собственно в антимонопольных делах. Работа по жалобам не требует качественного антимонопольного расследования и экономического анализа», — говорит Новиков.

«У нас есть другие инструменты соблюдения защиты прав потребителей, не связанные с антимонопольным регулированием», — сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев. «Прокуратура и так сама следит за этими жалобами», — вторит ему Новиков. Роспотребндзор не предоставил на момент подготовки материала комментарий.