Обучить и уволить
В Белом доме нашли способ увольнять неэффективных работников, избегая роста безработицы. Как рассказали РБК daily в аппарате Игоря Шувалова, бизнесу предложили заняться переобучением сотрудников на условиях государственного софинансирования. Но многие компании считают, что брать на себя обучение не только ценных сотрудников, но и малоэффективных — это слишком. В зарубежной практике такие центры существуют при биржах труда.
О смене тренда чиновники заявляли неоднократно. «У нас очень низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, поэтому нужно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой», — говорил, в частности, премьер-министр Дмитрий Медведев на инвестфоруме в Сочи.
Но при этом правительство призывает бизнес не забывать о социальной ответственности. Компромиссный вариант — создание при предприятиях центров, в которых сотрудников, попадающих под сокращения, будут переобучать на более востребованные должности. Создавать их за свой счет бизнес пока не готов, говорил на прошедшем на прошлой неделе в РАНХиГС Гайдаровском форуме первый вице-премьер Игорь Шувалов. В правительстве надеются, что смогут убедить бизнес создавать центры переобучения именно на условиях софинансирования. «Мы в бюджете 2014 года зарезервировали 200 млрд руб., большая часть из которых должна пойти на мероприятия по рынку труда, на переобучение людей», — объяснил он.
В ноябре глава Минтруда Максим Топилин озвучил масштабный проект по поддержке занятости. Он включает подпрограмму «Опережающее профобучение, стажировка, аттестация и сертификация граждан», де-факто дублирующую идею о создании центров переобучения. На эту инициативу из федбюджета выделено 22 млрд руб., еще 5,4 млрд добавят регионы, а 2,6 млрд придется внести работодателям. То есть на каждый потраченный бизнесом рубль приходится аж десять казенных.
У российского бизнеса есть опыт переподготовки сотрудников вместо их увольнения. Например, когда доля кирпичного строительства в стране стала падать, ГК «СУ-155» стала переобучать каменщиков на монтажников панелей. Похожая практика есть и в «Дикси», «М.Видео» и некоторых других крупных компаниях. «В случае закрытия магазина мы, чтобы избежать увольнений, предлагаем всем сотрудникам релокацию как внутри города, так и в других регионах», — рассказал РБК daily представитель «М.Видео» Антон Пантелеев.
Но большая часть опрошенных компаний сектора призналась, что не понимает идеи создания таких центров. «Чему учить увольняемого сотрудника? Если от нас уходит человек к производителю носков, учить его делать носки? — недоумевает представитель одного из лидеров рынка. — Приходящих людей мы и так обучаем. А вот чтобы обучать уходящих — это нонсенс какой-то». Некоторые из тех, у кого были центры переподготовки, разочаровались в них. «Бывают случаи, когда прошедшего у нас обучение человека переманивает конкурент на более высокую должность, нежели та, на которую соискатель изначально претендовал до обучения у нас», — пожаловался представитель крупной компании потребсектора. Многим же просто непонятна идея переобучения.
«Почта России» пояснила РБК daily, что готова «содействовать трудоустройству работников, высвобождаемых с модернизируемых предприятий, предоставляя им рабочие места в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также сельской местности», но только если такую работу оплатит федеральный бюджет.
Без помощи компаний государство программу переобучения не вытянет, уверена директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова: не хватит денег, к тому же без бизнеса развивать рынок труда бессмысленно. Активизировать переквалификацию необходимо, уверена она: «В мире люди значительно более мобильны, они нередко начинают с одной профессии, а потом уходят в другую, если такую необходимость диктует экономика. В России это происходит далеко не так активно».
Во Франции, Германии и США центры переобучения создаются не на базах предприятий, а при бюро по занятости, рассказывает директор по развитию бизнеса Hays Елена Новикова. Они тесно связаны с крупными компаниями, но те лишь готовы принять интересных кандидатов. Эксперт уверена, что задуманная правительством программа переобучения возможна только при гибком рынке труда, которого в России нет. Руководитель департамента по работе с клиентами Penny Lane Personnel Надежда Михина отмечает, что бизнес заинтересован в переобучении сотрудников: адаптировавшийся к компании работник ценен, так как знаком с корпоративной культурой и работой компании.