Лента новостей
Панорамный лаунж, бассейн и комфорт: какое жилье появится в Москве 13:21 Болельщики устроили погром на стадионе в Индии из-за Месси 13:18, Статья Как Китай перепридумал свою экономику 13:07 Таиланд заявил о продолжении боев с Камбоджей вопреки заявлениям Трампа 13:01, Новость Ардашев выиграл спринт на этапе Кубка России, Большунов не вышел в финал 12:57, Статья Бывшего сенатора Тер-Аванесова объявили в розыск 12:48, Статья Какой стиль отражает вашу личность. Тест 12:45 Биатлонист Латыпов выиграл спринт на этапе Кубка России в Тюмени 12:41, Статья Шесть трендов туризма: куда, как и почему путешествуют россияне 12:41 Захарова заявила, что Зеленский «приперт к стене» из-за выборов и боев 12:33, Новость Аршавин подтвердил информацию об урезании бюджета в «Зените» 12:33, Статья Bild сообщила о жестком давлении Трампа на Зеленского для заключения мира 12:27, Статья Как ощущение катастрофы породило прекрасный экспрессионизм 12:20 Вин Дизель сообщил, что для Криштиану Роналду написана роль в «Форсаже» 12:19, Статья Минобороны сообщило об ударах «Кинжалами» по объектам ВПК Украины 12:17, Статья Тренер «Бруклина» раскритиковал игру россиянина Демина 12:13, Статья В Москве наградили лидеров федпроекта «Производительность труда» 12:10, Новость Торговля без выходных: как зарабатывать на срочном рынке 12:04
Газета
«Замедление экономики — самая большая проблема для корпоративных заемщиков»
Газета № 230 (1763) (1112) Общество,
0

«Замедление экономики — самая большая проблема для корпоративных заемщиков»

Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Минэкономразвития понизило прогноз по росту ВВП на этот год до 1,8%. Стагнация в экономике негативно сказывается на предприятиях, которые вынуждены все чаще обращаться за реструктуризацией своих долгов. Член правления Райффайзенбанка НИКИТА ПАТРАХИН в интервью РБК daily рассказал о состоянии корпоративных заемщиков и их будущих перспективах.

— Каково сейчас состояние корпоративных заемщиков, какие самые болевые точки?

— Пока мы не видим резкого ухудшения качества корпоративных заемщиков в целом по системе: доля просроченной задолженности, по официальным данным ЦБ, стабилизировалась на уровне 4,4%. Однако общая экономическая ситуация не вселяет большого оптимизма. Официальный прогноз Минэкономразвития по росту ВВП на этот год понижен до 1,8% (да и эта цифра сейчас кажется уже труднодостижимой, за девять месяцев 2013 года рост ВВП составил всего 1,3%). Я считаю, что замедление экономики — это и есть самая большая проблема для корпоративных заемщиков. Многие компании, на самом деле подавляющее большинство, строили свои планы из гораздо более оптимистичных прогнозов. Сейчас же они обнаруживают, что они инвестировали в избыточные мощности. Выручка растет медленнее, чем они планировали, или даже снижается, рентабельность хуже, в результате относительная долговая нагрузка таких предприятий оказывается выше, и обслуживать кредитный порт­фель им становится дороже и сложнее.

— Компании каких секторов сейчас испытывают наибольшие проблемы?

— Безусловно, у всех сейчас на слуху проблемы металлургической отрасли. Но я бы не был категоричен в оценке перспектив компаний этой отрасли. Яркий пример — «Северсталь», которая даже на плохом рынке демонстрирует достаточно высокий уровень рентабельности и не имеет проблем с кредиторами. В любом секторе можно найти компании, испытывающие трудности. В связи с этим на первый план выходит оценка каждой конкретной компании, ее бизнес-модели, стратегии развития, наличия «подушки безопасности». Для каких-то компаний, безусловно, встанет вопрос о необходимости реструктуризации, может быть, не только кредитного портфеля, но и всего предприятия, продажей каких-то активов и пр.

— Увеличивается ли количество компаний, которые реструктурируют долги?

— Да, действительно, реструктуризации участились, об этом можно судить по рынку синдицированных кредитов, а также рынку облигаций. А ведь есть еще двухсторонние кредиты, по которым банку и проблемному заемщику проще договориться об изменении условий. Тем не менее пока этот процесс сложно назвать массовым. И очень часто речь о реструктуризации долга вынуждены вести компании, которые относительно легко пережили 2008 год, которые увидели для себя новые возможности, надеялись не только на быстрое восстановление (которое и произошло), но и надеялись на продолжение экономического роста высокими темпами.

— Какие у вас прогнозы на будущее? Будут ли компании чаще банкротиться?

— Я не прогнозирую взрывного роста банкротств или какого-то драматического ухудшения ситуации. Я, конечно же, согласен с мнением, что не стоит ожидать существенного улучшения экономической ситуации в 2014 году. В связи с этим, скорее всего, проблемы у корпоративного сектора будут нарастать. Однако банкротство компании — это экстремальный случай, процент возврата задолженности при котором минимален. И банки-кредиторы это, безусловно, понимают, поэтому до начала процедуры банкротства они, как правило, пытаются вернуть задолженность иными способами, и ре­структуризация задолженности при прочих равных — это первое, с чего начинаются новые отношения кредитора и проблемного заемщика.

— Какие вы советы дадите компаниям, планирующим реструктуризацию?

— Реструктуризация, безусловно, — это крайне негативное событие для компании, которое свидетельствует о том, что все другие возможности по обслуживанию долга исчерпаны. Но и к ней, как и любому бизнес-процессу, нужно подходить ответственно, например не сообщать кредиторам о невозможности выполнить свои обязательства за день до планируемой даты погашения. Нужно трезво оценивать возможности компании по обслуживанию долга в новых реалиях. Очень важно понимать: банк — это не враг, которого надо бояться или с которым надо бороться. Банки-кредиторы заинтересованы в успешной работе предприятия не меньше акционеров и менеджмента самой компании. Поэтому очень важно не скрывать проблемы и не тянуть с началом этого сложного разговора, а наоборот, быть максимально открытыми перед кредиторами и, что возможно еще более важно, вести диалог со всеми кредиторами на равных условиях. Как правило, любые попытки разделения банков на важных и не очень, на крупнейших кредиторов и маленьких, на обеспеченных и нет и, соответственно, ведение разговоров о разных условиях реструктуризации приводят в конце концов только к потере доверия, ухудшению ситуации и отрицательному результату.