Лента новостей
Кремль оценил последствия помощи США Украине для ситуации на поле боя 13:23, Статья Минфин потребовал в суде ограничить права иностранного владельца «Альфы» 13:18, Статья Ирина Слуцкая ответила на обвинения в применении допинга 13:14, Статья Ужесточены правила ввоза автомобилей из ЕАЭС: новое в законах о таможне 13:10, Статья Француз с российским паспортом получил должность в «Зените» 13:08, Статья В Кремле ответили на вопрос, были ли контакты Шойгу и Путина по Иванову 13:07, Новость Минсельхоз взял на особый контроль ситуацию с подорожанием хлеба 13:01, Статья Кремль назвал спекуляцией сообщения о подозрении Иванова в госизмене 12:58, Новость CryptoQuant заметила фиксацию прибыли долгосрочными держателями биткоина 12:58, Статья Боец UFC заявила, что рада выдворению преследовавшего ее мигранта 12:57, Статья Генпрокурор предложил устранить дисбаланс денежного довольствия военных 12:55, Новость Какой отечественной BI-системой заменить Microsoft Power BI: три варианта 12:52, Статья Дело режиссера Беркович и драматурга Петрийчук поступило в суд 12:49, Новость Эксперты обсудили стимулирование повторного использования промотходов 12:48 Как изменилось образование за последние пять лет 12:47, Статья Генпрокурор назвал число чиновников, наказанных за взятки 12:46, Статья Кремль отказался вмешиваться в ситуацию с задержанием главы МЧС Чечни 12:43, Статья Суд в Новосибирске оштрафовал бар по делу о пропаганде ЛГБТ 12:33, Новость
Газета
За «ВИМ-Авиа» влетело правительству
Газета № 163 (2660) (2809)
0

За «ВИМ-Авиа» влетело правительству

Владимир Путин назвал виновных в транспортном коллапсе
Из-за ситуации с «ВИМ-Авиа» Владимир Путин вынес «предупреждение о неполном служебном соответствии» главе Минтранса. Пассажиры авиакомпании до сих пор не вывезены из мест отдыха, ее самолеты арестованы, а владельцы покинули Россию
Фото: Leonid Faerberg / Transport-Photo Images / Global Look Press
Фото: Leonid Faerberg / Transport-Photo Images / Global Look Press

Выговор от президента

Коллапс авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая занимает десятое место по объему пассажироперевозок в России с 2-процентной долей, вызвал неожиданную волну критики в отношении высокопоставленных чиновников правительства.

Президент Владимир Путин высказал недовольство министру транспорта Максиму Соколову и курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу из-за ситуации вокруг «ВИМ-Авиа», прекратившей полеты во вторник, 26 сентября. «Мы сейчас с председателем правительства [Дмитрием Медведевым] обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера [Аркадия Дворковича]: вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом. И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии», — сказал Путин на встрече с членами правительства в cреду.

Это первый случай такого рода предупреждения для главы Минтранса.

Видео: kremlin.ru
Видео: kremlin.ru

Руководитель Росавиации Александр Нерадько в среду, 27 сентября, также оказался под огнем критики. «Компанию [«ВИМ-Авиа»] лихорадило уже почти год. Росавиация должна была вмешаться еще на стадии, когда пошли сигналы о плохом финансовом положении компании, чтобы не допустить массовой продажи билетов и не допустить, чтобы наши граждане оказались в такой ситуации», — заявила глава Совфеда Валентина Матвиенко на заседании верхней палаты парламента.

«С ума сошли?»: как чиновники получали выговоры от Путина 27 сентября на совещании с членами правительства Путин объявил министру транспорта Максиму Соколову о его неполном служебном соответствии, пообещав подумать, что делать дальше. Вице-премьер Аркадий Дворкович был раскритикован за то, что недостаточно внимания уделяет транспортной отрасли. «Я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь — тоже подумаем», — сказал Путин, обращаясь к министру. Ему также было поручено представить предложения по урегулированию ситуации на авиарынке в целом.

Критика Путина вызвана ситуацией с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», которая не может рассчитаться с поставщиками топлива и аэропортами. Это привело к отменам и задержкам рейсов компании.
18 сентября 2012 года Владимир Путин раскритиковал проект бюджета на 2013–2015 годы, поскольку заложенные в нем параметры не позволяли выполнить майские указы в полной мере. Также в ходе совещания президент напомнил о личной ответственности министров за невыполнение распоряжений. На следующий день были объявлены выговоры трем министрам — министру регионального развития Олегу Говоруну (на фото), министру труда Максиму Топилину и главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову.

Через некоторое время Владимир Путин освободил Олега Говоруна от должности. В качестве одной из причин отставки с министерского поста некоторые СМИ называли именно выговор президента. С двух других министров взыскания позже сняли.
В ноябре 2012 года Владимир Путин подверг критике губернатора Курганской области Олега Богомолова. На одном из совещаний президент раскритиковал главу региона за недоработки в сфере образования и потребовал довести зарплаты учителей до уровня средних по стране. Губернатор пообещал, что на следующий день встретится с министром финансов. «Вы с тещей можете встречаться, или с родственниками, или с Антоном Германовичем [Силуановым, министром финансов], но чтобы зарплата учителей была не меньше средней по экономике», — ответил тогда Путин.

В феврале 2014 года Богомолов ушел в отставку. В рейтинге эффективности губернаторов, который в январе 2014 года опубликовал Фонд развития гражданского общества, Олег Богомолов занял последнее место. Диспропорции в зарплатах преодолеть к моменту его отставки не удалось — в первом полугодии 2013 года среднемесячная начисленная заработная плата составила в Курганской области около 18 тыс. руб.
В феврале 2013 года критике Путина подвергся глава компании «РусГидро» Евгений Дод. На тот момент «РусГидро» еще не подала заявление в МВД по факту хищений при строительстве Загорской ГАЭС-2. «Миллиард у вас утащили. Миллиард ушел на подставные конторы, где по два человека работают. Миллиард растворился, а вы разбираетесь до сих пор и не считаете нужным защищать интересы компании», — заявил Путин.

В июне 2016 года Дода и бухгалтера компании Дмитрия Финкеля обвинили в крупном мошенничестве, расследование дела до сих пор продолжается.
Еще 3 фото
Фотогалерея

Глава фонда «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко говорит, что для Соколова такой выговор — «это первый шажок к увольнению», а для Дворковича критика президента может вылиться в сокращение полномочий. «В связи с этим возникает вероятность того, что правительство может серьезно обновиться еще до президентских выборов», — сказал он РБК. Политолог Аббас Галлямов также допускает, что скандал с «ВИМ-Авиа» может привести к отставке министра.

«Президентом поставлена четкая задача по решению кризисной ситуации», — сказал РБК пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в ответ на вопрос о возможных кадровых перестановках.

Нерадько пришлось почти час отчитываться по ситуации с «ВИМ-Авиа» перед депутатами Госдумы. В ходе доклада он заявил, что Росавиация проводила финансовую оценку этой авиакомпании в соответствии с законодательством и никаких проблем выявлено не было. «На 1 января 2017 года авиакомпания предоставила бухгалтерскую отчетность, которая была рассмотрена, проанализирована, и авиакомпания соответствовала первой, наилучшей группе по финансово-экономической устойчивости и текущей платежеспособности», — отметил чиновник, передавал корреспондент РБК. При этом, по словам Нерадько, Росавиация сразу же отреагировала на ситуацию, как только собственники авиакомпании неделю назад обратились в агентство за помощью.

Максим Соколов
Максим Соколов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

По данным Росавиации, проблемы у «ВИМ-Авиа» начались из-за того, что авиакомпания приобрела в лизинг дальнемагистральные самолеты, такие как Airbus А330 и Boeing 777, но не рассчитала свои силы по их оперированию. Деталей ведомство не раскрывало. Но летом 2017 года отраслевое издание АТО сообщало, что «ВИМ-Авиа» взяла в операционный лизинг два самолета Boeing, увеличив флот до 25 машин. К тому же в ходе авиасалона МАКС-2017 авиакомпания заключила соглашение о намерениях с «Ильюшин Финанс» об условиях передачи в операционный лизинг 15 самолетов МС-21-300, которые должны были быть поставлены в 2021–2024 годах.

Резерв на миллиард

Выступая в Госдуме, глава Росавиации предложил ввести страховой сбор в размере 10 руб. с каждого авиабилета, проданного российской авиакомпанией. Такой сбор при нынешнем объеме перевозок около 100 млн пассажиров в год, которые выполняют российские авиакомпании, позволит создать резервный фонд в размере около 1 млрд руб. — этого будет достаточно на случай банкротства любого перевозчика, сказал Нерадько.

Спасти пассажиров

Покидая Госдуму, Нерадько заявил, что «главное сейчас — вывезти пассажиров». По данным Росавиации на 27 сентября, за рубежом осталось около 38 тыс. клиентов «ВИМ-Авиа» (по данным самой авиакомпании — 16 тыс. человек). Накануне Росавиация представила план по вывозу этих пассажиров. Регулярные рейсы должны осуществлять семь авиакомпаний (в том числе такие крупные, как «Уральские авиалинии» и Red Wings) за счет госбюджета — на это планируется выделить 200 млн руб., а чартерные рейсы — туроператоры за свой счет.

Источники РБК в одном из туроператоров и одной из авиакомпаний сказали, что пассажиров вывезти пока не получается из-за отсутствия свободных «бортов». Самолеты авиакомпании «ВИМ-Авиа» оказались арестованы за долги в турецких аэропортах Даламана, Антальи и бельгийском Льеже, сообщил Нерадько. А представитель «ВИМ-Авиа» сказала, что для нормализации ситуации необходимо вернуть в страну три самолета «ВИМ-Авиа», оказавшихся в Анталье, и задействовать еще пять-шесть лайнеров, стоящих в России (все самолеты компании сейчас арестованы). Для перевозки своих клиентов компания попросила у правительства госгарантии на 800–840 млн руб., сообщил источник «РИА Новости», близкий к руководству перевозчика, и подтвердила РБК представитель компании. Но ранее министр Соколов заявил, что господдержка «ВИМ-Авиа» уже бессмысленна, потому что «компания практически прекратила работу».

Все выключено: как банкротились российские авиакомпании Кризис в принадлежащей госкорпорации «Ростехнологии» авиакомпании случился в августе 2008 года после резкого роста цен на авиакеросин. Суммарная задолженность авиаперевозчиков, входивших в альянс, перед компаниями — поставщиками топлива превысила $1 млрд. В один из дней из Домодедово не вылетел ни один рейс альянса, а в аэропорту скопилось почти 3500 пассажиров AirUnion. «КрасЭйр», головная компания альянса, была признана банкротом в июле 2009 года.
В марте 2009 года калининградская авиакомпания «КД Авиа» прекратила полеты, набрав долгов на 12 млрд руб. В декабре того же года один из совладельцев «КД Авиа», председатель ее совета директоров Сергей Грищенко был задержан правоохранительными органами по делу о преднамеренном банкротстве компании. Суд признал авиакомпанию банкротом в ноябре 2010 года. Грищенко вышел из-под стражи еще раньше — в апреле того же года.
В октябре 2011 года из-за тяжелого финансового положения, вызванного конфликтом акционеров, свою деятельность прекратил российский лоукостер «Авианова». Сначала компания остановила продажу билетов на свои рейсы, а также посоветовала клиентам оформить возврат денег и воспользоваться услугами других перевозчиков. Позднее сообщалось, что компания вернула пассажирам за невыполненные рейсы около 100 млн руб. В апреле 2012 года «Авианова» была официально признана банкротом. В декабре 2012 года об остановке операционной деятельности и прекращении полетов в связи с тяжелой финансовой ситуацией заявила авиакомпания «Кубань». Деньги за билеты, купленные через агентства, по заявлениям пассажиров возвращали сразу же. По поводу остальных было принято решение о возвращении средств в процессе процедуры банкротства компании. Пассажиров «Кубани» в итоге перевозили шесть авиакомпаний — «Аэрофлот», «ЮТэйр», Red Wings, «Якутия», «Россия» и «Грозный авиа». Процедуру банкротства инициировала сама авиакомпания, позднее сообщалось, что прокуратура нашла признаки преднамеренного банкротства «Кубани».
Еще 6 фото
Фотогалерея


Между тем сами владельцы «ВИМ-Авиа» супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы уже, вероятно, покинули страну, рассказал депутатам Нерадько. Источник, близкий к руководству авиакомпании, уточнил в разговоре с РБК, что Мурсекаевы вылетели в Турцию во вторник вечером. Представитель «ВИМ-Авиа» отказалась комментировать передвижения собственников компании.

В понедельник следственные органы Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета возбудили уголовное дело в отношении топ-менеджеров авиакомпании «ВИМ-Авиа» по статье «Мошенничество» из-за массовых задержек рейсов. В среду глава СКР Александр Бастрыкин в свою очередь поручил передать дело «ВИМ-Авиа» в главное управление по расследованию особо важных дел ведомства.