Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Овощной инстинкт
Лента новостей 20:00 МСК
Против ловившего покемонов в храме блогера возбудили новое уголовное дело Общество, 19:17 Технологии для денег: что нужно банкам, чтобы не отстать от времени Валерий Тихонович заместитель генерального директора Qulix Systems Мнение, 19:17 «Первый канал» отчитался об итогах расследования утечки эпизода «Шерлока» Общество, 19:00 СМИ узнали дату летных испытаний ракеты для «ядерного поезда» Технологии и медиа, 18:49 В ресторане в центре Москвы задержали криминального авторитета Сутулого Общество, 18:47 Украинские военные отказались передать выводы о проверке на юге России Политика, 18:33 Путин обсудил с Совбезом выполнение Украиной минских соглашений Политика, 18:29 Шувалов заявил об отсутствии пузырей в экономике России Экономика, 18:17 МЧС рассказало о найденном в Черном море американском самолете Общество, 18:03 В деле бывшего губернатора Сахалина не нашлось ручки за 36 млн руб. Общество, 18:01 ФСБ задержала в Казани двух вербовщиков «Таблиги Джамаат» Общество, 17:59 В Бразилии нашли мертвой исполнительницу песни «Ламбада» Общество, 17:57 Apple снизила цены на свои флагманские смартфоны в России на 7–8% Технологии и медиа, 17:53 Генпрокуратура обвинила приставов в мягком отношении к виновникам пожаров Общество, 17:37 Reuters узнал о строительстве корпуса ЦКБ для высшего руководства страны Политика, 17:28 В правительстве отклонили петицию об отмене «закона Яровой» Бизнес, 17:25 СКР возбудил дело после обрушения в конном клубе в Новосибирской области Общество, 17:24 МИД заявил об «ударах» Обамы по отношениям с Россией «в последние часы» Политика, 17:17 Слово президента: предвыборные лозунги американских лидеров Фотогалерея, 17:08 Московская областная дума утвердила единый цвет для такси Общество, 17:06 В Германии парламент разрешил тяжелобольным принимать марихуану Общество, 16:58 Евтушенков заявил о подготовке IPO агрохолдинга АФК «Система» Бизнес, 16:43 Минздрав выступил против идеи продавать лекарства в супермаркетах Политика, 16:41 На Южно-Украинской АЭС произошло отключение третьего энергоблока Общество, 16:40 «Газпром» увидел риски в прохождении Украиной пиков спроса на газ Экономика, 16:39 Путин подарил Шаймиеву карту XVII века с древней Тартарией Политика, 16:32 Аэропорт в Киргизии ответил на сообщения о контрабанде на упавшем Boeing Общество, 16:26 Объем хранения данных по «закону Яровой» предложили снизить в 10 раз Политика, 16:14
Газета № 015 (2271) (2901) 29 янв 2016, 00:25
Екатерина Бурлакова
Овощной инстинкт
Кризис заставляет россиян вместо посещения ресторанов готовить дома из дешевых продуктов
Фото: РИА Новости

Из-за кризиса в 2015 году выросли продажи овощей из «борщевого набора» — картофеля, свеклы, капусты, моркови, следует из данных исследовательской компании GfK. Это значит, что россияне стали чаще готовить дома.

Полюбили макароны

В России просело потребление многих продуктовых групп, в частности морепродуктов (на 24,9% год к году в натуральном выражении), рыбы (на 13%), говядины (на 12,1%), мясных деликатесов (на 8,2%), следует из данных исследования международной компании GfK, предоставленных РБК. Исследование охватывает период с сентября 2014-го по август 2015 года. Оно основано на данных потребления 10 тыс. домохозяйств в сельской и городской местности России, в каждом из которых установлен прибор, читающий штрих-коды. Приходя домой с покупками, участники исследования сканируют штрих-коды всех купленных товаров.

Есть и продукты, которые, напротив, в кризисное время стали покупать больше. Самой быстрорастущей категорией стала бакалея. По данным GfK, продажи этой категории по отношению к аналогичному предыдущему периоду выросли на 5,1% в натуральном выражении и на 24,1% в денежном. Рост продаж бакалеи означает, что люди в кризис из-за снижения покупательной способности стали больше готовить дома и делать заготовки в целях экономии, комментируют аналитики GfK.

В бакалейной группе самыми быстрорастущими товарами стали мука — ее продажи в натуральном выражении год к году выросли на 13,5%, сухие приправы (7,9%), макароны (6,9%), сахар (4,7%). Рост продаж бакалейной группы РБК подтвердили и аналитики исследовательского холдинга «Ромир». По их данным, он составил 7% в натуральном выражении. «Потребление дорогих продуктов в кризис сокращается, поскольку часть населения старается минимизировать свои расходы, но растет потребление относительно дешевых и питательных продуктов, — объясняет аналитик исследовательской компании BusinesStat Ольга Шипилова. — Также больше людей начинают готовить дома: несмотря на рост цен на продукты, приготовленная дома еда обойдется дешевле, чем в кафе и ресторанах».

Представитель «Дикси» Екатерина Куманина подтверждает, что сеть отмечает «желание покупателей больше готовить дома, а также делать традиционные заготовки». «Например, осенью прошлого года существенно вырос спрос на банки для консервирования и ингредиенты для засолки и варки варенья», — говорит она.

Онлайн-опрос международной исследовательской компании Nielsen, в котором в ноябре 2015 года приняли участие 9,7 тыс. респондентов из 32 стран Европы, в том числе из России, показал, что россияне еще и любят готовить. На вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время?» 20% россиян ответили, что им нравится готовить (против 18% среди всех европейцев). Основатель компании Elementaree (доставляет на дом свежие продукты с инструкциями по их приготовлению) Ольга Зиновьева тогда объяснила это РБК и кризисом. «Сейчас в интернете появляется все больше кулинарных видеокурсов, кулинарные передачи по телевидению становятся более востребованными, — рассказывала Зиновьева. — Доходы населения падают, поэтому люди отказываются от ресторанов и начинают готовить дома. У нас в стране невысокий доход на душу населения, поэтому не все могут найти хобби, которое не требует больших материальных вложений. Приготовление пищи — самый простой выход».

Борщ эконом-класса

Другой заметной тенденцией, отмеченной аналитиками GfK, стал резкий рост потребления в 2015 году так называемого «борщевого набора» из недорогих овощей. В категории овощей, по данным GfK, по итогам года с августа 2014-го по август 2015-го больше всего выросло потребление капусты (рост на 10% в натуральном выражении), свеклы (8,9%) и картофеля (6,1%), следует из данных GfK. Аналогичный тренд показало и исследование «Ромира» по итогам 2015 года. Основатель и президент группы «Белая Дача» (производитель упакованных овощей и салатов) Виктор Семенов подтвердил РБК рост спроса на продукты, из которых можно готовить дома: «Спрос сместился в сторону более дешевой продукции, у нас больше стали покупать недорогой салат Айсберг, винегреты, свекольные спагетти. Сейчас мы стали готовить китайскую капусту, чего раньше не делали», — отметил Семенов.

Представитель второго крупнейшего в России ретейлера X5 Retail Group рассказал РБК, что доля капусты в объемах продаж категории «Фрукты-овощи» увеличилась с 7,74% в 2014 году до 10,1% в 2015-м, доля картофеля выросла с 38,7% до 39,9%, и только доли свеклы и капусты существенно не изменились.

Цены на овощи из «борщевого набора» в 2015 году снизились, об этом свидетельствуют данные Росстата. Судя по ценам расширенной корзины Росстата по итогам декабря 2015 года, в России в прошлом вообще подешевело всего шесть продуктов: картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь, свекла и мясо кур. Больше всего — на 25,3%, до 19,91 руб. за килограмм — упала цена на картофель. Гендиректор FruitNews Ирина Козий раньше объясняла это РБК хорошим урожаем. Так, по данным Минсельхоза, в прошлом году в России собраны рекордные за последние годы урожаи картофеля — 33,6 млн т картофеля (на 15,9% больше среднего показателя за предыдущие пять лет) и овощей — 16,1 млн т (на 12,3% больше, чем за предыдущие пять лет).

При участии Анны Левинской