Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Власть требует надзора
Лента новостей 3:00 МСК
ЕСПЧ потребовал от России объяснить причину удержания Дадина в колонии Политика, 01:49 Очередная утечка о планах Трампа коснулась Стражей исламской революции Политика, 01:49 На конференцию с участием Трампа пронесли флажки с российским триколором Политика, 00:59 Прокуратура Франции открыла официальное расследование «Пенелопагейта» Политика, 00:42 Савченко призвала Путина и Меркель помочь в освобождении военнопленных Политика, Вчера, 23:51 В Москве поезд насмерть сбил мужчину Общество, Вчера, 23:08 Журналистов CNN, NYT и Politico не пустили на брифинг в Белом доме Политика, Вчера, 23:05 Защита Дадина направила в ЕСПЧ жалобу на его удержание в колонии Общество, Вчера, 22:29 Савченко приехала в ДНР впервые после освобождения из России Политика, Вчера, 21:43 Россия пообещала наложить вето на антисирийские санкции в СБ ООН Политика, Вчера, 21:08 Ирак нанес авиаудары по ИГИЛ по полученным от Пентагона разведданным Политика, Вчера, 21:07 В торговом центре в Уфе обрушилась часть крыши Общество, Вчера, 20:29 Верховный суд США ответит на апелляцию защиты Бута до конца марта Общество, Вчера, 20:03 Олимпийская чемпионка Ольга Корбут выставила свои медали на аукцион Общество, Вчера, 19:59 Трамп обвинил ФБР в неспособности остановить утечки секретной информации Политика, Вчера, 19:31 Глава Генштаба Турции заявил о достижении армией своих целей в Сирии Политика, Вчера, 19:22 В аэропорту Риги опровергли обвинения в требовании досмотреть посла ОАЭ Политика, Вчера, 18:49 Spiegel сообщил о слежке немецких спецслужб за иностранными журналистами Общество, Вчера, 18:24 Boeing в 2018 году откроет свой первый завод в Европе Бизнес, Вчера, 18:18 NewYorker анонсировал обложку с Путиным в монокле Общество, Вчера, 17:23 В ДНР заявили о визите Савченко для встречи с украинскими военнопленными Политика, Вчера, 17:18 Минобороны ответило политикам ФРГ на критику постройки модели Рейхстага Политика, Вчера, 16:56 FT узнала о поддержке Берлином требований от Лондона €60 млрд за Brexit Финансы, Вчера, 16:13 Суд Вены отказал в задержании Фирташа по делу об экстрадиции в США Общество, Вчера, 15:53 Премьер Ирака приказал ВВС наносить удары по ИГ в Сирии Политика, Вчера, 15:19 Кремль сообщил дату визита Эрдогана в Россию Политика, Вчера, 14:36 Прокурор Украины заявил о российском паспорте «похитителя» депутата Рады Политика, Вчера, 14:22 Прощание с Виталием Чуркиным. Фотогалерея Фотогалерея, Вчера, 14:09
Газета № 190 (2207) (1610) 16 окт 2015, 00:25
ПЕТР НЕТРЕБА, ЯНА МИЛЮКОВА
Власть требует надзора
Правительство может потерять шесть министерств
Фото: РИА Новости

Сокращение министерств с 21 до 15, упразднение 11 федеральных агентств и создание 9 крупных федеральных надзоров — это один из вариантов новой административной реформы, которая сейчас обсуждается в правительстве.

Независимый надзор

РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами, которые были представлены в экспертный совет при «открытом правительстве» и могут лечь в основу итогового доклада президенту о реформе контрольно-надзорных функций. То, что этот документ был представлен министру по делам открытого правительства Михаилу Абызову, подтвердил правительственный чиновник и эксперт, который привлекался к подготовке предложений по этому вопросу. «Сейчас эти предложения находятся на рассмотрении у руководителя аппарата правительства вице-премьера Сергея Приходько, который сводит итоговый доклад для президента», — рассказал РБК источник в Белом доме, отметив, что эти материалы готовились при участии Российской академии народного хозяйства при президенте (РАНХиГС).

Другой правительственный чиновник отметил, что в аппарат были внесены и другие документы по новой административной реформе — в частности, свои предложения представляло Минэкономразвития. Ожидается, что документ окажется у президента 1 декабря.

Реформа контрольн​о-надзорных функций исполнительной власти может обернуться масштабной оптимизацией всей структуры правительства, отмечают собеседники РБК. Согласно рабочим материалам, ключевое предложение, которое влечет за собой и изменение всей структуры исполнительной власти, — это формирование системы федеральных надзоров. Речь идет о создании 9 надзоров (см. схему). Эти ведомства предлагается подчинить напрямую Белому дому, сосредоточив в них все надзорные функции. Сегодня контрольно-надзорные функции выполняются федеральными службами, подчиненными профильным министерствам или напрямую министерствами. Некоторые службы, например таможня, выведены под прямой контроль правительства. Всего сейчас действует 34 федеральные службы. При этом, по данным Минэкономразвития, которые цитируются в документе, 80% проверок приходится только на 7 контрольно-надзорных органов: МЧС, МВД, ФНС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роструд и Россельхознадзор.

В основу подхода об оптимизации структуры исполнительной власти лег принцип экономичности. Например, экономия на укрупнении служб оценивается в 450 млн руб. в год в ценах 2012 года. Создание компактного числа надзоров повлечет и укрупнение надзорных функций, что также позволит экономить на операционных расходах. Например, говорится в документе, себестоимость выявления нарушения Рособрнадзором оценивается в 60  тыс. руб. Выявленное нарушение Роскомнадзора оценивается в 348 тыс.  руб. Кроме того, переподчинение надзора правительству обеспечит независимость деятельности от профильных министерств, добавляет источник РБК.

Большие министерства

Требование лишить министерства надзорных полномочий и идея экономить бюджетные расходы на содержании меньшего числа министерств может привести к сокращению их численности. Из 21 действующего министерства предлагается сохранить только 15. Сейчас штаты министерств варьируются от 253 штатных единиц в Минвостокразвития до 27,6 тыс. штатных единиц в МЧС. Анализ финансирования расходов на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти показал, что расходы на обеспечение деятельности в расчете на одного сотрудника в министерствах с минимальной численностью (до 500 человек) в 1,5–2,5 раза выше, чем в министерствах с максимальной численностью. С использованием эффекта «экономии от масштаба» в крупных ведомствах на общие нужды предлагается образовать такие укрупненные министерства, как, например, Министерство экономики, инфраструктуры, информатизации и инноваций. При этом могут быть упразднены Минвостокразвития, Минсвязи.

Административные изменения могут коснуться не только министерств. Возможно изменение статуса администрации президента и аппарата правительства. Их предлагается наделить функцией самостоятельного федерального органа исполнительной власти «путем преобразования Управления делами президента РФ». В настоящее время эти две ключевые структуры власти не имеют самостоятельного юридического статуса.

Оптимизация госуслуг

Изменения грозят и федеральным агентствам. Сейчас из 25 агентств шесть вообще не предоставляют ни одной госуслуги, еще пять — предоставляют 1–2 услуги, говорится в рабочих материалах. Такие агентства предлагается упразднить. Перераспределение контрольно-надзорных функций может привести и к изменению структуры агентств. Предлагается оставить агентствам только оказание услуг и переименовать в агентство, например Федеральное казначейство, Службу исполнения наказаний и даже Службу внешней разведки​. Кроме того, из администрации президента может быть выделено федеральное агентство специальных программ президента РФ. Оптимизация деятельности агентств может обеспечить ежегодную экономию расходов бюджета на обеспечение их деятельности в размере не менее 4,5  млрд руб., говорит источник в правительстве.​

Министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов передал РБК через представителя, что подкомиссия по совершенствованию контрольных и разрешительных функций при правкомиссии по административной реформе, которую он возглавляет, подготовила свои предложения по общим принципам оптимизации структуры контрольно-надзорных органов исполнительной власти. «Доклад внесен в правительство в установленном порядке. В случае одобрения предложений мы продолжим работу, связанную в том числе с возможностью консолидации отдельных ведомств», — уточнил он. Директор центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков подтвердил, что институт готовил предложения по оптимизации системы органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных органов, отказавшись от детальных комментариев. ​Представитель Минэкономразвития сообщил, что вопросы реформы контрольно-надзорных функций прорабатываются. Опрошенные представители нескольких министерств, которые могут попасть под упразднение, например Минвостокразвития и Минэнерго, отказались от комментариев. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова также не стала комментировать предложения.​