Лента новостей
ФАС выдала предупреждение Ozon 10:12, Статья Эксперты оценили вероятность антииранского альянса на Ближнем Востоке 10:02, Статья Увольте саботажников. Как быстро внедрять новые корпоративные системы 09:59, Статья На поиски пропавших в Охотском море мужчин подняли авиацию 09:58, Новость На выдумки хитра: как экономика Черноземья прожила 2023 год 09:57 ТАСС узнал, что в деле экс-замминистра Иванова появятся новые фигуранты 09:47, Новость Китай исключил свою безучастность в конфликте на Украине 09:47, Статья МТС Банк привлек на бирже ₽11,5 млрд 09:42, Статья МТС Банк в ходе IPO привлек ₽11,5 млрд, собрав рекордное число заявок 09:36, Статья Защита обжаловала арест экс-замминистра обороны 09:34, Статья Балицкий рассказал о пострадавших при обстреле Токмака 09:29, Новость Пять инструментов, которыми должен владеть современный IT-специалист 09:25, Статья Закрытый с февраля 2022 года аэропорт Элисты откроют для полетов 09:16, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 09:12, Онлайн На Украине арестовали министра агрополитики за махинации с землей 09:10, Статья Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть 09:03, Статья Какими будут новые Samsung Galaxy Z Fold 6 и Galaxy Z Flip 6 09:00, Статья «Дочка» «Газпрома» подала три иска к европейским компаниям 08:55, Статья
Журнал
Хозяева частот
Журнал Август 2014 Общество,
0

Хозяева частот

Правда, радиобизнес – очень тесная полянка: на пять крупнейших игроков приходится почти 80% рынка

Радио – один из самых стабильных сегментов медиабизнеса. В кризисном 2009 году рекламные доходы радиохолдингов снизились на 30%, как и в среднем по отрасли, но уже в 2012-м превысили докризисный уровень. Сейчас доходы растут на 13–14% в год, и это второй показатель после Интернета (27%). Правда, радиобизнес – очень тесная полянка: на пять крупнейших игроков приходится почти 80% рынка.

В 1990 году в Москве начала вещание радиостанция «Европа Плюс». Тогда 51% акций станции принадлежал Europe Plus France, которая позже вошла в состав французского холдинга Lagardere. В конце 2011-го владельцы ХК «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев и Владимир Гридин выкупили Европейскую медиагруппу (ЕМГ) у Lagardere за 162 млн долларов. 

ЕМГ не была первым медийным активом бизнесменов. Федяев и Гридин уже имели опыт управления СМИ: принадлежащий им кемеровский СДС-Медиа Холдинг в 2010 году насчитывал шесть радиостанций, телеканал, две газеты. «У наших акционеров диверсифицированный бизнес, в том числе много компаний в сфере услуг. Они были заинтересованы в качественном продвижении. 

И когда появилась возможность приобрести активы в медиа, приняли такое решение. Кроме того, это рентабельный бизнес», – объясняет интерес кемеровских промышленников к федеральным радиостанциям президент ЕМГ Екатерина Тихомирова. Доходность радиобизнеса в компании оценивают более чем в 20%. Инвестиции СДС в ЕМГ (покупка «Дорожного радио», развитие «Спорт FM»), по словам Тихомировой, составят около 7 млрд рублей. С момента входа кемеровчан в ЕМГ и к концу 2019 года суммарная чистая прибыль медиагруппы достигнет размера вложений.

*Показатель выручки рассчитан на основе предоставленных компаниями данных о доле на рекламном рынке. Объем всего рынка радиорекламы в 2013 году составил 16,5 млрд рублей, по сведениям Ассоциации коммуникационных агентств России

**Здесь и далее приводятся данные «TNS Россия» за октябрь 2013-го – март 2014-го. Измерялось накопленное суточное количество слушателей радиостанции в процентах от общего числа радиослушателей старше 12 лет в 27 крупнейших городах России

Медийная «дочка» газового монополиста создавалась еще в 1998 году. Вначале радиостанций у холдинга не было, в него входили телерадиокомпания «Прометей АСТ», пара газет и два телеканала и порядка сотни региональных СМИ. Станции появились в составе холдинга только в конце 2001-го в результате «спора хозяйствующих субъектов» с компанией «Медиа-Мост» Владимира Гусинского, конфликтовавшего с властями. Тогда Газпром-Медиа Холдинг (ГПМ) получил в собственность акции радиостанций «Эхо Москвы» и «Спорт FM». В феврале 2014 года холдинг купил Вещательную корпорацию «Проф-Медиа» (ВКПМ) у Владимира Потанина за 602 млн долларов. Кроме теле- и киноактивов «Проф-Медиа» добавил в копилку ГПМ четыре радиостанции: «Авторадио», «Радио Romantika», «Юмор FM» и «Радио Energy». Аналитики TNS тогда назвали сделку выгодной: четыре радиостанции Потанина зарабатывали больше всех станций ГПМ на тот момент. По оценке компании «Зефир Медиа», за первые шесть месяцев 2013 года радиостанции ВКПМ заработали 704 млн рублей, а радио ГПМ – всего 192 млн.

***Приведены консолидированные данные Газпром-Медиа Холдинга и Вещательной корпорации «Проф-Медиа», которую Владимир Потанин продал в феврале 2014 года холдингу ГПМ

 

Проект Сергея Архипова и Виталия Богданова – «Русское Радио» – стартовал в 1995 году. Компаньоны зарегистрировали компанию Русская Медиагруппа (РМГ), самым крупным акционером которой стала нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Через 10 лет взгляды партнеров на будущее РМГ разошлись, предметом спора стал вывод компании на биржу. По оценкам Ernst & Young, медиагруппа могла бы выйти на биржу уже в 2009 году, если бы не внутренние противоречия. Не дожидаясь этого события, РМГ покинул Сергей Архипов, продав свою долю в 19% другим акционерам за 47,5 млн долларов. После ухода Архипова, творческого вдохновителя всей команды, в компании начались массовые увольнения. Через два года свои 39% продал и Виталий Богданов компании «Медиаинвест», представляющей интересы ЛУКОЙЛа, за 117 млн долларов. Топ-менеджеры нефтяного гиганта (через УК «Менеджмент-Центр, ЗАО «Капитальные инвестиции» и «Медиаинвест») теперь контролируют 78% РМГ, остальная часть принадлежит Сергею Кожевникову. Последний из троицы, стоявшей у истоков холдинга, до сих пор возглавляет компанию.

Государственные радиостанции «Радио России», «Маяк», «Юность» вошли в ВГТРК в 1998-м, и с тех пор не случилось ни потрясений, ни прорывов. В 2004 году к радийным активам добавилась станция «Культура». А в 2011-м ОАО «Цифровые технологии», принадлежащее ФГУП «ГТК «Россия», получило от ФАС разрешение купить «Сарафан ТВ» и «Страну ТВ».

О том, что совладелец «РуссНефти» Михаил Гуцериев всерьез увлекается сочинением текстов песен, известно уже давно: он пишет для Лаймы Вайкуле, Стаса Михайлова, Николая Баскова, Григория Лепса и др. Как рассказывал бизнесмен в одном из интервью, писать стихи он начал еще в юности, но самым продуктивным временем оказались годы вынужденного пребывания в Лондоне – с 2007-го по 2010-й.

Представители радиохолдингов говорят, что поначалу станции не брали в ротацию песни на слова Гуцериева, потому что они якобы не подходили по формату. Может быть, поэтому он решил проблему кардинально: чтобы в буквальном смысле самому «заказывать музыку», просто приобрел несколько радиостанций. Первая сделка состоялась в июне 2012-го, тогда Гуцериев купил у бизнесмена Александра Лебедева две московские частоты – 94,0 FM и 94,4 FM. Спустя полгода на них запустили радиостанции «Восток FM» и «Весна FM», в плей-листе которых есть песни на слова Гуцериева. В начале 2013-го он купил 75% холдинга Игоря Крутого Krutoy Media, а в конце года приобретал по радиостанции в месяц: в ноябре – «Финам FM», в декабре – Ru.FM. Развивать последние две станции он пригласил известного радиоведущего Сергея Доренко, и вскоре на этих частотах зазвучали «Столица FM» и «Говорит Москва».