Лента новостей
В Тульской области раскрыли, зачем врач приписывал здоровым пациентам рак 18:32, Новость Команда Трампа предложила отменить мешающие Tesla оповещения о ДТП 18:28, Новость Инвестиции в биткоин и назначения Трампа. События недели на крипторынке 18:28, Статья Осужденный украинский пограничник попросил, чтобы его передали России 18:19, Новость Майнеры переняли стратегию MicroStrategy. Почему они стали копить биткоин 18:19, Статья Семь причин ездить на Lada Aura 18:11 Политбюро Вьетнама примет дисциплинарные меры против бывшего президента 18:08, Новость Сирийские курды рассказали, чем им грозит возвращение Трампа в Белый дом 18:03, Статья Дилеры затеяли распродажу новых японских иномарок. Модели, цены, гарантия 17:59, Статья Минфин уточнил результаты аукциона по ОФЗ из-за неисполненных заявок 17:58, Статья Путин вручил Кадырову орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 17:57, Статья Все больше стран отказываются принимать карту «Мир». Как платить за границей 17:57, Статья США и Турция пришли к согласию по вопросу урегулирования в Сирии 17:44, Новость Венгрия и Болгария нашли решение для продолжения транзита газа из России 17:40, Статья Искусство и бизнес: как современные компании поддерживают арт-индустрию 17:37 Стоимость Роналду упала на рекордно низкий в его карьере уровень 17:28, Статья ЦБ понизил официальный курс доллара на 52 копейки 17:24, Статья Над базой Рамштайн заметили неопознанные дроны 17:21, Новость
Газета
Спроса нет и денег нет
Газета № 085 (2102) (2105) Общество,
0

Спроса нет и денег нет

Бизнес считает, что во втором квартале нет оснований ждать роста продаж идоходов
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Во втором квартале бизнес показал антирекорд, показатели его работы близки к значениям 2009 года. Кончился ажиотажный спрос на товары «по старым ценам», а прибыли уходят на обслуживание долгов.

Дежа вю

Падение промпроизводства в апреле на 4,5% в годовом выражении стало максимальным с октября 2009 года, по данным агентства Интерфакс. В первом квартале снижение было гораздо более умеренным: на 0,6% в марте, на 1,6% в феврале, а в январе промышленность даже росла на 0,9%, по данным Росстата.

Показатель падения промпроизводства, очищенный от сезонного и календарного факторов, составил 1,6% в апреле к марту после роста на 0,4% в марте, снижения на 0,8% в феврале и на 2% в январе. Существенное падение в апреле было зафиксировано в добывающей промышленности — на 7,2%.

«В ближайшие месяцы я жду такого же уровня», — сказал РБК замдиректора института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов. Обвала на 8%, как в 2009 году, он вместе с тем не предвидит. «Тогда были большие запасы и сильный перегрев экономики, сейчас таких запасов нет», — отмечает эксперт.

В целом данные за апрель неожиданными назвать нельзя, говорит он. «Наш действующий прогноз по динамике ВВП гораздо хуже — в районе 5% падение по году, ЕБРР тоже говорит о 4,5% (прогноз улучшен в мае с 4,8% в январе), оптимизм не превалировал до выхода этих данных», — отметил Миронов.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов, правда, заявлял на прошлой неделе, что российская экономика не находится в кризисе. Худший сценарий не реализовался, заявил он, поэтому пора переходить к «повестке развития».

«Правительство формирует ожидания — у них работа такая, говорить, что кризис закончился», — отмечает Миронов, однако объективные факторы этого пока не подтверждают. Среди них и обескровливание реального сектора с точки зрения погашения долгов. «С 1 июля долги сократились гораздо сильнее, чем в ходе последнего кризиса», — отметил он.

Отток денег и спад спроса

Отток денег сильнее из‑за санкций, более сильного падения курса и более продолжительного снижения нефтяных цен, полагает Миронов.

Кроме того, кончился ажиотажный спрос, который отмечался в конце прошлого — начале этого года в связи с резким удорожанием товаров. «Раньше это стимулировало промышленность. ВВП упал в первом квартале почти на 2%, а промышленность падала медленнее. А сейчас начинает проявляться реальный кризис, выходим на тот уровень падения, который может быть», — говорит он.

«Пока рецессия продолжается», — соглашается советник Института современного развития Никита Масленников. Он так же, как и Миронов, не удивляется апрельскому падению промпроизводства. «Неожиданной была скорее стабилизация в начале года, потому что показатели не указывали на устойчивость стабилизационного периода — не было ощущений прироста спроса», — отмечает он.

В апреле наметилась тенденция к снижению цен производителей, значит, по ощущениям промышленников, сжатие спроса может быть надолго, говорит эксперт. А когда падение инвестиций, «по самым оптимистичным оценкам, втрое больше, чем падение ВВП, это показатель того, что есть серьезные структурные ограничения и с точки зрения загрузки и состояния рынка труда», заметил он.

На инвестиции, в свою очередь, влияет сжатие спроса и ограничение доступности кредитов. Позитивно может сказаться последнее решение ЦБ по снижению ставок, но результат будет виден «через лаг в 2–3 месяца». «Поэтому правы те аналитики, которые прогнозируют более глубокий спад во втором квартале, чем в первом, и по ВВП, и по другим показателям», — заключает Масленников.

Пессимисты от бизнеса

Апрельские оценки руководителей предприятий повторили низкие значения марта, по данным НИУ ВШЭ. «В апреле продолжилась негативная тенденция ухудшения финансовой составляющей (собственные финансовые ресурсы и прибыль) предприятий и сокращения численности занятых», — говорится в материале, распространенном в середине мая.

Компании ждут спада по итогам 2015 года. В частности, «Трансмашхолдинг» ожидает снижение годовой выручки на 30%, сказал РБК представитель холдинга. Снижение производства заводов ТМХ произошло в первую очередь за счет уменьшения заказов на пассажирские вагоны и пригородные электропоезда, заявил он. Пока руководство компании не прогнозирует изменение ситуации во втором полугодии, добавил он.

Оборонное производство на Уралвагонзаводе выросло, тогда как выпуск вагонов упал в разы, говорит представитель компании. В 2014 году почти все произведенные УВЗ вагоны были переданы кэптивной транспортной компании, в 2015 году из‑за высокой ключевой ставки ЦБ эта схема перестала работать, объяснил он. Таким образом, вагонное производство холдинга сейчас живет только за счет экспортных заказов, которые не обеспечивают достаточную загрузку производства, говорит представитель УВЗ. Производство пойдет вверх, после того как ставка позволит нормализовать лизинговые механизмы, говорит представитель УВЗ.

По предварительному прогнозу КамАЗа, в 2015 году рынок тяжелых грузовиков массой 14–40 т сократится на 35–45%, до 42–50 тыс. штук, по сравнению с результатом 2014 года. «Точный прогноз мы сможем сделать ближе к сентябрю, — говорит представитель компании. — Пока ситуация на рынке не до конца понятна». Прогноз «Автостата» более пессимистичен — падение на уровне 50%. «Судя по тому как сейчас развивается экономика, если не будет больших инфраструктурных проектов, в текущем году рынок тяжелых грузовиков сократится примерно вдвое, — пояснил исполнительный директор агентства Сергей Удалов. — Пока же мы, наоборот, наблюдаем сокращение инвестиций в инфраструктуру».

Рынок коммерческого легкого транспорта (LCV), по прогнозу «Автостата», в 2015 году сократится примерно на 25%, до 105 тыс. машин. Начальник отдела прогнозирования и исследования рынков Sollers в марте Марина Петрикина говорила, что компания ожидает падения продаж LCV на уровне 33%, до 103 тыс. штук. По оценке президента группы ГАЗ Вадима Сорокина, снижение рынка легких коммерческих автомобилей в 2015 году может составить 40–47% (70 тыс. LCV). Об этом Сорокин заявил в марте на Всероссийском автомобильном форуме, вчера пресс-служба подтвердила его прогноз. В дальнейшем, по мнению Сорокина, рынок будет выравниваться. Так, в 2016 году продажи останутся на уровне текущего года, а к 2020 году вырастут до 125 тыс. штук.

По словам Сорокина (цитата по ТАСС), отрицательно на рынок легких коммерческих автомобилей влияют в том числе снижение доступности кредитов и лизинга, снижение госзакупок и удорожание комплектующих. Среди положительных факторов — действие программы утилизации, субсидирование закупок газового транспорта, а также рост рублевой стоимости продукции конкурентов. В 2015 году ГАЗ намерена сохранить 50‑процентную долю на рынке LCV и нарастить ее по некоторым направлениям.