Лента новостей
Во время массовых протестов в Гонконге погиб активист 06:29, Политика В Новой Зеландии столкнулись два легкомоторных самолета 05:51, Общество Число жертв взрыва на танкере в Махачкале выросло до четырех 05:26, Общество СМИ опубликовали видео с места ДТП с восемью жертвами под Воронежем 05:01, Общество Трамп назвал статью NYT об активизации кибератак на Россию предательством 04:44, Политика Футболку бейсболиста Бейба Рута продали на аукционе за рекордные $5,6 млн 04:25, Общество AP сообщило о возможных европейских санкциях против Мадуро 04:08, Политика Аргентина уступила Колумбии в матче Кубка Америки 03:46, Спорт В приморском городе загорелся склад на площади 1,5 тыс. кв. м 03:25, Общество У берегов Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 7,2 03:06, Общество Бриедис и Дортикос вышли в финал Всемирной боксерской суперсерии 02:58, Спорт Власти помогут погасить кредиты семье погибшего в драке под Пензой 02:41, Общество Times узнала об отправке Лондоном 100 спецназовцев в Персидский залив 02:04, Политика СМИ опубликовали видео с пробежавшим через работающий фонтан Зеленским 01:36, Политика Саудовский принц вслед за Британией и США обвинил Иран в атаке на танкеры 01:34, Политика В центре Киева произошел взрыв 01:17, Общество Трамп назвал мэра Лондона «катастрофой» 00:57, Политика Киев предложил Кишиневу импортировать газ из ЕС без участия «Газпрома» 00:56, Бизнес В Нью-Джерси самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы 00:26, Общество Владелец подвергнувшегося атаке танкера заявил о вылете россиян из Ирана 15 июн, 23:56, Политика Индия ввела дополнительные тарифы на товары из США 15 июн, 23:32, Экономика Пассажирский самолет в Бразилии совершил аварийную посадку на брюхо 15 июн, 22:59, Общество На Украине допустили «перезагрузку» антикоррупционных ведомств 15 июн, 22:59, Политика Совет Гефеста: что нужно знать, чтобы фотографии в темноте были четкими 15 июн, 22:57, РБК Стиль и HUAWEI Цивилев обещал переселить просивших убежища в Канаде жителей Киселевска 15 июн, 22:18, Общество При аварии с микроавтобусом под Воронежем погибли восемь человек 15 июн, 22:12, Общество МИД Ирана вызвал британского посла из-за обвинений в атаке на танкеры 15 июн, 21:58, Политика СМИ узнали о готовности МЮ купить французского футболиста за €50 млн 15 июн, 21:47, Спорт
Журнал
Российские ученые научились оценивать онлайн-эффект рекламы на билбордах
Журнал №11 (145), Ноябрь 2018 Технологии и медиа,
0
Российские ученые научились оценивать онлайн-эффект рекламы на билбордах
Стартап Expanenta умеет работать с роликами на радио и телевидении, буклетами, конференциями и другими видами рекламы. Точность анализа — 95%, утверждают предприниматели
Фото: Expanenta

Лариса Адамян, Кирилл Ефимов и Евгений Бакулин придумали, как использовать искусственный интеллект в оценке эффективности офлайн-рекламы. Точность анализа — 95%, утверждают предприниматели. Их стартап Expanenta умеет работать с роликами на радио и телевидении, буклетами, конференциями и другими видами рекламы.

Адамян и Ефимов познакомились во время учебы в МФТИ, после оба продолжили заниматься наукой в аспирантуре Берлинского университета имени Гумбольдта. Лариса сейчас на завершающем этапе получения докторской степени, у них с Ефимовым общий научный руководитель — профессор Владимир Спокойный (помимо берлинского вуза он также преподает во ВШЭ, МГУ и Сколтехе). «А Евгений — сводный брат Кирилла, рассказывает Адамян. — Он привнес в нашу команду навыки управления бизнесом».

Три года назад партнеры решили применить собственный алгоритм на практике. Научные разработки основателей Expanenta были связаны с большими данными, и нишу для их монетизации они увидели на рынке анализа офлайн-рекламы. Реализация не потребовала никаких затрат: в проекте использованы общедоступные программные библиотеки машинного обучения и интеллектуальный багаж основателей.

Евгений Бакулин (Фото: Expanenta)

Его основа — новый алгоритм кластеринга. Это «многомерная процедура, объединяющая разрозненные данные в однородные группы», объясняет Адамян в интервью журналу РБК. Научные статьи, посвященные работе, доступны в открытом доступе, например в базе Google Scholar. На создание первого прототипа системы Expanenta ушло четыре месяца. Занимались проектом параллельно с учебой и научной работой.

Оценка «черной дыры»

Перед запуском Expanenta изучала возможности рынка офлайн-рекламы в Германии при помощи холодных звонков и заказа рекламы в печатной прессе. «Выяснилось, что в бизнесе практически нет понимания, что такие измерения в принципе возможны», — рассказывает Адамян. По ее мнению, ключевое отличие офлайна от онлайна — в невозможности проследить корреляцию между рекламной кампанией и посещаемостью сайта, к которому кампания привязана, отследить каждый клик невозможно. «Эту проблему мы и решаем», — говорит она. Для корректной оценки команда использует статистический анализ данных, над которым работала в науке. Метод, по утверждению основателей, годится для всех видов рекламы — «телевидение, радио, газеты, журналы, билборды, витрины и прочее». «Любое внешнее изменение, которое происходит за счет рекламы, мы можем отследить с точностью до 95%», — утверждает Адамян.

Expanenta фиксирует изменение посещаемости сайта компании и вычленяет из общего потока пользователей тех, кто пришел на портал в результате взаимодействия с рекламой в реальном, а не виртуальном мире. Суть технологии основатели компании не раскрывают, но заказчикам гарантируется «такой же удобный инструмент по анализу своих клиентов, какой у них есть для оценки онлайн-кампаний».

Кирилл Ефимов (Фото: Expanenta)

Конкуренты-оценщики, по словам Адамян, не умеют выделять пользователей, которых привлекла наружная реклама, в общей структуре посещения онлайн-площадки. Метрики и характеристики же от Expanenta схожи с теми, что дают сервисы «Яндекс.Метрика» и Google Analytics. Например, стартап может оценить, сколько стоил каждый привлеченный клиент. «На основе этой информации наши клиенты могут делать выводы об эффективности канала, — объясняет Адамян. — Мы исходили из того, что наружная реклама — черная дыра, которую никто не может изучить».

Внутри — магия

Expanenta работает с данными, которые предоставляют компании-клиенты. Сначала в стартапе оценивают поток пользователей до рекламной активности, замеряют тренды и особенности аудитории. После — делают замер по итогам и сравнивают, используя возможности машинного обучения. «Мы пытаемся понять, что бы произошло, если бы постер не висел», — рассказывает Адамян.

Модель машинного обучения для такой специфичной задачи пришлось разрабатывать внутри Expanenta. Для решения некоторых подзадач были использованы методы из статей, опубликованных пару лет назад.

Пока пользовательский интерфейс далек от идеала, признает она. Предприниматели работают над user-friendly-версией и готовят ее к запуску к концу 2018 года. Но клиентам продукт уже нравится, утверждают партнеры. «Первая реакция на Expanenta — удивление. А потом восторг, им хочется играть с инструментом. Можно сказать, что его использование подстегнуло офлайн-активность клиентов», — констатирует Адамян.

Лариса Адамян (Фото: Expanenta)

Клиентам нравится «исследовать изменения в структуре посещений по итогам деловых встреч, конференций и других активностей». Помимо автоматизированных отчетов, стартап предлагает человеческую экспертизу — вдобавок к стартапу партнеры работают дата-аналитиками и занимаются консалтингом.

Сегодня клиенты Expanenta — компании во Франции и Германии, средний бизнес. «Так как мы работаем с данными, очень сложно убедить большие компании делиться ими после скандала с Facebook и Cambridge Analytica», — сокрушаются основатели. Поэтому их основные заказчики — сервис по доставке еды, ретейлер, агрегатор продажи билетов и другие проекты, работающие с данными. «В планах на ближайшее время — сотрудничество с крупной парфюмерной компанией из Берлина и с медиакомпанией из Франции», — делится Адамян.

С клиентами также помог французский акселератор The Family Усаммы Оммара. Его частью Expanenta стала летом 2018-го и тут же получила клиентов из компаний, входящих в портфолио The Family. «У нас был прототип, и мы решили поискать акселератор. Нашли сайт Family. Сайт показался слишком ярким, — рассказывают основатели. — Но мы подали заявку, поговорили с ними и поняли — это место для нас». The Family чаще всего не инвестирует деньги в проекты, а предлагает стартапам другие ресурсы — связи, помощь с производством, участие в воркшопах и семинарах. По итогам стартап может сам решить, давать ли акселератору долю 5% или нет.

Пока у Expanenta всего семь клиентов. По словам основателей, после поступления в акселератор все буквально взорвалось, и после запуска в июле стартап стабильно расширяет пользовательскую базу. Стоимость рассчитывается индивидуально для каждого проекта. «Мы маленькая компания, и поэтому суммы пилотных проектов небольшие, обычно несколько сотен евро», — уточняет Адамян.