#простыевопросы: что такое вина-единороги?

Обновлено 23 ноября 2025, 06:00

«Единорогами» в бизнесе называют успешные бизнесы, которые оценивают на сумму $1 млрд и более и при этом находятся в частной собственности. В мире вина некоторые напитки тоже называют «единорогами» — но общего определения этому понятию нет, поэтому у каждого профи есть свое представление о том, что это за «зверь», и свой список марок, с которыми связаны особые впечатления. Что значит этот термин применительно к вину и какие вина можно назвать «единорогами», отвечают винные эксперты, представитель виноторговой компании и лучшие сомелье страны

Среди российских вин единороги могут встречаться из тех, которые были произведены еще до революции 1905 года
Фото: РБК

Среди российских вин единороги могут встречаться из тех, которые были произведены еще до революции 1905 года

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Роман Сосновский, лучший сомелье России 2018 года, пятый сомелье Европы 2021 года, член Международной ассоциации ASI

Вина-«единороги» — это редкие и дорогие коллекционные вина, считает Роман Сосновский. Особенную ценность представляют образцы выдающегося винтажа. Например, что-то из первой пятерки «Гранд крю» в Бордо легендарного 1982 года.

Дмитрий Мережко, ответственный редактор «РБК Вино», креативный директор SWN

Автор книги «Виномания» Дмитрий Мережко определяет «единорогов» как вина из малоизвестных регионов, возможно, в невзрачной бутылке, но в которой скрывается великолепное вино. Когда-то такими были вина Орегона или Пагатонии, указывает Мережко, но на винной карте мира еще много белых пятен, где даже наличие виноделен непросто заподозрить, например в Китае или в Швеции.

Максим Гребеник, победитель Московского кубка сомелье

Вина-«единороги» — это культовые вина, которые сложно найти, считает сомелье. Многие мечтают их попробовать, но зачастую вопрос не всегда в деньгах, а в том, чтобы просто отыскать такое вино: его физически очень мало.

«Когда я был в Японии, мне удалось попробовать вино из Бургундии, производителя которого уже не существует. Винодел умер, поместье и виноградники были проданы. На их базе создали совершенно новый домен, который никак не связан с философией и стилем Рене Энжела именем которого и называлось хозяйство — Rene Engel», — рассказывает Гребеник.

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

Он продолжает: «Мы пробовали вино Domaine Rene Engel Grands-Echezeaux Grand Cru 1994 года урожая. И я смело могу отнести его к «винным единорогам». Потому что, безусловно, это дорогое вино: в Японии бутылка стоила около 200 тыс. иен (примерно 105 тыс. руб.). И это довольно низкая цена для этого вина, учитывая его невероятную редкость. Вероятно, в мире осталось не так много этих бутылок, и для нас было большой удачей найти его».

По словам Гребеника, среди российских вин «единороги» могут встречаться из тех, которые были произведены еще до революции 1917 года. «Это должна быть особенно редкая, действительно очень ценная с точки зрения истории виноделия бутылка. Возможно, в винодельческом хозяйстве «Массандра» есть такое вино, что получало награды еще в дореволюционные времена. Если что-то еще и сохранилось с тех пор, то, вероятнее всего, в каких-то частных коллекциях», — считает сомелье. Современного российского вина-«единорога», по-мнению Гребеника, нет.

Денис Юрченко, сомелье виноторговой компании Fort и вице-президент Московской ассоциации сомелье

«Вина-«единороги» можно сравнить с мифическим единорогом — существом, о котором все слышали, но никто не видел, — считает Денис Юрченко, — то есть это очень редкие бутылки. Чтобы вино получило такой статус, должно совпасть сразу несколько обстоятельств. Это может быть особенно удачный год и удачный релиз конкретного вина именно в этот год. Такая минимизация количества и создает вокруг вина ореол легендарности: многие о нем слышали, но почти никто не пробовал.

По мнению Юрченко, вина-«единороги» не обязаны быть известными всем — чаще всего это культовые вещи в узких кругах любителей. И конечно, важна оценка авторитетных винных критиков, когда они подтверждают, что перед нами шедевр, который практически невозможно найти. Такие вина зачастую даже не попадают в прайсы виноторговых компаний: поставки их в Россию мизерные, и всё раскупается моментально — частными клиентами или ресторанами.

В России тоже появляются свои «единороги», уверен Юрченко: «Один из примеров — «Красностоп» 2012 года от винодельни «Ведерниковъ». Там тоже ключевую роль сыграл удачный год. Бутылок осталось очень мало — их можно пересчитать по пальцам, и все в частных коллекциях. Чтобы о вине заговорили, как о «единороге», важен и грамотный маркетинг. И одна из российских виноделен, которой это особенно удается, — «Галицкий & Галицкий». Они умудряются превращать новые релизы в потенциальных «единорогов» уже на старте».

Поделиться