Борьба за полки: как меняется доля российского вина в ретейле

Доля российского вина в магазинах превысила 30%

Обновлено 29 сентября 2025, 05:00

Через год после начала обсуждения введения квот на российские вина в рознице их доля в ассортименте крупнейших ретейлеров превысила 30%. Дальнейший рост этого показателя сдерживает не конкуренция со стороны импортной продукции, а производственные мощности российских виноделов

Через год после начала обсуждения введения квот на российские вина в рознице, их доля в ассортименте крупнейших ретейлеров превысила 30%
Фото: bearfotos / Freepik

Через год после начала обсуждения введения квот на российские вина в рознице, их доля в ассортименте крупнейших ретейлеров превысила 30%

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Ретейл остается основным каналом продаж вина — как импортного, так и российского. Здесь продается 95% всего вина в России в литрах, остальные 5% приходятся на HoReCa (кафе, рестораны и т.д.), говорит вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев. По данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК), в натуральном выражении за 2024 год в России было продано 819 млн л вина, что на 3,2% больше, чем в 2023 году.

Год назад, в октябре 2024 года, Минпромторг для поддержки отечественного виноделия внес законопроект о введении обязательной доли продажи вина для ретейла и предприятий общественного питания на уровне 20% от общего объема продажи определенных категорий вин (так называемая российская полка). Как сообщил замминистра промышленности и торговли Роман Чекушов журналистам в кулуарах ВЭФ-2025, в данный момент законопроект подготовлен и может быть принят в осеннюю сессию заседаний Госдумы. Новая норма, как ожидается, начнет действовать с 1 марта 2026 года.

«РБК Вино» опросил крупнейших трейлеров страны — «Перекресток», «Ленту», Metro и «O'Кей», чтобы оценить их винный ассортимент и готовность к введению квот на отечественную продукцию.

Сколько российского вина продают в ретейле

В среднем ассортимент супермаркета федеральной сети состоит из 1087 SKU (от англ. stock keeping unit — «единица складского учета», в данном случае бутылка одного сорта и бренда) вина, при этом бoльшая часть вин на полках супермаркетов — импортные. Они занимают примерно 67% ассортимента, правда, еще в начале года этот показатель составлял 75%, а в начале 2024 года превышал 80%.

Таким образом, доля российского вина в ассортименте всех опрошенных сетей превышает сейчас 20%, в среднем этот показатель составляет 33%. При этом в категории игристых доля отечественной продукции традиционно больше, рассказали в опрошенных сетях. Например, как заявили в пресс-службе «O'Кей», доля российских тихих вин в их ассортименте составляет 30%, а игристых — 40%.

Борьба за полки: как меняется доля российского вина в ретейле

Рост продаж российского вина отмечают все сети. Руководитель направления закупок вина Metro Татьяна Ястребова говорит, что по сравнению с прошлым годом доля российских вин увеличилась с 28% до 34%. В торговой сети «Перекресток» доля российского вина в ассортименте выросла на 7 п.п. по сравнению с предыдущим годом, в «O'Кей» — на 6 п.п.

Что касается разнообразия продукции, то в среднем в российской торговой сети представлена продукция 34 российских виноделен. С учетом того, что в стране, по данным СПАРК, действует около 300 виноделен, в крупных федеральных сетях продаются вина только 10% производителей.

Импортное вино на полках торговых сетей представлено в среднем из 24 стран мира. Лидерами по продажам остаются Грузия, Италия и Испания. При этом, как объясняет руководитель по управлению категориями «Ленты» Наталья Белоусова, вина Нового Света дешевле европейских, «у нас максимальная цена российского вина и вин Нового Света составляет 899 руб., а стоимость вина Старого Света начинается с 999 руб.»

Как меняется цена российского вина в ретейле

Российские вина остаются в среднем дешевле импортных. Как показал опрос сетей, наибольший объем предложения российского вина приходится на ценовой сегмент от 500 до 1000 руб. за бутылку (47%), тогда как импортная продукция преимущественно представлена в диапазоне от 1000 до 2000 руб. за бутылку (46%). В магазинах «у дома» цены еще ниже, говорит Александр Ставцев, там практически нет вина дороже 1000 руб. за бутылку.

За последний год после повышения пошлин и акцизов подорожало все вино, однако темпы роста цены импортной продукции значительно превышают аналогичный показатель российских вин
Фото: Hryshchyshen Serhii / Shutterstock / FOTODOM

За последний год после повышения пошлин и акцизов подорожало все вино, однако темпы роста цены импортной продукции значительно превышают аналогичный показатель российских вин

За последний год после повышения пошлин и акцизов подорожало все вино, однако темпы роста цены импортной продукции значительно превышают аналогичный показатель российских вин. Так, в сети «O'Кей» российские вина в 2025 году подорожали на 10–25%. Основное влияние на их стоимость, по словам пресс-службы ретейлера, оказывают рост стоимости логистики, комплектующих производства и цена кредитных средств. Импортное вино выросло в цене с прошлого года более почти на 50%, а всего с 2023 года, когда впервые были повышены ввозные пошлины на вино из недружественных стран, оно подорожало до 120%. «Основная причина — увеличение курса валюты и пошлин», — объясняют в «O'Кей».

По соотношению цены и качества бутылка отечественного вина по цене 600–700 руб. превосходит практически все немногочисленные варианты импортных вин, которые можно купить за эти деньги, объясняет Александр Ставцев: «Просто в зарубежной бутылке большая часть цены сформирована пошлиной и налогами, это — очень дешевое вино, а российское вино в этой ценовой категории можно найти весьма неплохое». По его словам, по соотношению цены и качества импортное и российское вино начинают конкурировать при цене бутылки от 1000 руб.

Как будет расти доля российского вина в ретейле

Все опрошенные сети уверены, что доля российского вина в дальнейшем будет расти. Это будет происходить из-за улучшения качества продукции, появления новых производств, государственной поддержки виноградарства и изменения потребительских предпочтений, подчеркнули в пресс-службе Х5.

Главный огранивающий фактор для роста — производственные мощности российского виноделия. «Доля российского вина на полках будет расти прямо пропорционально росту плодоносящих виноградников в России», — считают в пресс-службе «O'Кей». Александр Ставцев говорит, что в прошлом году российские виноделы произвели где-то около 500 млн л вина, столько же составили продажи российских вин. «Пока мы продаем все, что производим. Это экстремальная ситуация для розничной торговли. Всегда должен быть «сток» — товарный запас на уровне 20–30%, у нас его нет, мы продаем практически все, что производим. Особенно это ярко видно в категории игристых вин, где спрос существенно превышает предложение», — говорит эксперт. По его словам, для введения квот на российские вина сейчас просто нет базы — пока не выросли существенно объемы производства.

Для сохранения высоких темпов роста продаж российских вин отрасль нуждается в появлении новых игроков и существенном увеличении производственных мощностей
Фото: fornStudio / Shutterstock / FOTODOM

Для сохранения высоких темпов роста продаж российских вин отрасль нуждается в появлении новых игроков и существенном увеличении производственных мощностей

На фоне нехватки российских вин в ближайшее время рост доли отечественной продукции в этом сегменте замедлится, считает Татьяна Ястребова. Для сохранения высоких темпов роста продаж российских вин отрасль нуждается в появлении новых игроков и существенном увеличении производственных мощностей.

Александр Ставцев отмечает, что доля российских вин в ассортименте большинства ретейлеров приближается или уже преодолела планку в 20% (в объеме продаж в литрах больше 60%), и считает, что с увеличением объемов производства продолжится и рост доли в продажах: по качеству и цене российские вина выигрывают на внутреннем рынке в секторе ретейла. Он считает, что в ближайшем будущем российские вина могут достичь 80% продаж в литрах в категории игристого и 70% в тихом вине.

Поделиться