Красная линия для вина: о чем говорят летние показатели винных индексов
Индекс белого вина стал лидером роста среди винных на Мосбирже
Российские винные индексы летом 2025 года демонстрировали разную динамику. Лидером роста стал индекс белого вина, который практически не снижался. В свою очередь, индекс красного был относительно стабилен, а индекс игристого был волатилен. Индексы российского вина отражают ситуацию на рынке, где, по данным ретейлеров, растут общие продажи отечественной продукции. Самой востребованной стала категория тихих белых вин

Российские винные индексы летом 2025 года демонстрировали разную динамику
Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
РБК в июне совместно с Московской биржей и X5 Group запустил первые в России индексы белого, красного и игристого вина. Эти показатели отражают ситуацию на рынке вина и зависят от средних цен на продукцию отечественных виноделен, а также позволяют понять, насколько популярна та или иная категория. Винные индексы рассчитываются в рублях и обновляются еженедельно по средам. Вот что с ними произошло за лето 2025 года.
Как менялись винные индексы летом 2025 года

- Индекс белых. Белые постепенно прибавляли. Начиная с показателя в 623,74 руб. в начале июня, они пережили всего одно падение до 609,93 руб. в середине первого летнего месяца, а затем в основном росли. К концу августа индекс белых составил 638,69. Рост по сравнению с началом лета — 2,3%.
Как рассказали «РБК Вино» в пресс-службе X5 Group, летом 2025 года спрос на тихие белые вина в сети «Перекресток» вырос на 17%. Пиковых показателей он достигал в июле. Растет доля белых тихих вин и в продажах сети «Лента». Если в 2024 году на них приходилось 40% от общего объема проданных тихих вин, то в 2025 году эта цифра выросла до 50%.
- Индекс красных. Красные вина на протяжении всего лета несколько раз теряли позиции, но в итоге вернулись к прежнему уровню. К концу августа значение индекса красных составило 669,29 руб. (-0,1% по сравнению с данными на начало июня).
По сравнению с данными за январь—август 2024 года продажи тихих красных вин в сети «Перекресток» снизились на 4% (в сети «Лента», напротив, отметили повышение объема продаж на 3%).
По словам Алексея Соловьева, консультанта алкогольного рынка и создателя исследовательского агентства Ratingtelling, на российских винодельнях существует переизбыток красных вин, которые они выпускали с 2019 по 2022 год. С тех пор усилился тренд на легкие вина, которому эта продукция не соответствует.
«Просто из-за того, что у них очень много красного, им некуда это девать. А в те годы они еще о легкости не думали. То есть они делали, как делали, и им казалось, что это нормально. А теперь это сложно продать. Я думаю, что российские винодельни последуют за трендом и будут омолаживать свои вина. Им просто некуда деваться. Вина, которые уже есть, становятся еще более развитыми, а они не нужны рынку в таком виде», — считает эксперт.
- Индекс игристых. Этот индекс был наиболее волатилен. Практически еженедельно он прибавлял или терял по 10–15 руб. В итоге его рост за летний период составил всего 0,99% и к концу сезона равняется 616,19 руб.
Спрос на российские игристые в сети «Перекресток» летом 2025 года вырос на 27%.
Игорь Сердюк, руководитель российского винного рейтинга Top100Wines, говорит о росте популярности игристых вин, а также отмечает, что она даже побудила некоторых производителей искать дополнительные ресурсы, чтобы нарастить объемы производства.
«Мы не можем говорить о том, что по игристым фиксируется взрывной рост, потому что ресурсы производителей иссякли. Все, что они могли выдать на рынок, они уже выдали», — считает он. Сердюк также отметил, что игристые вина переходят из категории праздничных в категорию повседневных, что также отражается на продажах.
Что происходило с продажами российского вина летом

Ретейлеры, опрошенные «РБК Вино», рассказали о росте спроса на российские вина во всех трех категориях
Ретейлеры, опрошенные «РБК Вино», рассказали о росте спроса на российские вина во всех трех категориях (тихие красные, тихие белые, игристые) летом 2025 года по сравнению с данными за июнь—август 2024 года. В Metro зафиксировали рост на 35%, а среднемесячные данные продаж вина летом 2025 года на 50% были выше, чем данные на январь этого года.
«Мы наблюдаем устойчивый рост продаж категории российского вина в период ключевых праздничных дат — это новогодние застолья, а также гендерные и майские праздники. Особенно высокий интерес к российским винам фиксируется в рамках ежегодного фестиваля «Дни российских вин», который традиционно проходит в апреле», — пояснила Татьяна Ястребова, руководитель направления закупок вина в Metro. Она также отметила естественный рост потребительского внимания к локальным винам, «в том числе в рамках тренда на осознанное потребление и поддержку отечественного производителя».
В пресс-службе Х5 уточнили, что на продажи вина летом 2025 года влияли как «нестабильные погодные условия», так и проводимые в сети акции. В частности, промо «Летние вина», которое включает расширенное предложение ассортимента игристых вин, тихих белых и розовых вин. В этом году акцент акции был сделан именно на российское вино.
Какие бренды российских вин были в топе продаж «Перекрестка», Metro и «Ленты»
- «Инкерман»
- «Шато Тамань» от «Кубань-Вино»
- «Фанагория»
- «Абрау-Дюрсо»
- «Лев Голицынъ» от «Игристые вина»
- «Мысхако»
- Alma Valley
Тренды российского рынка вина
По словам Игоря Сердюка, российское вино растет в цене, но этот рост происходит ровно настолько, насколько «позволяет рынок». «Я считаю, что слухи о том, что у нас быстрорастущий рынок, преувеличены, потому что, к сожалению, этот тренд наткнулся на невысокую покупательскую способность значительной части населения. Можно сказать, что это красная линия винного рынка», — считает он.
В свою очередь, Алексей Соловьев говорит о том, что на продажи российского вина и вина в целом влияют несколько факторов. В первую очередь он отмечает общее снижение популярности алкоголя среди населения. Кроме того, эксперт говорит о формировании другого тренда — потребитель ищет хорошее вино в ценовом сегменте до 1 тыс. руб.
«Часто мне знакомые задавали вопрос именно в такой формулировке, какое вино до 1 тыс. руб. стоит попробовать. Но это не связано со снижением покупательской способности. Просто люди хотят получать что-то лучшее за свои деньги, поэтому ищут», — уточнил он.
Соловьев также отметил, что на повышение популярности и продаж российского вина влияет увеличение медиаактивности отдельных виноделен, их работа по развитию собственного бренда. По его словам, к нему нередко обращаются за советом по поводу того или иного производителя, который не просто получает место на полке магазина, а активно ведет свои социальные сети и сайт.












