Разлюбили ли россияне игристые вина
Эксперты спрогнозировали конец бума продаж игристого вина в России
В России начали сокращаться розничные продажи игристого. Причины — падение импорта на фоне резкого роста цен на него и изменение структуры рынка. Станет ли снижение продаж игристого новым трендом — в материале «РБК Вино»

Сокращение потребления вина — общемировой тренд, который дошел до России
Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Содержание
В России впервые с 2017 года зафиксировали сокращение розничных продаж игристых вин. Только за последние пять лет продажи в этом сегменте выросли с 9 млн дал за семь месяцев 2021 года до 11,38 млн дал за аналогичный период 2025 года — за пять лет рынок вырос на 30%. Однако если сравнивать показатели текущего и предыдущего годов, то продажи сократились почти на 4% — с января по июль 2024 года в стране было продано 11,74 млн дал игристого вина.

Сокращение потребления вина — общемировой тренд, который дошел до России. «Сейчас мы действительно наблюдаем спад потребления — это касается не только категории игристых вин, но и тихих, что в целом указывает на снижение объемов всей винной категории», — говорит сооснователь и вице-президент Simple Group Анатолий Корнеев. По его словам, вино стало дорожать по всему миру из-за совокупности факторов: общеэкономической и геополитической нестабильности, протекционистских пошлин, введенных администрацией Трампа, в том числе. Как следствие, во многих странах, особенно европейских, фиксируется сокращение объемов продаж — продукт становится «неподъемным» для массового потребителя, который переориентируется на другие напитки. «Российский рынок следует этой общемировой тенденции, однако здесь она усилена внутренними мерами — введением пошлин на вина из недружественных стран. Это закономерно привело к резкому удорожанию всего винного ассортимента и, как следствие, к падению спроса», — отмечает Анатолий Корнеев.
Как меняются цена и структура рынка
За последний год игристое вино в России сильно подорожало. По оценке Luding Group, средняя цена на бутылку игристого в первом полугодии 2025-го, по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, выросла на 23%, притом что крепкий алкоголь подорожал на 13%, а тихие вина — на 16%.

Средняя цена за бутылку 0,75 л российского игристого по итогам первого полугодия 2025 года составила 419 руб. (рост по сравнению с первым полугодием 2024 года — 28%), по данным Luding Group. Зарубежное игристое стоит значительно дороже: французское — 1354 руб. (рост — 42%), итальянское — 1019 руб. (26%), испанское — 891 руб. (28%), португальское — 643 руб. (30%), армянское — 600 руб. (26%). «Цены отличаются значительно, особенно в массовом сегменте. Зачастую игристое из России стоит в 2–3 раза дешевле аналогов из списка недружественных стран и в 1,5–2 раза дешевле, чем из ЮАР, Чили и Аргентины, например. Цена в течение года корректировалась в большую сторону по причине увеличения ставки акциза, у местных производителей есть возможность сохранения отгрузочных цен на уровне прошлых периодов по причине поддержки и преференций со стороны государства», — говорит директор департамента продуктового маркетинга компании AST Алексей Несмеянов.
Топ-5 стран — экспортеров игристого в Россию сегодня — Италия, Франция, Испания, Португалия, Армения — вместе дают 95% продаж всех импортных игристых вин, по данным Luding Group. Резкий рост цен на их продукцию привел к сокращению потребления импорта. «Основной вклад в снижение внесла продукция европейских стран — традиционных регионов для игристого: Италии, Франции, Испании, Португалии», — объясняют в компании LADOGA. По данным компании, рост продаж показывает только российская продукция, доля которой на рынке увеличилась на 5 п.п., до 72%.
Анатолий Корнеев говорит, что вся эта ситуация привела к запуску центробежного процесса «вымывания» импорта, что привело к сокращению продаж игристого на российском рынке. Основные причины сокращения рынка — рост цен на импорт из недружественных стран из-за пошлин, а также сохраняющийся дефицит качественного российского игристого, говорит директор по закупкам виноторговой компании Fort Дарья Сологуб.
Как меняются вкусы на игристое
Еще одной причиной падения продаж, как говорят эксперты, стала структурная перестройка рынка: потребители ищут альтернативы резко подорожавшим любимым винам. Энолог-шампанист винодельни Olymp Winery и «Усадьбы Белогорье» Илья Волошин говорит, что падение происходит на фоне пересмотра импортного портфеля, что приводит к тому, что знакомые покупателям торговые марки заменяются новыми. «Нашим людям нужно время, чтобы их распробовать и проникнуться доверием», — считает эксперт.

Идет и глобальная перестройка вкусов — в частности, растет спрос на вина с пониженным содержанием сахара
«Что касается причины роста цен на ту же Шампань — многие переходят на альтернативные игристые, сделанные по классическому методу, — креманы, кавы, франчакорты, кап классики и прочее. Учитывая рост стоимости на недорогое «базовое» просекко, потребитель все чаще отдает предпочтение локальным брендам и продуктам», — говорит Алексей Несмеянов.
Идет и глобальная перестройка вкусов, в частности растет спрос на вина с пониженным содержанием сахара. «Во всем мире люди все чаще выбирают вина с меньшим содержанием сахара и алкоголя. Россияне, как неотъемлемая часть мирового сообщества, также меняют свои вкусы», — говорит Илья Волошин. По его словам, все большей популярностью начинают пользоваться вина с низким содержанием сахаров: если еще лет десять назад потребление таких игристых было в рамках статистической погрешности, то сейчас растет потребление вин в категориях «дозаж зеро», «экстрабрют», «брют».
Директор по закупкам виноторговой компании Fort говорит, что растет спрос на безалкогольное игристое — это новая категория, которая активно завоевывает аудитории. «Отдельно стоит отметить тренд на розовые игристые: они легкие, гастрономичные, хорошо сочетаются с едой и пользуются большой популярностью, в том числе благодаря низкому градусу», — говорит эксперт.
Будет ли расти потребление игристого
Вопрос, который волнует производителей и импортеров: как долго продолжится сокращение продаж игристого.
Спокойнее всего себя чувствуют российские производители, так как и объемы производства, и рыночная доля отечественной продукции растет. «Это указывает не на кризис спроса, а на вялое переключение с импортных марок на отечественные», — отметили в «Кубань Вино», где заявили, что не видят никаких критичных изменений в потребительском спросе. Илья Волошин также уверен, что продажи будут продолжать расти. «По игристым винам — рекомендую дождаться новогодних праздников, которые, уверен, смогут компенсировать текущее падение спроса», — отмечает эксперт. Дарья Сологуб говорит, что рост рынка продолжится прежде всего за счет появления новых категорий и импорта из дружественных стран (Аргентина, Чили, Бразилия), а также увеличения российского производства.
Алексей Несмеянов же, наоборот, считает, что рынок близок к насыщению. «Думаю, что по итогам года стоит ожидать продажи на уровне 90% от цифр предыдущего года», — говорит эксперт. Генеральный директор винного дома «Фанагория» Петр Романишин считает, что речь идет не о насыщении, а о временной паузе после долгого роста. «Ближайшие пару лет рынок будет держаться на «плато». А дальше многое будет зависеть от того, насколько производители смогут предложить потребителям новые интересные форматы — премиальные, региональные и безалкогольные. При грамотной работе отрасли у игристого есть все шансы вернуться к росту, пусть и более умеренному», — говорит Петр Романишин.
Анатолий Корнеев сохраняет оптимистичный взгляд в среднесрочной перспективе. «После достижения дна сокращения потребления и последующего снижения ключевой ставки мы можем ожидать стабилизации, а затем и возврата к росту. Однако крайне важно, чтобы и государство, и участники рынка очень внимательно отслеживали ценовую политику», — говорит эксперт. Он уверен, что потребительские предпочтения россиян остаются неизменными: игристые вина традиционно пользуются наибольшей популярностью: «текущее снижение продаж в этом сегменте связано исключительно с ценовым шоком».

















