Минобороны Украины пообещало не использовать HIMARS для ударов по России
Украина обязалась не использовать переданное ей Западом высокоточное оружие для ударов по объектам на территории России, заявил в интервью Би-би-си министр обороны страны Алексей Резников.
Он подчеркнул, что Киев никогда этого не скрывал. По словам Резникова, в письме главе Пентагона он обещал использовать американское оружие для «сдерживания» противника и «деоккупации» территории Украины.
14 июля депутат Верховной рады от правящей партии «Слуга народа» Федор Вениславский сообщил, что Украина обсуждает с представителями США о предоставлении ракет большей дальности для HIMARS. В ответ на просьбу прокомментировать это заявление Резников сказал, что депутаты «не участвуют в переговорах и не посвящены в то, что на самом деле происходит». Он, однако, подтвердил, что в Киеве говорили о поставках оружия большей дальности: «Конечно, мы направили все эти запросы давно, диалог продолжается. Но абсолютно точно, поверьте мне, не на парламентском уровне». По словам министра, американские партнеры слышат просьбы Украины, но сейчас они «оценивают ситуацию».
В начале июня США объявили о предоставлении Украине реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS. После этого в офисе президента Украины заверили, что не планируют использовать это оружие для ударов по объектам в России.
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев предупреждал, что, если американские РСЗО будут использованы против российских территорий, Москва «будет действовать на поражение» центров принятия решений, которые, по его словам, «находятся даже не на территории Киева».
11 июля военно-гражданская администрация (ВГА) Каховского района Херсонской области Украины сообщила, что ВСУ ударили по складу с селитрой с помощью РСЗО HIMARS. По данным ВГА, погибли пять человек, пострадали до 90. 13 июля в ЛНР рассказали, что украинские военные ударили по Луганску девятью ракетами с применением HIMARS. Представительство ЛНР в совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) отметило, что удар по Луганску нанесли девятью ракетами с применением HIMARS. Издание «Страна.ua» спустя два дня сообщило, что советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович подтвердил удар систем HIMARS по Луганску.
После этого официальный представитель российского МИДа Мария Захарова обвинила США в передаче Украине данных разведки и отправке в страну инструкторов по HIMARS, чтобы наносить удары по Донбассу. «Судя по всему, [артиллерия] получила приказ из Киева без малейшего колебания использовать упомянутые установки против гражданского населения», — предположила она.
В ответ на вопрос о том, какую часть Украины будут защищать зенитные ракетные комплексы NASAMS, которые Киеву пообещали передать США, Резников заявил, что он «юрист, а не инженер-ракетчик», поэтому точно сказать не может. «Но я быстро учусь и сейчас могу рассказать о других видах оружия, о которых прежде понятия не имел. Сегодня, например, я могу отличить MLRS от HIMARS», — отметил он.
Президент Владимир Зеленский в июле заявил, что Киев больше не ждет от Запада поставок авиации, но рассчитывает на передачу систем ПВО.
Журналист Би-би-си попросил Резникова прокомментировать его недавнее заявление о приказе Зеленского отвоевать у российских войск южные прибрежные территории и формировании с этой целью «миллионных боевых сил», оснащенных западным оружием. Министр признал, что оговорился, так как английский не его родной язык: он пояснил, что говорил не о новом наборе, а о миллионе человек, которые служат в Вооруженных силах, включая силы территориальной обороны, а также пограничниках, членах СБУ, Нацгвардии и других бойцах.
Резников заявил, что завершение военных действий до конца года — реалистичный сценарий, в случае если западные страны продолжат помогать Киеву и оказывать санкционное давление на Москву.
Сейчас Украина тратит годовой бюджет Министерства обороны в год, рассказал глава ведомства. «Есть две основные статьи расходов. Первая — денежная помощь военным и, увы, выплаты [семьям] при ранении или гибели кормильцев», — рассказал министр в ответ на вопрос Би-би-си о расходах Минобороны. По его словам, пик потерь украинская армия пережила в мае. Особенно тяжелой была ситуация в Донбассе. «Вторая [статья] — это вооружения. Не вся материальная и техническая помощь приходит к нам бесплатно, я многое покупаю», — пояснил министр.