Биография
Константин Юрьевич Богомолов — актер театра и кино, режиссер, заслуженный деятель искусств России.
Содержание:
- Ранние годы
- Театральная деятельность
- Кинематограф
- Иная деятельность
- Политика и общественная позиция
- Личная жизнь
- Признание и награды
- Театральные работы
- Избранная фильмография
Ранние годы
Будущий режиссер родился 23 июля 1975 года в семье кинокритиков Юрия Богомолова и Ольги Ульяновой. У него есть старшая сестра — Ольга Богомолова (род. 13 февраля 1971 года), критик, сценарист и редактор, кандидат искусствоведения (1997).
С детства Богомолов увлекался поэзией: его стихи в 15 лет публиковались в литературном журнале «Мы» и вошли в сборник «Семнадцатое Эхо».
После школы Богомолов поступил на филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1997-м, продолжив обучение в аспирантуре. Юноша планировал изучать русское масонство XVIII века, а затем заняться научной деятельностью, но через год передумал, бросил аспирантуру и поступил в ГИТИС на режиссерский факультет (мастерская Андрея Гончарова).
Театральная деятельность
Богомолов начал свою профессиональную деятельность в Театре им. Вл. Маяковского, еще обучаясь в ГИТИСе. В 2002 году начинающий режиссер поставил спектакль по пьесам Славомира Мрожика и Фернандо Аррабаля под названием «Лекция по пользе трупов, или шесть трупов в поисках действия».
В 2003 году, после завершения учебы, Богомолов устроился в Театр им. Н.В. Гоголя, одновременно работая с другими московскими и петербургскими театрами. Среди наиболее заметных его постановок того времени — «Что тот солдат, что этот» (Театр имени Н.В. Гоголя, 2003), «Бескорыстный убийца» (РАМТ, 2004), «Муми-Тролль и комета» (театральный центр «На Страстном», 2006). Постановка «Много шума из ничего» (Театр на Малой Бронной) получила в 2007 году премию «Чайка» за нетрадиционное прочтение классического произведения.
В период с 2009 по 2012 год режиссер работал в Московском театре-студии Олега Табакова, где ставил спектакли по классическим произведениям как российских, так и зарубежных авторов. Среди них — «Процесс» по роману Кафки, пьеса «Старший сын» Вампилова, «Отцы и дети» по роману Тургенева, пьеса «Волки и овцы» Островского, а также «Чайка» Чехова и Wonderland-80, основанная на повести Довлатова «Заповедник» и Alice in Wonderland Льюиса Кэрролла.
С 2012 по 2018 год Богомолов был помощником художественного руководителя МХТ им. Чехова. Там он поставил такие спектакли, как «Событие» по Набокову, «Идеальный муж. Комедия» по Уайльду, «Карамазовы» по Достоевскому, а также «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» и «Мужья и жены» Вуди Аллена, «Три сестры» Чехова и «Дракон» Шварца.
Параллельно с работой во МХТ им. Чехова Богомолов сотрудничал с московским театром «Ленком», Российским академическим молодежным театром (РАМТ), Театром наций и Театром им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге. Кроме того, режиссер работал за границей, среди его постановок — «Ставангер» (Лиепайский театр, Латвия, 2012), «Мой папа — Агамемнон» по текстам Еврипида (Малый театр Вильнюса, Литва, 2013), «Лед» по Сорокину (Национальный театр Варшавы, Польша, 2014), «Платонов» Чехова (Старый театр, Краков, Польша, 2015), «Мой бластер разрядился» по собственным текстам (Лиепайский театр, 2015), «Преступление и наказание» по Достоевскому (Театр Сторки, Модена, Италия, 2017), «Бесы» по Достоевскому (Культурный центр Онассиса, Афины, Греция, 2017).
В 2014 году Богомолов поставил спектакль «Гаргантюа и Пантагрюэль», основанный на произведении Франсуа Рабле. Эта работа, в которой режиссер исследовал природу человеческого тела, получила награду имени Олега Янковского «Творческое открытие» на фестивале «Черешневый лес».
Богомолов известен радикальным переосмыслением классических произведений. Режиссер часто смешивает тексты разных авторов и эпох, как, например, в спектакле «Гамлет in Moscow».
В октябре 2016 года свет увидел спектакль «Волшебная гора» по одноименному роману Томаса Манна. В проекте были заняты только два артиста: сам Богомолов и актриса проекта «Электротеатр Станиславский» Елена Морозова. Постановщик почти полностью отказался от оригинального текста — зрителей на протяжении всего действа сопровождали только такие звуки, как кашель.
Летом 2019 года Богомолов был назначен художественным руководителем Театра на Малой Бронной. «Всегда понимал, что хотел бы возглавить театр, реализовать какие-то свои менеджерские амбиции. Но таких предложений раньше не поступало. И вот — поступило внезапно, в тот момент, когда я уже немножко отчаялся. Видимо, такие вещи случаются, когда ты уже в них не веришь», — отреагировал режиссер.
Первым крупным проектом Богомолова на новой должности оказался спектакль «Дядя Лева», поставленный по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». В дальнейшем репертуар театра пополнили такие постановки, как «Чайка с продолжением» (адаптация Чехова), «Таня» по одноименной пьесе Алексея Арбузова, спектакль «Дачники на Бали, или «Асса» — через 30 лет после оригинала», основанный на произведениях Горького, и «Один на один» и «Гамлет in Moscow», вдохновленные Шекспиром.
В июне 2024 года Богомолову доверили управление Театром Романа Виктюка, который остался без руководства после его смерти в 2020 году. После кончины Романа Григорьевича театр находился под руководством Дениса Азарова в течение полутора лет, пока его не сняли с должности в мае 2022-го. С тех пор труппа существовала без постоянного художественного руководителя и управлялась только худсоветом.
В июле 2024-го режиссер переименовал театр в «Театр — Сцена «Мельников» в честь его создателя Константина Мельникова.
Весной 2025-го Богомолов сообщил о подготовке спектакля «Мастер и Маргарита», несмотря на запрет наследника авторских прав на произведения писателя Михаила Булгакова.
Кинематограф
Путь в кино Богомолова начался в 1987 году, когда он снялся в эпизоде драматического фильма Александра Орлова «Гобсек». В картине Константин сыграл Эрнеста де Ресто, сына легкомысленной графини.
После этого Богомолов не появлялся на экране более 30 лет и вновь оказался в кадре только в 2019 году, сыграв в собственном дебютном сериале «Содержанки», созданном по заказу видеосервиса START. Богомолов воплотил образ судмедэксперта Семена. «Мне всякий профессиональный опыт интересен. — рассказал «ТЕАТРУ» Константин. — Эротика требует особой изобретательности и чувства физиологической правды».
В 2020 году на большие экраны вышел блокбастер Федора Бондарчука «Вторжение», в котором у Богомолова была небольшая роль. В том же году он получил свою первую главную роль в дебютном сериале Бондарчука «Псих», где сыграл успешного психолога с личными проблемами. Богомолова также можно было увидеть в фильмах «Последний министр» Романа Волобуева и «Шерлок в России» Нурбека Эгена.
После долгих экспериментов с видеоформатом — режиссер активно использовал плазменные панели на сцене, снимал видеоклипы (например, для группы «Винтаж» на песню «Немного рекламы» в 2016 году) — Богомолов снял еще два сериала для START. Это «Безопасные связи» с Любовью Аксеновой и Игорем Миркурбановым и «Хороший человек» с Юлией Снигирь и Никитой Ефремовым. В первом из них он также появился в роли камео.
В 2023 году на видеоплатформе KION вышло драмеди «Кеша должен умереть». Богомолов выступил режиссером и сыграл главную роль. «Мне всегда было интересно кино- и телепроизводство. Я не делаю различий между полнометражным кино и сериальной продукцией. Сейчас для меня это сферы наращивания своих профессиональных возможностей, и я максимально вкладываюсь в это дело», — говорил Богомолов.
Иная деятельность
Богомолов проводит мастер-классы в Московской школе нового кино.
В 2019 году выпустил книгу «Так говорил Богомолов». «Это книга текстов. Но это один большой текст. Он начинается как начинается. Он развивается произвольно. Он не закончен. Удачи», — так автор охарактеризовал свое произведение в преамбуле.
Политика и общественная позиция
В 2013 году на выборах мэра Москвы Богомолов был доверенным лицом Алексея Навального, основателя Фонда борьбы с коррупцией (признан судом экстремистской организацией и запрещен в России; признан Минюстом иноагентом). Режиссер также выступил на митинге на Болотной площади после того, как политик проиграл. По словам Богомолова, в дальнейшем их пути разошлись: «Сначала у [Алексея] Навального просто не было активной политической деятельности после выборов мэра, а потом с течением времени у меня менялись какие-то ощущения и взгляды. Это не было так, что «больше не поддерживаю». Это было какое-то расхождение в понимании процесса в стране и путей развития».
В сезоне 2016–2017 гг., когда совет премии «Золотая маска» сформировали при участии Министерства культуры, Богомолов и Кирилл Серебренников объявили об отказе от участия в «Золотой маске». Серебренников написал в своих соцсетях, что в экспертный совет вошли театральные критики, многие из которых ранее написали «множество доносов и пасквилей» на возглавляемый им «Гоголь-центр». Богомолов отреагировал так: «Почитав состав рабочей группы «по улучшению» работы «Золотой маски», могу сказать: больше мне с этой «Маской» не по пути».
В 2018 году Богомолов был доверенным лицом Сергея Собянина на выборах мэра Москвы.
В феврале 2021 года режиссер опубликовал манифест «Похищение Европы 2.0», в котором изложил гипотезу о том, что «Запад решил ликвидировать сложного человека», и назвал Европу «новым этическим рейхом». «Традиционные тоталитарные режимы подавляли свободу мысли. Новый нетрадиционный тоталитаризм пошел дальше и хочет контролировать эмоции. Ограничение свободы эмоций отдельного человека — это революционная концепция Нового этического рейха», — написал Богомолов. Позицию режиссера подверглась общественной критике. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя манифест, заявил, что у режиссера есть право на свою точку зрения.
В мае 2023 года Богомолов опубликовал статью «Диетическое горе», в которой раскритиковал российскую элиту («людей при деньгах или возможностях» и «условное интеллектуально-интеллигентское сословие»): по словам режиссера, элита после февраля 2022-го старалась не замечать изменений в жизни страны и жить по-старому.
В том же году Богомолов назвал фильм «Александр Невский» Сергей Эйзенштейна пропагандистским, однако отметил, что эта картина выступала примером «умного менеджмента» со стороны государства, которое дало режиссеру свободу творчества.
В 2025 году режиссер назвал последние три года «в определенной степени удачей нашего поколения», поскольку «мы находимся в этом историческом периоде, который заставляет нас говорить о сущностном».
Личная жизнь
В 2009 году Константин Богомолов познакомился с Дарьей Мороз. Они вместе работали над спектаклем «Волки и овцы» для сцены МХТ имени Чехова. В 2010-м режиссер и актриса поженились, в том же году у пары родилась дочь Анна. В 2018 году супруги развелись, но остались в хороших отношениях.
13 сентября 2019 года Богомолов женился на журналистке Ксении Собчак. Они приехали в загс на машине, похожей на катафалк, украшенной надписью «Пока смерть не разлучит нас». Ранее, в январе этого года, у режиссера случился конфликт с актером Максимом Виторганом, бывшим мужем Собчак.
Признание и награды
-
Лауреат театральной премии «Чайка» за спектакль «Много шума из ничего» в номинации «Сделай шаг» за нетрадиционное прочтение классического произведения (2007 год)
-
Премия Благотворительного фонда Олега Табакова (за создание спектакля «Старший сын») (2009)
-
Зрительская премия «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссер года: Новая волна» за спектакли Wonderland-80 и «Турандот» (2011)
-
Номинация на премию «Золотая маска» за спектакль Wonderland-80 (2011 год)
-
Премия Олега Табакова за «оригинальное прочтение отечественной классики» (2012 год)
-
Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за спектакли «Год, когда я не родился» и «Идеальный муж. Комедия» (2013 год)
-
Премия Олега Янковского «Творческое открытие» (2013 год)
-
Номинация на премию «Золотая маска» за спектакли «Лир» и «Год, когда я не родился» (2013 год)
-
«Приз критики» премии «Золотая маска» за спектакль «Идеальный муж. Комедия» (2014)
-
Премия журнала ОК! в номинации «Театр 21 века» (2016 год)
-
Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за спектакль «Юбилей ювелира» (2016 год)
-
Лауреат премии Москвы за спектакль «Театральный роман» в Театре имени Гоголя
-
Номинация на «Золотую маску 2022» — постановка оперы «Кармен», Театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, Пермь
-
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (21 июля 2025 года) — за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Театральные работы
Московский театр-студия под руководством Олега Табакова
-
2007 — «Процесс» по Ф. Кафке
-
2008 — «Отцы и дети» по И.С. Тургеневу
-
2008 — «Старший сын» А.В. Вампилова
-
2009 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по П. де Бомарше
-
2009 — «Волки и овцы» по А.Н. Островскому
-
2010 — Wonderland-80 по С. Довлатову и Л. Кэрроллу.
-
2011 — «Чайка» по А.П. Чехову.
-
2012 — «Год, когда я не родился» по пьесе «Гнездо глухаря» В. Розова.
-
2014 — «Чайка» по А.П. Чехову (новая версия).
Московский Художественный театр имени А.П. Чехова
-
2012 — «Событие» по Владимиру Набокову
-
2013 — «Идеальный муж. Комедия» по мотивам произведений Оскара Уайльда
-
2013 — «Карамазовы» по роману Федора Достоевского
-
2015 — «Юбилей ювелира» по одноименной пьесе Николы Маколифф
-
2015 — «Мушкетеры. Сага. Часть первая» по мотивам романа Александра Дюма
-
2016 — «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025», по фильму Вуди Аллена
-
2017 — «Дракон» по одноименному произведению Евгения Шварца
-
2017 — «Мужья и жены» по фильму Вуди Аллена
-
2018 — «Три сестры» по пьесе Антона Чехова
-
2022 — «Новая оптимистическая» по мотивам пьесы Всеволода Вишневского
Театр на Бронной
-
2007 — «Много шума из ничего» У. Шекспира
-
2020 — «Бесы Достоевского» по роману Ф. Достоевского
-
2021 — «Дядя Лева» по пьесе Л. Зорина «Покровские ворота»
-
2022 — «Таня» по пьесе А. Арбузова
-
2022 — «Гамлет in Moscow» по мотивам пьесы У. Шекспира «Гамлет»
-
2023 — «Вероника» по мотивам пьесы В. Розова «Вечно живые»
-
2023 — «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя» по мотивам пьесы М. Горького «Дачники»
-
2023 — «Слава. Молодость» по пьесе В. Гусева «Слава»
-
2024 — «Одна и один» по мотивам пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
-
2024 — «Чайка с продолжением» по мотивам пьесы А. Чехова «Чайка»
-
2025 — «Смерть Тузенбаха (Tuzenbachi surm)» по мотивам пьесы А. Чехова «Три сестры»
Арт-Партнер XXI
-
2005 — «Приворотное зелье» по Н. Макиавелли
-
2006 — «Копилка» Э. Лабиша
Театральный центр «На Страстном»
-
2005 — «Ифигения в Авлиде» Еврипида
-
2006 — «Муми-Тролль и комета» Туве Янссон
Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя
-
2003 — «Что тот солдат, что этот» по Б. Брехту
-
2005 — «Повар-вор, его жена, близнецы и зеленый любовник» по К. Гоцци
-
2007 — «Театральный роман, или Записки покойника» по М.А. Булгакову.
Театр «Ленком»
-
2014 — «Борис Годунов» по А.С. Пушкину
-
2016 — «Князь» по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Идиот»
Театр наций
-
2014 — «Гаргантюа и Пантагрюэль» по мотивам романа Франсуа Рабле
-
2021 — «На всякого мудреца» по мотивам пьесы А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты»
Драматический театр «Приют Комедианта»
-
2011 — «Лир» по мотивам У. Шекспира
-
2019 — «Преступление и Наказание» по Ф.М. Достоевскому
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
-
2018 — «Триумф Времени и Бесчувствия», оратория Георга Генделя
-
2021 — «Ромео и Джульетта», балет Сергея Прокофьева в постановке Максима Севагина
Другие театры
-
2002 — «Лекция о пользе убийств, или Шесть трупов в поисках действия» по С. Мрожеку и Ф. Аррабалю (ГИТИС)
-
2004 — «Бескорыстный убийца» по Э. Ионеско (Российский академический молодежный театр)
-
2005 — «Грустный анекдот» по А.П. Чехову (Московский академический театр имени Владимира Маяковского)
-
2006 — «Невольницы» А.Н. Островского (Учебный театр ГИТИС, Мастерская М.А. Захарова. Режиссер С. Филиппов, педагог К. Богомолов).
-
2007 — «Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси» (самарский театр юного зрителя «СамАрт»)
-
2010 — «ТурандотТ» по К. Гоцци и Ф.М. Достоевскому (Московский драматический театр имени А. Пушкина)
-
2012 — «Настя» по Владимиру Сорокину (читка в рамках фестиваля «Кино без плёнки» в Театре.doc)
-
2012 — «Ставангер. PULP PEOPLE» / «Stavanger. Pulp people» по мотивам пьесы Марины Крапивиной «Ставангер» (Лиепайский театр)
-
2013 — «Мой папа — Агамемнон» / Mano tėvas — Agamemnonas по мотивам «Ифигении в Авлиде» Еврипида (Малый театр Вильнюса)
-
2014 — «Лед» / Lod по роману Владимира Сорокина (Национальный театр в Варшаве)
-
2015 — «Мой бластер разрядился» по собственным текстам К. Богомолова (Лиепайский театр)
-
2015 — «Платонов» по А.П. Чехову (Старый театр имени Хелены Моджеевской в Кракове)
-
2017 — «Волшебная гора» по Т. Манну («Электротеатр Станиславский»)
-
2018 — «Слава» по В.М. Гусеву (Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова)
-
2019 — «Ай Фак. Трагедия» по роману Виктора Пелевина iPhuck 10 (Москва-Сити)
-
2019 — «Теллурия» по роману Владимира Сорокина «Теллурия» (Театр на Таганке)
-
2019 — «Одиссея 1936» по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич» (санкт-петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова)
-
2021 — «Кармен», опера Жоржа Бизе» (Пермский театр оперы и балета имени П.И. Чайковского)
Избранная фильмография
Режиссер
-
2018 — «Содержанки»
-
2020 — «Безопасные связи»
-
2020 — «Хороший человек»
-
2023 — «Кеша должен умереть»
Актер
-
1987 — «Гобсек» — Эрнест
-
2019 — «Содержанки» — Семен, судмедэксперт
-
2020 — «Безопасные связи» — Константин
-
2020 — «Шерлок в России» — Знаменский
-
2020 — «Псих» — Олег, психолог
-
2020 — «Последний министр» — Федор / Федька, сослуживец Тихомирова
-
2023 — «Кеша должен умереть» — Иннокентий Мельников










