Богомолов назвал фильм «Александр Невский» Эйзенштейна пропагандистским
Фильм «Александр Невский» советского режиссера Сергея Эйзенштейна можно назвать «абсолютно пропагандистской картиной», которая «несет определенный контент». Такую позицию в ходе Петербургского международного экономического форума выразил режиссер Константин Богомолов.
Одновременно с этим «Александр Невский» остается «гениально сделанной картиной», по которой «учатся» снимать фильмы современные представители киноиндустрии, продолжил мысль Богомолов. «Эйзенштейн получил возможность делать кино так, как он его чувствует, — объясняет режиссер. — По заказу государства? Да. Неся определенные ценности? Да. Но при этом ему была предоставлена абсолютная свобода формотворчества, и он выдавал грандиозный контент».
Такой путь взаимодействия государства и «художников» Богомолов называет «умным менеджментом» и считает наиболее правильным. По его словам, представители государственных структур порой не обращают внимания на содержание того или иного произведения, а критикуют нестандартный подход и «свободное обращение с классикой». «У нас очень часто новизна формы воспринимается как преступление, — объясняет режиссер. — А ведь там может быть крутое содержание, которое несет правильные вещи и для молодежи в том числе».
Режиссер также обратил внимание, что Запад сейчас разрабатывает «крутые технологии», которые оказываются «дико привлекательными» для аудитории. С ними до потребителя доносится «содержательный контент», благодаря чему «человек неизбежно оказывается в поле тех ценностей». «Нам необходимо создавать крутые технологии и эти крутые технологии наполнять своими ценностями», — добавил Богомолов.
«Умный менеджмент» в сфере культуры со стороны государства должен проявляться в понимании того, что «новизна формы и новизна технологий — это мощнейшие носители, которые могут наполняться правильным содержанием», считает Богомолов. «А правильное содержание может завоевывать мир, а не только нашу аудиторию», — резюмировал он.
«Александр Невский» был снят Эйзенштейном в 1938 году. В центре сюжета — борьба с рыцарями Ливонского ордена и победа древнерусского князя на Чудском озере 5 апреля 1242 года. За эту картину режиссер был награжден орденом Ленина, а также получил Сталинскую премию и звание доктора искусствоведения. Многие кинокритики и историки отмечают в сюжете фильма явную аллегорию: под рыцарями подразумевается нацистская Германия, а под Новгородской Русью — Советский Союз.