Лента новостей
Белорусский автобренд Belgee объявил о выходе на российский рынок 11:17, Статья Шольц оценил угрозу эскалации при ударах по России немецким оружием 11:12, Статья Аудиоколонку с марихуаной обнаружили во «Внуково» в посылке из Калифорнии 11:11, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 11:10, Онлайн Аналитики назвали районы Москвы с максимальным ростом цен на новостройки 11:10, Статья От конструктивизма до Сити: чем особенна архитектура Кутузовского 11:09 Cуперкомпьютер назвал фаворитов Евро-2024 11:04, Статья Мосбиржа предупредила о проблемах с выставлением заявок по ряду бумаг 11:03, Статья Карта управленца: как мотивировать сотрудников на разных этапах карьеры 11:02, Статья На Кузбассе открылась выставка решений для добывающей промышленности 11:02 РБК Франшизы расскажут о франчайзинге на ПМЭФ-2024 10:56 Лучший дежурный московского метро нашелся на красной линии 10:51, Новость ЦБ перенес традиционное начало пресс-конференции по ключевой ставке 10:50, Статья Как российским компаниям работать под давлением экономических факторов 10:48 Экс-адвокат Пашаев рассказал, где муж Блиновской сейчас на фронте 10:47, Новость В МИДе рассказали об отказавшихся ехать на июньский саммит странах 10:36, Новость ИИ-юрист может навредить клиенту десятком способов. Как этому помешать 10:36, Статья Что активная цифровизация дает современной фармкомпании 10:33
Газета
IPO на стикерах
Газета № 124 (2380) (1407) Технологии и медиа,
0

IPO на стикерах

Как мессенджер Line стал бизнесом стоимостью $7 млрд
Японский мессенджер Line проведет крупнейшее в 2016 году технологическое IPO на биржах Нью-Йорка и Токио. РБК изучил, как компания шла к оценке в $7 млрд и почему инвесторы при этом осторожно отзываются о ее перспективах
Логотип японского мессенджера Line
Логотип японского мессенджера Line (Фото: Reuters/Pixstream)

Вторая попытка

14 и 15 июля японский мессенджер Line разместит акции на Нью-Йоркской и Токийской биржах. Размещение станет крупнейшим в 2016 году IPO в технологической отрасли: сервис может привлечь до $1,3 млрд при оценке всего бизнеса в $6,9 млрд, сообщило агентство Bloomberg. В связи с высоким спросом Line планирует разместить бумаги по верхнему диапазону цены — $32,5 за акцию. На американском рынке мессенджер рассчитывает продать 22 млн акций, в Японии — 13 млн. Еще 5,25 млн бумаг может быть реализовано в виде опциона организаторами размещения — банками Morgan Stanley и Nomura Securities.

Сейчас единственным владельцем Line является южнокорейская Naver: при реализации опциона компания сохранит 81,3% акций, новые инвесторы получат 18,7% бумаг. Грядущее размещение на бирже — уже вторая попытка компании стать публичной. Первая была летом 2014 года: тогда инвесторы оценивали компанию почти в $10 млрд, но руководство сервиса решило отложить размещение, чтобы привести в порядок финансовые результаты. Компания на тот момент была «дезорганизованной», и бизнес «по духу» больше походил на стартап, отмечал в интервью Fortune гендиректор Line Такеши Идезава. За прошедшие два года компании удалось втрое увеличить выручку: с $352 млн за 2013 год до $1,1 млрд по итогам 2015-го.

Гендиректор Line Такеши Идезава
Гендиректор Line Такеши Идезава (Фото: Shizuo Kambayashi/AP)

При этом компания Line остается убыточной: единственный год, когда сервису удалось показать прибыль в размере $17,8 млн — 2014-й, но уже в 2015 году он вернулся к убытку на уровне $71 млн. Не удалось компании и сохранить темпы роста выручки, следует из опубликованного перед IPO проспекта. Если по итогам 2013 года выручка выросла на 500%, через год динамика снизилась до 120%, а в 2015-м показатель вырос год к году только на 40%. За первые три месяца 2016-го выручка подросла и вовсе всего на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

​Основные рынки присутствия Line — Япония, Тайвань, Таиланд и Индонезия, причем доля аудитории сервиса в этих странах продолжает расти: если в марте 2014 года на них приходилось 56% пользователей мессенджера (при совокупной аудитории 159 млн человек), то к марту 2016-го — почти 70% (при аудитории 218 млн). Замедляется и рост аудитории в целом: в 2013 году к мессенджеру присоединились 84 млн новых пользователей, в 2014 году — 46 млн, а в 2015-м — 13 млн.

Однако размещение Line — важный момент для технологической отрасли, отмечает Quartz. Впервые мессенджер инвесторы оценят на свободном рынке, а не в ходе закрытой сделки, как это было в случае с WhatsApp, который в феврале 2014 года за $19 млрд приобрел Facebook, или как с Viber, за который японская Rakuten примерно в то же время выложила $900 млн.

РБК изучил, как Line шел к оценке в $7 млрд и почему инвесторы при этом осторожно отзываются о его перспективах.

Бизнес на стикерах

Line появился в 2011 году как реакция японской телекоммуникационной отрасли на разрушительное землетрясение. За несколько месяцев до запуска сервиса стихия не только повредила атомную станцию «Фукусима», но и оставила существенную часть страны без телефонной связи. Чтобы общаться друг с другом, сотрудники японской «дочки» Naver — интернет-провайдера NHN Japan — разработали мессенджер. Сервис позволял переписываться и совершать голосовые звонки без использования сотовой связи.

Сервис быстро набрал популярность в Японии и еще нескольких странах: за первый год работы его аудитория выросла до 58 млн пользователей, отмечало Reuters. Для сравнения: Facebook преодолел планку в 50 млн пользователей только за три года. По оценке портала Quartz, сегодня Line с его 218 млн активных пользователей является седьмым по популярности мессенджером в мире. Лидируют в сегменте американские WhatsApp и Facebook Messenger — аудитория каждого из них составляет около 1 млрд пользователей по всему миру. У китайского WeChat — более 700 млн пользователей, у израильского Viber — 236 млн пользователей.

Ключевым отличием Line от конкурентов на первом этапе развития стали стикеры — картинки анимационных персонажей, которые помогают пользователям без слов делиться с собеседником своими эмоциями, отмечал TechCrunch. Эти функции в мессенджере появились почти сразу после запуска — осенью 2011 года (для сравнения, у Viber стикеры появились в ноябре 2013-го). Уже весной 2012-го Line начал продавать стикеры за деньги — $1–2 за набор. Летом того же года сервис предложил опцию стикеров для компаний (свой набор, к примеру, выпустила студия Disney) , а спустя три года дал возможность продавать стикеры любым сторонним разработчикам. Только за первый год работы «биржи» 390 тыс. разработчиков наторговали внутри Line почти на $75 млн.

Стикеры являются одной из основных статей выручки Line. В первом квартале 2016 года 23% выручки мессенджера — $68 млн — пришлось на продажу подобных продуктов, за весь 2015-й — 24%, или $256 млн, следует из проспекта IPO. В марте 2016 года пользователи отправляли друг другу через Line 389 млн стикеров ежедневно (обычных сообщений — 4,2 млрд). Их содержание варьируется от фирменных стикеров Line Friends вроде медведя Brown и зайца Cony до футболистов «Барселоны».

Офис компании Line Corp. в Токио
Офис компании Line Corp. в Токио (Фото: Reuters/Pixstream)

В Японии Line Friends оказались настолько популярны, что превратились в анимационных героев. На местном ТВ в 2013 году вышли мультсериалы Line Offline (114 серий по 3 минуты) и Line Town (50 серий по 30 минут). Лицензионные выплаты (в том числе за использование образов Brown и Cony в мультфильмах), а также продажа аксессуаров — от кружек до плюшевых игрушек — в 2015–2016 годах принесли Line еще около 5–6% выручки. Только за первый квартал 2016 года компания заработала на этом более $18 млн — вдвое больше, чем за первые три месяца 2015-го. А за весь 2015-й доходы от лицензирования и продажи сувениров составили $53 млн. Сеть магазинов Line Friends охватывает более 20 городов в Японии, Южной Корее, Китае и на Тайване.

Бизнес на играх

​Помимо стикеров один из основных источников выручки Line — игровые приложения. Первые игры внутри мессенджера появились в ноябре 2012 года. Уже в апреле следующего года общее число скачиваний игр превысило 100 млн. Сегодня на платформе Line представлено 56 игр. К марту 2016 года их скачали более 650 млн раз, тогда как само приложение мессенджера было загружено около 1 млрд раз. Лишь шесть из 56 игр при этом разрабатываются в Line Corp., остальные — продукт сторонних разработчиков. На игры в структуре доходов Line за первые три месяца 2016 года пришлось 35,5% выручки ($105 млн), за весь 2015-й — 40,9% ($438 млн).

Перспективы этого направления будут зависеть от развития отношений Line c разработчиками: если те предпочтут уйти к конкурентам, бизнес Line может пострадать, предупреждает компания.

Мессенджер пока не может превратить в основную статью выручки рекламные доходы. В 2015 году на рекламу пришлось менее 30% выручки Line. Как отмечает Quartz, большинство стран, в которых популярен сервис (за исключением Японии), пока не имеет развитого рынка интернет-рекламы. Так, расходы на рекламу в Сети на Тайване и в Индонезии в 2015 году составили около $500 млн, в Таиланде и того меньше — $300 млн (данные IDC). С развитием же рынка рекламодатели могут предпочесть Line глобальных игроков (таких как Facebook), которые имеют более широкую аудиторию. ​

«Представляю, как были удивлены инвесторы, узнав, что 24% выручки Line получает от продажи виртуальных стикеров, а 41% — от виртуальных покупок внутри игр», — сообщил в интервью CNBC сооснователь инвестфонда EquityZen Фил Хэслет. Line признает риск чрезмерной зависимости от продажи виртуальных объектов: нет никакой гарантии, что стикеры и игры повторят успех, достигнутый в Японии, на других рынках, говорится в проспекте IPO.

Впрочем, основатели сервиса стремятся максимально диверсифицировать бизнес.

Миллион на почте: как мессенджеры зарабатывают на интернет-пользователях «Ситиграм»: мессенджер для горожан

Основатель: гендиректор Игорь Баринов (на фото).
Инвестиции: 40 тыс. руб. от спонсоров хакатона, организованного департаментом информационных технологий города Москвы.
Релиз: май 2014 года.
Количество пользователей: 150.
Схема монетизации: продажа лицензий на рабочее место специалиста городской службы с помесячной оплатой и услугами по внедрению и доработкам системы.

С идеей мессенджера для горожан создатель «Ситиграма» Игорь Баринов пришел на хакатон (мероприятие по созданию работающего прототипа приложения в режиме реального времени с участием разработчиков, дизайнеров и предпринимателей), организованный правительством Москвы в апреле 2014 года. За два дня родилась концепция мессенджера: приложение должно было улучшить работу городских служб посредством помощи от обычных жителей. Пользователь получал возможность отправлять текстовые сообщения или фото с привязкой к геолокации; кроме того, сервис предлагал справочник реальных контактов служб и рассылку городских новостей по разным категориям.

«У очень многих городских служб есть колл-центры, дозвониться до которых очень тяжело, — рассказывает Игорь Баринов, управляющий партнер студии мобильной разработки HINT Solutions. — Например, автомобилистам, попавшим в ДТП, было бы удобнее вначале сообщить о месте и обстоятельствах аварии в текстовом виде, а уже затем проводить телефонный разговор».

Команда Баринова получила отмашку на старт работы от департамента информационных технологий Москвы. Мессенджер создали на основе Telegram, запущенном основателем «ВКонтакте» Павлом Дуровым. Для тестирования приложения к «Ситиграму» подключили специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции при департаменте образования: дети и подростки через мессенджер получали консультацию психолога.

На хакатоне проект занял третье место и получил призовые 40 тыс. руб. Но после завершения хакатона власти Москвы не спешили помочь Баринову интегрировать «Ситиграм» в новые службы. «Скорее всего, в правительстве Москвы решили, что функции мессенджера можно будет добавить к «Активному гражданину» [приложение для обсуждения городских проблем, разрабатывается ОАО «Электронная Москва», принадлежащим департаменту имущества. — РБК] и для этого нет смысла задействовать новую команду», — считает Баринов.

«Если говорить о подключении к сервису новых городских служб — мы готовы оказать разработчикам «Ситиграма» в этом необходимую помощь, однако инициатива в этом направлении должна исходить от авторов приложения, — заявил РБК Кирилл Леонов, специалист пресс-службы департамента информационных технологий Москвы. — Пока они к нам с такими запросами не обращались».

«Сейчас в «Ситиграме» ежедневно регистрируются пять-шесть новых пользователей, — резюмирует Баринов. — Видимо, без помощи московских властей мы не сможем договариваться с государственными организациями, так что вынуждены будем завершить работу над проектом». 4talk: мессенджер на облаках

Основатели: Сергей Кравцов (на фото), Ильгам Зюлькорнеев и Георгий Хазан.
Инвестиции: более 1 млн долл.  от основателей компании и фонда IMI.VC.
Релиз: cентябрь 2013 года.
Количество пользователей: более 100 тыс.
Схема монетизации: оплата дополнительного функционала.

Разработчики мессенджера 4talk Сергей Кравцов, Ильгам Зюлькорнеев и Георгий Хазан решили сделать акцент на кроссплатформенности и облачности. По задумке основателей, приложение должно стать для пользователей единым коммуникационным пространством. «Пользователь должен иметь доступ к своей переписке и файлам абсолютно из любого места — с мобильного телефона, планшета, ноутбука дома и рабочего ПК», — объясняет Сергей Кравцов, сооснователь компании 4talk Global.

В 2010 году Кравцов и его партнеры Зюлькорнеев и Хазан работали в компании «Русские Интернет Решения» над веб-мессенджером QIP для компании «Медиа Мир» (входит в группу РБК). Команда Кравцова из-за разногласий с заказчиком перестала работать над QIP, передав неисключительные права на мессенджер «Медиа Миру», и в августе 2013 года занялась новым проектом.

Первая версия 4talk (на Android) появилась в сентябре 2013 года. Сейчас у мессенджера есть версии для iMac, Windows, iPhone и iPad и Android; осенью 4talk станет доступным для владельцев устройств на WindowsPhone, а также в вебе.

Авторизация в 4talk происходит с помощью SMS-кода: залогинившись с помощью номера мобильного телефона, пользователь получает доступ к своей переписке из облака с любого устройства. В отличие от большинства мессенджеров с помощью 4talk можно отправлять собеседнику файлы любого типа до 30 Мб. За отправку файла «потяжелее» придется доплачивать. Кроме того, разработчики планируют брать с пользователей плату за объем доступного облачного пространства свыше 15 Гб и монетизировать другие возможности сервиса — например, сервис заказа такси с подгрузкой оптимального маршрута.

По информации разработчиков, сейчас ведутся переговоры о партнерстве с несколькими европейскими сотовыми операторами. «Мессенджеры подталкивают владельцев мобильных устройств покупать большие пакеты для передачи данных», — поясняет Кравцов. Он не раскрывает деталей совместного проекта, ссылаясь на NDA с крупным игроком.

4talk Global значится в списке портфельных проектов на сайте венчурного фонда Игоря Мацанюка IMI.VC. Источник, близкий к компании, оценивает объем вложений в компанию со стороны основателей проекта и фонда IMI.VC более чем в 1 млн долл. Too.me: мессенджер с мультяшками

Основатели: гендиректор Сергей Кузьмин (на фото), команда Bazelevs Group.
Инвестиции: до 500 тыс. долл.  от основателей и фонда Maxfield Capital.
Релиз: запланирован на сентябрь 2014 года.
Количество пользователей: 0.
Схема монетизации: оплата дополнительного функционала.

Создатель Too.me Сергей Кузьмин ранее работал в кинокомпании Bazelevs Тимура Бекмамбетова над проектом «Киноязык» — программой для превизуализации сценариев с помощью перевода текста в анимацию. Технология заинтересовала фонд Maxfield Capital. «Ребята делали продукт для киношников, а мы увидели в этой технологии большой потенциал, — рассказал РБК глава фонда Александр Туркот. — Приняли решение вложиться, помогли скорректировать стратегию. Сейчас Too.me — это продукт с четкой ориентацией на молодую аудиторию, подростков».

В конце сентября Too.me появится в магазинах мобильных приложений. Мессенджер позволит делиться с незнакомцами «мультяшными» сообщениями, автоматически сгенерированными на основе текста пользователя. Too.me проводит семантический анализ фразы, отправленной пользователем, сопоставляет смысл фразы с изображениями, загруженными в библиотеку, и подбирает наиболее подходящую картинку. По подсчетам основателей Too.me, достаточно 50—60 графических эквивалентов фраз, чтобы покрыть 80% действий, востребованных пользователями мессенджеров.

Тестировали технологию разработчики Too.me, запустив приложение «ВКонтакте». Пользователи могли выбрать одного из 12 персонажей, напоминающих героев South Park, и анимировать сообщение. За время тестирования приложение привлекло более 50 тыс. пользователей.

Основатели подчеркивают, что Too.me не будет мессенджером в классическом понимании. «Рынок уже поделен крупными игроками, для любого нового такого приложения цена «перекупки» пользователя из другого мессенджера окажется слишком высокой», — говорит Кузьмин. «Это новый продукт, который сфокусирован на потребности своей аудитории», — подтверждает Александр Туркот.

Монетизация приложения предусмотрена по модели freemium: владельцы смартфонов будут платить за доступ к дополнительному анимационному контенту — например, смогут создать собственного персонажа. Когда в приложении появятся платные сервисы, станет ясно лишь осенью. MySender: «непрерывный» мессенджер

Основатели: гендиректор Дмитрий Колчин (на фото справа), технический директор Андрей Шетухин (на фото слева).
Инвестиции:  142 тыс. долл.  из собственных средств основателей.
Релиз: октябрь 2013 года.
Количество пользователей: 23 тыс., включая более 500 платных.
Схема монетизации: платные тарифы на безлимитное общение.

Создатели MySender Дмитрий Колчин и Андрей Шетухин решили использовать популярную идею — агрегировать в одном приложении текстовые сообщения из разных мессенджеров и SMS. «В среднем владелец смартфона в России ежемесячно платит своему мобильному оператору более 600 руб., при этом не менее 30% этой суммы приходится на SMS», — рассказывает Колчин. Разработчики кросс-мессенджера покупают SMS-трафик у операторов оптом, а затем продают его пользователям. За безлимитную переписку и SMS владелец приложения платит 59 руб. в месяц, годовая подписка обойдется в 568 руб.

Созданием мессенджера-агрегатора с возможностью отправки SMS команда Колчина занималась еще в 2011 году, развивая приложение для операционной системы Symbian на грант от Nokia. После покупки Nokia компанией Microsoft в сентябре 2013 года проект был приостановлен, а команда, к которой присоединился Шетухин, занялась разработкой MySender.

С осени 2013 года приложение доступно в Google Play. Мессенджер агрегирует сообщения из ICQ, «Мail-Агента», Skype, Facebook, GoogleTalk и Twitter. В случае если один из собеседников теряет доступ в Интернет, общение можно продолжить через SMS. За счет этого и предполагается коммерциализовать продукт, но пока у сервиса только около 500 платных пользователей. Остальные предпочитают использовать MySender как обычный агрегатор, хотя в этой категории у российского приложения есть альтернативы, например IM+, получивший в 2012 году 10 млн долл. от фонда «Финам»: сводит сообщения Facebook, «ВКонтакте», Skype, ICQ и другие.

Идея агрегировать мессенджеры в одном сервисе интересна, считает управляющий партнер фонда Frontier Ventures Дмитрий Алимов: «Одним из рисков проекта я вижу то, что MySender сильно зависит от возможности доступа к прямым API [интерфейс программирования приложений, позволяет сторонним разработчикам создавать сторонние программные продукты. — РБК] популярных мессенджеров — его могут ограничить, если приложение будет перетягивать аудиторию к себе. Другая опасность в том, что количество платящих пользователей у стартапа окажется небольшим».

Шетухин и Колчин уже вложили в разработку приложения 142 тыс. долл. собственных средств. В ближайшее время они надеются найти инвестора, который вложит 400—500 тыс. долл. в продвижение продукта и разработку версий для iOS и Windows Phone. В этом случае, считает Колчин, можно ожидать роста числа пользователей до 300 тыс., а выручки — до 350 тыс. долл. в год. Еще 1 фото
Фотогалерея

Бизнес на диверсификации

Еще в 2013 году мессенджер начал позиционировать себя не как технологическую, а как развлекательную компанию — альтернативу «слишком открытым» социальным сетям вроде Facebook, объясняла генеральный директор американского офиса Line Джени Хэн в интервью TechCrunch. В «семейство» Line входит около 20 различных приложений — от Line Camera, которая позволяет делать фото и видео «дополненной реальности» (по функциям напоминает Snapchat), до словарей и финансовых ассистентов.

В рамках концепции развлекательной платформы мессенджер в конце 2014 года выкупил у Microsoft музыкальный сервис MixRadio (сумма сделки не раскрывалась), но уже в конце 2015 года закрыл его. В начале 2015 года Line запустил аналог YouTube — Line TV, который дает пользователям мобильных устройств доступ к популярным в Таиланде, Японии и Южной Корее телешоу, фильмам и музыкальным клипам. Как и другие приложения, видеосервис интегрирован в мессенджер и позволяет аудитории обмениваться контентом.

В январе 2015 года компания запустила собственный сервис по заказу такси в Токио. Line Taxi работает по принципу Uber, позволяя пользователям вызвать машину через приложение. Партнером Line в этом проекте выступила одна из крупнейших таксомоторных компаний Японии — Nihon Kotsu. Оплата поездок проводится внутри экосистемы Line. Для этого мессенджер запустил мобильную платежную систему Line Pay, которая позволяет пополнять виртуальный счет как с кредитной карты, так и через банкоматы, и оплачивать услуги, переводить деньги другим пользователям и расплачиваться в 140 ретейлерах — партнерах сервиса. В мае 2016 года к перечню услуг, которые доступны через Line, добавилась курьерская доставка, правда, доступна она пока только в Таиланде.

В начале 2015 года компания создала фонд LINE Life Global Gateway объемом $42 млн. Фонд инвестирует в проекты в области электронной коммерции, медиа и платежных систем.

Сбор различных сервисов, в том числе коммерческих, в рамках единой платформы — тенденция развития мессенджеров за пределы собственно коммуникаций, отмечала в докладе про интернет-тренды 2016 года партнер венчурного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers Мэри Микер. Line и его конкуренты могут замкнуть на себе цикл покупки товара или услуги. В Таиланде покупатель находит товар в Instagram, переходит в диалоговое окно в Line и оформляет сделку, приводила Микер пример такого цикла. Line и сам планировал стать торговой площадкой, чтобы пользователи могли проходить всю цепочку действий внутри сервиса. Для этого в 2013 году была запущена виртуальная витрина Line Mall, на которой по аналогии с китайской Alibaba сторонние продавцы могли напрямую продавать товары пользователям. Однако эксперимент оказался неудачным — «не хватило опыта на рынке электронной коммерции», признала компания в проспекте IPO.

Позитив Микер разделяют не все инвесторы.

Риск «галапагосского синдрома»

Опрошенные Fortune перед предстоящим IPO аналитики осторожны в оценке перспектив Line. «У них довольно слабый прогноз по росту», — отметил в разговоре с изданием управляющий инвестпортфелем фонда Bayview Asset Management Ясуо Сакума, подчеркнув, что не заинтересован в покупке акций компании. Среди четырех стран, на которых Line фокусируется, только в Индонезии существует «пространство для роста», полагает Сакума.

Line явно имеет амбиции по развитию на западных рынках, учитывая, что две трети своих акций собирается размещать в Нью-Йорке, отмечает издание Barron's. Однако, как и многие другие японские компании, мессенджер может столкнуться с так называемым галапагосским синдромом: островным компаниям, развивающимся на замкнутом специфичном рынке, не удается добиваться глобальной популярности. Например, японская Sharp производила телефоны со встроенной камерой еще в 1990-х, но «убийцей» персональных камер стал iPhone, представленный Стивом Джобсом.

Спрос на акции Line в ходе размещения на бирже, скорее всего, будет относительно высоким в связи с высокой популярностью мессенджера в Японии, полагает аналитик инвестиционной компании Rakuten Securities Масаюки Кубота. Однако вопросы относительно перспектив роста мессенджера в США остаются: в Штатах подобные сервисы уже существуют, и в долгосрочной перспективе Line может столкнуться с отсутствием спроса у инвесторов, нестабильная ситуация на финансовых рынках также будет этому способствовать, заключает эксперт.