Лента новостей
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы 00:01, Статья Китай обошел Россию на $10 млрд по инвестициям в Евразийский регион 00:01, Статья Что изменится в личных финансах для россиян с 2026 года 00:00, Статья Обвиняемую в совращении учительницу отпустили под подписку о невыезде 24 дек, 23:59, Новость Постпред США допустил урегулирование на Украине в течение 90 дней 24 дек, 23:48, Статья Бренду «Москвич» — 80 лет. Топ-8 культовых моделей 24 дек, 23:43, Статья Суд арестовал директора пансионата в Подмосковье после отравлений 24 дек, 23:30, Новость Как Москва готовит кадры для экономики будущего 24 дек, 23:23 В Госдуме заявили об отсутствии планов ограничивать VPN в 2026 году 24 дек, 23:08, Новость Болгария экстрадирует в США россиянина, обвиняемого в нарушении санкций 24 дек, 22:48, Статья Тысячи пользователей Steam пожаловались на сбой 24 дек, 22:34, Новость На Рублевском шоссе в Москве загорелась многоэтажка 24 дек, 22:30, Новость Как телеком ищет точки роста в условиях турбулентности 24 дек, 22:27 Дуров заявил, что Макрон превращает ЕС в «цифровой ГУЛАГ» 24 дек, 22:17, Статья Как искусственный интеллект повышает безопасность предприятий 24 дек, 22:14 «Шанхай Дрэгонс» прервал серию поражений в КХЛ победой над «Спартаком» 24 дек, 22:13, Статья Как партнерский маркетинг стал инструментом для привлечения кадров 24 дек, 22:13 Умерла основательница РЕН ТВ Ирена Лесневская 24 дек, 22:11, Статья
Газета
Трудовые резервы
Газета № 47 (1580) (1503) Общество,
0

Трудовые резервы

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

С 2014 года мониторинг эффективности деятельности вузов должен стать ежегодным. Новый порядок проведения мониторинга должен быть утвержден до 1 августа, и, согласно президентскому поручению, критерии оценки теперь должны будут учитывать специфику образовательных программ и востребованность выпускников. Таким образом, оценка качества работы вузов будет поставлена в зависимость от показателей трудоустройства выпускников, что приведет к необходимости решения ряда проблем как самими вузами, так и регулятором.

Сразу после получения дипломов большинство вчерашних студентов отправляются на «вольные хлеба», и отслеживание судьбы молодых специалистов на рынке труда в этой ситуации является нетривиальной задачей. Основной источник информации — это по-прежнему данные, собранные самими вузами путем анкетирования тех выпускников, с которыми не утеряна связь. Когда показатели трудоустройства будут влиять на оценку качества работы университетов, регулятор будет вынужден перестать верить вузам «на слово», и на федеральном уровне решить задачу верификации предоставленной вузами информации с помощью независимого мониторинга, а также сопоставления с данными, владельцами которых являются Росстат, Роструд, ПФР, ФСС, Минобороны.

С 2011 года в Центре бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета совместно с МГТУ им. Баумана по заказу Минобрнауки реализуется трехлетний проект по проведению и аналитическому сопровождению мониторинга трудоустройства выпускников. Исходные данные для мониторинга предоставляют сами образовательные учреждения, несколько раз в год заполняя веб-формы на сайте созданного при МГТУ координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников. Ежемесячную обработку данных проводит ЦБМ ПетрГУ. Результаты мониторинга и методические материалы публикуются на сайте Системы интерактивного мониторинга трудоустройства.

По результатам апробации разработанной комплексной методики мониторинга эксперты ЦБМ ПетрГУ сформулировали предложения по совершенствованию системы сбора информации о трудоустройстве, и если эти предложения будут приняты правительством, то изменений стоит ждать не только вузам. В частности, работодатели будут обязаны сообщать в вузы о приеме на работу молодых специалистов, а выпускникам придется отчитываться о своем трудоустройстве в течение одного-трех лет после окончания университета. Вузы должны будут передавать в федеральный реестр не только информацию о выданных дипломах, но и сведения о местах работы выпускников вместе с их персональными данными. Подобные государственные реестры ведутся в некоторых зарубежных странах, в частности в США и Финляндии. Также предлагается ввести нормативы численности персонала вузовских отделов содействия трудоустройству в зависимости от числа обучающихся.

Показатели трудоустройства выпускников будут браться в расчет не только при оценке эффективности работы вузов, но и при распределении между ними бюджетных мест, причем уже в этом году. Мин­обрнауки уже объявило конкурс на распределение контрольных цифр приема на бюджетные места в 2013 году, и в состав своих конкурсных заявок вузы должны включить сведения о выпускниках, обратившихся в службы занятости.

Зависимость важнейших показателей от востребованности выпускников на рынке труда потребует от ректоров вузов принятия решений, направленных на развитие внутривузовских программ содействия трудоустройству. Центры и отделы трудоустройства получат дополнительное финансирование и организационную поддержку. Будут совершенствоваться способы отслеживания занятости выпускников, будут внедряться внутривузовские информационные системы для сбора и анализа параметров мониторинга, для учета нынешних и будущих выпускников, для работы с заявками работодателей. Улучшится поддержка этих задач в программных продуктах для вузовской автоматизации. Вместе с развитием федеральных информационных систем возникнет спрос на интеграцию с ними.

Прямая заинтересованность в карьерном старте выпускников подтолкнет вузы к более тесному сотрудничеству с предприятиями, службами занятости и даже кадровыми агентствами, и в конечном счете это пойдет на пользу и вузам, и выпускникам, и работодателям.