Крылья родины
Дело в том, что мы пока очень мало летаем, поэтому ресурсы для роста велики. Например, коэффициент авиационной подвижности равен 0,4. То есть на каждого жителя в год приходится по 0,4 поездки на воздушном транспорте. В США, для сравнения, данный коэффициент равен 2. Одно из объяснений низкой мобильности россиян – дороговизна авиабилетов. По информации Минтранса, в 2013 году средний тариф экономкласса на внутренних линиях составил 23,2 тыс. рублей (туда и обратно). Это почти 80% от среднемесячной зарплаты. В США стоимость среднего регионального перелета в обе стороны не превышает 5% от заработка. Еще одна характерная черта этой индустрии в нашей стране – основной объем перевозок приходится на столичный авиаузел: через него осуществляется 80% перелетов. По маршрутам между регионами, исключая Москву и Санкт-Петербург, в 2013-м перевезено около 5 млн человек из общего пассажиропотока в 85 млн человек.
Корпоративный ландшафт
В нашей стране свыше половины всех перевозок приходится всего на пять предприятий. 62,8% пассажиропотока обеспечивают «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь» и ГТК «Россия». С января по октябрь 2013-го их услугами воспользовались 45,5 млн человек. 87,8% рынка занимают 15 компаний. Парк российских предприятий на конец 2013-го насчитывал почти 3,5 тыс. воздушных судов. Из них чуть более 1 тыс. – вертолеты. Средний возраст авиапарка в России составляет 21 год. В США типичному борту, летающему на внутренних рейсах, 13 лет.
Туристическая ориентация
В 2012-м впервые в истории российской авиации пассажиро- поток на международных линиях превысил количество пассажиров на внутренних рейсах. Рост обеспечил спрос на туристические направления. Из тех, кто выбрал целью путешествия регион Южная Европа и Турция, 46% летели именно на родину Кемаля Ататюрка.
Не грузят
По сравнению с другими видами транспорта доля воздушного в грузоперевозках внутри страны катастрофически мала. По данным Росстата, на авиацию приходится всего 0,2% грузоперевозок (из объема которых исключены поставки трубопроводным транспортом). А вот в секторе пассажирских перевозок авиаторы делают успехи. Если в 2000-м их доля составляла 10,9%, то сейчас она превышает 35%.
За облака
Отечественная экономика практически не растет, тогда как авиаперевозки показывают завидную динамику. Завидную в том числе и для мирового рынка. Это объясняется эффектом низкой базы. По оценкам ГК «Регион», у нас лишь 5% населения пользуются авиатранспортом. Но несмотря на то что есть куда расти, темпы, согласно некоторым прогнозам, снизятся. Так, в ГосНИИ гражданской авиации подсчитали: если в России будет реализован энергосырьевой сценарий развития, воздушные перевозки станут расти ежегодно на 4,8% с 2012-го по 2031-й. Если инновационный сценарий – на 6,3–7,7%. Это меньше, чем 15%, которые авиаиндустрия получила в 2013-м, но больше, чем темпы роста экономики страны.