Виноделы оценили влияние погодных аномалий в России на новое вино
Климатические условия 2024 года повлияли на урожай во многих хозяйствах: из-за погодных аномалий сдвинулись сроки сбора винограда от пяти дней до месяца. Однако виноделы говорят, что сам урожай получился интересным, а от вин, которые будут произведены из этого винограда, ждут большей сладости, спиртуозности, танинности и плотности
Уборка раньше срока
В сезоне 2024 года российские виноделы начали сбор урожая винограда раньше обычного. В зависимости от региона у некоторых из них, например на «Винодельне Ведерниковъ» в Ростовской области и предприятии «Дербент Вино» в Дагестане, уборка стартовала на пять—десять дней раньше срока.
Некоторые виноделы говорят, что начали собирать виноград в конце июля, то есть в среднем на две-три недели раньше обычного. Так поступили на «Цимлянских винах», «Усадьбе Саркел», на винодельне Николая Молчанова (все три в Ростовской области), а также на дагестанском предприятии «Агролайн», на винодельне Михаила Колесникова (Ставропольский край), винодельне Андрюса Юциса (Севастополь) и кубанских винодельнях «Шато де Талю», «Раевское», «Кубань-Вино» и «Абрау-Дюрсо».
Основной причиной ранней уборки урожая виноделы называют жаркое лето и отсутствие сильных дождей в основное время созревания винограда.
«Все сорта реагировали по-разному. Белые созрели очень быстро. Чтобы сохранить свежесть и фруктовость, мы приняли решение начинать уборку раньше, чем обычно. Поздние красные сорта, такие как «каберне фран», «каберне совиньон» и «саперави», созрели в конце сентября. Тогда уже начался легкий дождь, который позволил винограду созреть до конца для получения выдержанных вин», — прокомментировал «РБК Вино» раннюю уборку винограда главный энолог «Шато де Талю» Франк Дюсенер.
Как отметил Шамиль Алиев, главный винодел предприятия «Дербент Вино», жаркая погода могла привести к заизюмливанию винограда, поэтому было принято решение начать сбор раньше.
«Лето выдалось очень засушливое, пожалуй за последние пять лет. Если на севере региона и в предгорье дожди случались, то на юге Дагестана их не было весь сезон, это могло привести к заизюмливанию и высокому сахаронакоплению у ягод», — заявил специалист.
Опасность увяливания ягод называют основной причиной раннего сбора и в пресс-службе «Кубань-Вина». Поэтому на предприятии «были увеличены темпы сбора, количество людей и техники на полях».
Были ли потери урожая
Нетипичная погода в этом году не на всех предприятиях повлияла на итоговое количество урожая. Так, на винодельнях «Агролайн» и «Дербент Вино» в Дагестане, на «Цимлянских винах» в Ростовской области, Михаила Колесникова на Ставрополье и у Андрюса Юциса в Севастополе урожай сохранился на том же уровне, что и в прошлом году.
При этом некоторые виноделы потеряли часть винограда, иногда ощутимую. Так, винодел из Волгоградской области Дмитрий Гусев рассказал «РБК Вино», что получил в два раза меньше урожая, чем рассчитывал; а потери Николая Молчанова в Ростовской области составили до 70%. При этом на обеих винодельнях это было связано не только с жарким летом, но и с заморозками, которые накрыли регионы в мае и уничтожили большие площади посадок винограда.
Заместитель губернатора Ростовской области Константин Рачаловский заявил, что в 2024 году виноделы региона собрали винограда в два раза меньше, чем в 2023-м: 5 тыс. против 10 тыс. т. А на крупнейшем в России производстве винограда агрофирме «Южная» потери составили 30%. Так, если в прошлом году удалось собрать 108,9 тыс. т, то в этом — всего 76,6 тыс. т.
«После 2022 и 2023 годов, которые были достаточно урожайные, весной 2024-го в процессе подсчета гроздей мы уже знали, что в этом году получим умеренное количество урожая. А засушливое лето с затяжными ветрами повлияли на вес гроздей», — отметил главный энолог «Шато де Талю» Франк Дюсенер.
Винодел Павел Швец также рассказал, что его урожай был небольшим. «Маленький урожай — это цена спокойствия и уверенности и залог того, что в ближайшее десятилетие наш виноградник будет давать вино высокого качества», — написал он в своем телеграм-канале. При этом Швец отметил, что выстраивает новые финансовые модели, которые компенсируют недополученную прибыль, а также рассказал, что цены на вино придется повысить с нового года.
На некоторых предприятиях рассказали, что объем урожая в 2024 году вырос по сравнению с 2023-м, например в «Абрау-Дюрсо». В то же время в компании отметили, что этого удалось добиться благодаря работе по увеличению площадей виноградников.
Винодел «Усадьбы Саркел» из Ростовской области Игорь Губин подчеркнул, что в этом году собрал самый большой урожай с 2019-го.
«В 2024 году у нас объем урожая вырос. Плюс мы не пострадали от весенних заморозков, как и другие виноделы, которые находятся вокруг Цимлянского водохранилища. Большой объем воды рядом выступил в роли теплового аккумулятора», — рассказал он.
В целом по России урожай винограда ожидается выше уровня прошлого года. Если тогда виноделы собрали 760 тыс. т, то в этом году объем может превысить 800 тыс. т, рассказала заместитель министра сельского хозяйства Марина Афонина.
Влияла ли погода на урожай раньше
Климатические условия влияли на работу виноделов в регионах России и в предыдущие годы. Как рассказал Игорь Губин, в 2022 году из-за жары в Ростовской области виноград на его полях фактически усох на лозе, а в 2023-м из-за постоянных ливней посадки сгнили и собрать удалось всего 10 т, что значительно меньше стандартных показателей.
«2023 год для нашего хозяйства был неудачным. Мы собрали 10 т всего, потому что весна была с тропическими ливнями и жарой 30 градусов. Мы просто не успевали обрабатывать виноград, и он сгнил», — отметил он.
Франк Дюсенер рассказал, что в 2016, 2019 и 2020 годах также были ранние урожаи по разным причинам: дефицит воды, жара и т.д. «Но, несмотря на это, урожай был очень качественным все три года. Например, 2019 год, если сравнить с другим, был довольно холодный, но с большими перепадами температуры. Это дало нам очень ароматные и умеренные по танинам вина. В 2020 году весной и летом было на 40% осадков меньше, чем обычно, поэтому урожай созрел очень быстро», — пояснил он.
Особые климатические условия 2020 года вспомнили и в «Абрау-Дюрсо». Долгий период без дождей и с высокими температурами тогда привел к уменьшению массы гроздей.
При этом в пресс-службе «Цимлянских вин» отметили, что в новейшей истории предприятия с такими погодными аномалиями еще не сталкивались. «Это, с одной стороны, явилось испытанием для наших виноградарей, но с другой — открыло потенциал для будущего конечного продукта», — рассказали в пресс-службе. О том, что подобных погодных условий не было раньше, рассказали и в «Агролайн».
Однако, по словам руководителя «Винодельни Ведерников» Максима Тройчука, засушливые годы не считаются чем-то необычным для Ростовской области. То же применительно к Дагестану заявил и Шамиль Алиев, главный винодел предприятия «Дербент Вино», который назвал жаркую погоду для региона нормой.
Каким будет вино нового урожая
Виноделы отмечают влияние погоды на то, каким будут вина урожая-2024. Практически все сходятся в том, что вино будет более алкогольным, более танинным и глубоким. Почти все отмечают также высокое качество винограда.
«Молодые вина из «шардоне», «совиньон блан», «алиготе» и «пино блан» отлично себя показывают. Думаю, этот год может быть особо удачным, будет много винтажных вин», — отметил Шамиль Алиев.
В свою очередь, Максим Тройчук говорит, что красные вина будут отличаться объемом вкуса и «высочайшей фенольной зрелостью». А в «Цимлянских винах» считают, что «в коллекции вин появятся более мощные по всем органолептическим показателям экземпляры».
«Уже сейчас мы понимаем, что вино будет с плотным танином, высокоароматным. «Сира» созрел в нужное время в своем привычном темпе и, как обычно, дал очень фруктовые вина с гладким танином. «Мерло» тоже созрел очень быстро, вино будет мощным, очень концентрированным и ароматным. Я доволен этим результатом. Вина винтажа-2024 будут такие же, как и в 2019-м: очень ароматные, с плотным танином, который будет созревать достаточно быстро», — считает Франк Дюсенер.
Еще одну особенность винограда урожая-2024 отметил Николай Молчанов. Он рассказал, что в Ростовской области в сентябре наравне с дневной жарой ночи были довольно прохладными; это позволило винограду не только накопить высокий сахар, но и приобрести хорошую кислотность, что также отразится на винах.
«Вина этого года совершенно точно будут выделяться. Лучше они будут или хуже, пока сложно сказать. Но совершенно точно они будут по сравнению с прошлым годом более концентрированными, более танинными, более алкогольными», — говорит специалист.
При этом энолог «Кубань-Вина» Артем Васильев рассказал, что качество урожая было одним из лучших за последние годы.
«Белые сорта, например «алиготе», «шардоне», «пино блан», уже раскрываются яркими ароматами и типичными сортовыми особенностями, а вина из красных сортов предполагаем, что будут плотными и структурными, с потенциалом к выдержке», — добавил он.
В свою очередь, севастопольский винодел Андрюс Юцис отметил, что при создании вин по большому счету не слишком важно, какой была погода.
«Я бы не сказал, что жара влияет на то, каким будет стиль вина. В любом случае винодел — как скульптор, он лепит вино. Может сделать одной формы деталь, может другой — вот так стили формируются. То есть тут в любом случае погоду каждый год любой винодел должен обманывать. Я не привязываюсь к жаркой, холодной или дождливой погоде», — пояснил он.
Ждать ли дефицита вина
Несмотря на то что урожай в некоторых хозяйствах сократился и вина в 2024-м получится меньше, чем в прошлые годы, никто из виноделов не видит причин для возникновения дефицита этой продукции в России.
«Объем вина, конечно, будет меньше в этом году, но дефицита, мне кажется, в целом не будет. Это связано с тем, что винодельческих регионов у нас много и условия везде были разными», — считает Дмитрий Гусев из Волгоградской области.
Этой же точки зрения придерживается и Николай Молчанов из Ростовской области.
«Несмотря на негативные погодные условия и недобор урожая в некоторых хозяйствах, я думаю, что дефицит вина нам не грозит. Потому что, во-первых, есть запасы прошлых лет, во-вторых, население все же пока по большей части пьет не вино, а скорее крепкие напитки и пиво, то есть нет такого спроса. В-третьих, дефицита не будет, потому что есть крупные хозяйства, у которых потери были не такими значительными», — пояснил он.