Лента новостей
«Крылья Советов» победили «Факел» благодаря голу в концовке 20:24, Статья Жителя Подмосковья в розыске задержали в Адлере с тушей дельфина 20:18, Новость Пушилин уволил замруководителя своей администрации 20:18, Новость Минобороны Литвы допустило высылку украинцев призывного возраста 20:16, Новость WADA наняло независимого юриста для оценки дела 23 китайских пловцов 19:57, Статья Биткоин удержался выше $64 тыс. на фоне падения ВВП США 19:55, Статья Почему Иран начал вывод своих военных из Сирии 19:47, Статья «Интерфакс» узнал о планах продлить продажу валютной выручки сразу на год 19:39, Статья Пензенский губернатор заявил о погибших и раненых после удара по Токмаку 19:36, Статья Кремль оценил поставку Киеву дальнобойных ракет 19:33, Статья У убивших пять человек военных нашли гильзы, пули и кольцо от гранаты 19:29, Новость Посол исключил участие России в конференции по Украине в любом формате 19:23, Новость Российский теннисист победил на старте «Мастерс» в Мадриде 19:09, Статья Создатель самого успешного болида в истории «Формулы-1» покинет Red Bull 18:54, Статья Путин обсудит запрет на работу в госорганах из-за судимостей в семье 18:52, Новость Трейдеры стали реже откупать биткоин на просадках. Почему так происходит 18:51, Статья Следствие попросило заочно арестовать блогера Kamikadze Di 18:35, Новость Путин анонсировал поездку в Китай в мае 18:31, Новость
Газета
Мессенджер для всего
Газета № 057 (2554) (0304) Свое дело,
0

Мессенджер для всего

Почему китайское приложение WeChat опередило мировых конкурентов
Китайский мессенджер WeChat догоняет мировых лидеров по аудитории и уже обошел их по функционалу. Многим китайцам другие приложения уже и не нужны — инноваторы Кремниевой долины пока о таком могут только мечтать

В начале 2017 года WeChat, китайский мессенджер с аудиторией свыше 800 млн человек и оценочной стоимостью более $80 млрд, раскрыл новые амбициозные планы: он хочет превратиться в платформу для мобильных приложений, то есть сосредоточить на себе всю экосистему смартфонов. И это часть мирового тренда: аналитики Gartner пишут, что на смену мобильным приложениям приходят платформы, потому что пользователи не хотят скачивать очередное приложение, им хочется получать новые возможности на уже установленных, например на мессенджерах.

По этому пути идут Apple, Google и Facebook, но пока они во многом отстают от китайского гиганта. «Это начало конца для смартфонов, какими мы их знали», — пишет Techcrunch.

Приложение для всего

«Вся моя огромная семья живет в Китае — родители, дяди, тети. И все они постоянно пользуются WeChat для общения, перевода денег и многого другого», — говорит дизайнер продукта из Нью-Йорка Шэрри Вонг. Родители Вонг — типичные китайские потребители. В этой стране 90% пользователей выходят в сеть с мобильного устройства и в среднем треть своего времени проводят в WeChat, пишет Bloomberg.

«WeChat — это не просто приложение, как многие думают. Это надстройка над операционной системой. Большая часть китайцев запускает WeChat и делает в нем все, что возможно в интернете», — говорит живущий в Шанхае предприниматель и digital-эксперт Дмитрий Арцюх. Это приложение интегрирует функционалы PayPal, Yelp, Amazon, Uber, TripAdvisor, Slack, Spotify, Tinder и многого другого. Через WeChat платят за аренду, ищут парковки, управляют инвестициями, записываются к врачу, жертвуют на благотворительность, назначают свидания с незнакомцами и многое другое.

Более того, у WeChat есть функции, которые приводят в восторг даже искушенных американцев. «Если потрясти смартфон, приложение покажет аккаунты находящихся рядом пользователей WeChat», — рассказывает Cэм Форс, директор по продажам американо-ливанской компании Band Industries, у которой в Китае размещено производство. «Китайцы стесняются подходить к незнакомым людям, поэтому это им очень помогает», — считает он.

Приезжающих из Европы и США удивляет повсеместное использование в WeChat QR-кодов и штрихкодов, которые приложение распознает с помощью камеры телефона. С их помощью можно вступить в онлайн-сообщества, купить кофе, пройти на конференцию. Изначально QR-коды, по словам Арцюха, пришедшие из Японии, должны были решить задачу расширения аудитории WeChat. Дело в том, что в китайских именах часто используются редкие иероглифы, которые знают не все, и уловить их на слух сложно. Соответственно, возникала проблема — как добавлять друг друга в друзья. Но если с помощью соответствующего приложения из имени сгенерировать QR-код и послать его новому другу, то проблема с редкими иероглифами отпадает.

Часто WeChat используется как платежное средство. По оценке The Economist, более половины пользователей WeChat доверились мессенджеру и привязали свои банковские карты к этой платформе, что тоже немалое достижение.

В итоге мессенджер заменяет наличные и банковские карты с сопутствующими ПИН-кодами и терминалами оплаты — чтобы ввести данные для оплаты, достаточно сканировать штрихкод. По словам экс-директора по развитию Alibaba.com Дениса Маккавеева, эту функцию используют повсеместно: «Пока сталкивался с проблемами с приемом только на некоторых заправках и в госучреждениях. Последний год очень редко беру с собой наличные деньги».

Миллион на почте: как мессенджеры зарабатывают на интернет-пользователях «Ситиграм»: мессенджер для горожан

Основатель: гендиректор Игорь Баринов (на фото).
Инвестиции: 40 тыс. руб. от спонсоров хакатона, организованного департаментом информационных технологий города Москвы.
Релиз: май 2014 года.
Количество пользователей: 150.
Схема монетизации: продажа лицензий на рабочее место специалиста городской службы с помесячной оплатой и услугами по внедрению и доработкам системы.

С идеей мессенджера для горожан создатель «Ситиграма» Игорь Баринов пришел на хакатон (мероприятие по созданию работающего прототипа приложения в режиме реального времени с участием разработчиков, дизайнеров и предпринимателей), организованный правительством Москвы в апреле 2014 года. За два дня родилась концепция мессенджера: приложение должно было улучшить работу городских служб посредством помощи от обычных жителей. Пользователь получал возможность отправлять текстовые сообщения или фото с привязкой к геолокации; кроме того, сервис предлагал справочник реальных контактов служб и рассылку городских новостей по разным категориям.

«У очень многих городских служб есть колл-центры, дозвониться до которых очень тяжело, — рассказывает Игорь Баринов, управляющий партнер студии мобильной разработки HINT Solutions. — Например, автомобилистам, попавшим в ДТП, было бы удобнее вначале сообщить о месте и обстоятельствах аварии в текстовом виде, а уже затем проводить телефонный разговор».

Команда Баринова получила отмашку на старт работы от департамента информационных технологий Москвы. Мессенджер создали на основе Telegram, запущенном основателем «ВКонтакте» Павлом Дуровым. Для тестирования приложения к «Ситиграму» подключили специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции при департаменте образования: дети и подростки через мессенджер получали консультацию психолога.

На хакатоне проект занял третье место и получил призовые 40 тыс. руб. Но после завершения хакатона власти Москвы не спешили помочь Баринову интегрировать «Ситиграм» в новые службы. «Скорее всего, в правительстве Москвы решили, что функции мессенджера можно будет добавить к «Активному гражданину» [приложение для обсуждения городских проблем, разрабатывается ОАО «Электронная Москва», принадлежащим департаменту имущества. — РБК] и для этого нет смысла задействовать новую команду», — считает Баринов.

«Если говорить о подключении к сервису новых городских служб — мы готовы оказать разработчикам «Ситиграма» в этом необходимую помощь, однако инициатива в этом направлении должна исходить от авторов приложения, — заявил РБК Кирилл Леонов, специалист пресс-службы департамента информационных технологий Москвы. — Пока они к нам с такими запросами не обращались».

«Сейчас в «Ситиграме» ежедневно регистрируются пять-шесть новых пользователей, — резюмирует Баринов. — Видимо, без помощи московских властей мы не сможем договариваться с государственными организациями, так что вынуждены будем завершить работу над проектом». 4talk: мессенджер на облаках

Основатели: Сергей Кравцов (на фото), Ильгам Зюлькорнеев и Георгий Хазан.
Инвестиции: более 1 млн долл.  от основателей компании и фонда IMI.VC.
Релиз: cентябрь 2013 года.
Количество пользователей: более 100 тыс.
Схема монетизации: оплата дополнительного функционала.

Разработчики мессенджера 4talk Сергей Кравцов, Ильгам Зюлькорнеев и Георгий Хазан решили сделать акцент на кроссплатформенности и облачности. По задумке основателей, приложение должно стать для пользователей единым коммуникационным пространством. «Пользователь должен иметь доступ к своей переписке и файлам абсолютно из любого места — с мобильного телефона, планшета, ноутбука дома и рабочего ПК», — объясняет Сергей Кравцов, сооснователь компании 4talk Global.

В 2010 году Кравцов и его партнеры Зюлькорнеев и Хазан работали в компании «Русские Интернет Решения» над веб-мессенджером QIP для компании «Медиа Мир» (входит в группу РБК). Команда Кравцова из-за разногласий с заказчиком перестала работать над QIP, передав неисключительные права на мессенджер «Медиа Миру», и в августе 2013 года занялась новым проектом.

Первая версия 4talk (на Android) появилась в сентябре 2013 года. Сейчас у мессенджера есть версии для iMac, Windows, iPhone и iPad и Android; осенью 4talk станет доступным для владельцев устройств на WindowsPhone, а также в вебе.

Авторизация в 4talk происходит с помощью SMS-кода: залогинившись с помощью номера мобильного телефона, пользователь получает доступ к своей переписке из облака с любого устройства. В отличие от большинства мессенджеров с помощью 4talk можно отправлять собеседнику файлы любого типа до 30 Мб. За отправку файла «потяжелее» придется доплачивать. Кроме того, разработчики планируют брать с пользователей плату за объем доступного облачного пространства свыше 15 Гб и монетизировать другие возможности сервиса — например, сервис заказа такси с подгрузкой оптимального маршрута.

По информации разработчиков, сейчас ведутся переговоры о партнерстве с несколькими европейскими сотовыми операторами. «Мессенджеры подталкивают владельцев мобильных устройств покупать большие пакеты для передачи данных», — поясняет Кравцов. Он не раскрывает деталей совместного проекта, ссылаясь на NDA с крупным игроком.

4talk Global значится в списке портфельных проектов на сайте венчурного фонда Игоря Мацанюка IMI.VC. Источник, близкий к компании, оценивает объем вложений в компанию со стороны основателей проекта и фонда IMI.VC более чем в 1 млн долл. Too.me: мессенджер с мультяшками

Основатели: гендиректор Сергей Кузьмин (на фото), команда Bazelevs Group.
Инвестиции: до 500 тыс. долл.  от основателей и фонда Maxfield Capital.
Релиз: запланирован на сентябрь 2014 года.
Количество пользователей: 0.
Схема монетизации: оплата дополнительного функционала.

Создатель Too.me Сергей Кузьмин ранее работал в кинокомпании Bazelevs Тимура Бекмамбетова над проектом «Киноязык» — программой для превизуализации сценариев с помощью перевода текста в анимацию. Технология заинтересовала фонд Maxfield Capital. «Ребята делали продукт для киношников, а мы увидели в этой технологии большой потенциал, — рассказал РБК глава фонда Александр Туркот. — Приняли решение вложиться, помогли скорректировать стратегию. Сейчас Too.me — это продукт с четкой ориентацией на молодую аудиторию, подростков».

В конце сентября Too.me появится в магазинах мобильных приложений. Мессенджер позволит делиться с незнакомцами «мультяшными» сообщениями, автоматически сгенерированными на основе текста пользователя. Too.me проводит семантический анализ фразы, отправленной пользователем, сопоставляет смысл фразы с изображениями, загруженными в библиотеку, и подбирает наиболее подходящую картинку. По подсчетам основателей Too.me, достаточно 50—60 графических эквивалентов фраз, чтобы покрыть 80% действий, востребованных пользователями мессенджеров.

Тестировали технологию разработчики Too.me, запустив приложение «ВКонтакте». Пользователи могли выбрать одного из 12 персонажей, напоминающих героев South Park, и анимировать сообщение. За время тестирования приложение привлекло более 50 тыс. пользователей.

Основатели подчеркивают, что Too.me не будет мессенджером в классическом понимании. «Рынок уже поделен крупными игроками, для любого нового такого приложения цена «перекупки» пользователя из другого мессенджера окажется слишком высокой», — говорит Кузьмин. «Это новый продукт, который сфокусирован на потребности своей аудитории», — подтверждает Александр Туркот.

Монетизация приложения предусмотрена по модели freemium: владельцы смартфонов будут платить за доступ к дополнительному анимационному контенту — например, смогут создать собственного персонажа. Когда в приложении появятся платные сервисы, станет ясно лишь осенью. MySender: «непрерывный» мессенджер

Основатели: гендиректор Дмитрий Колчин (на фото справа), технический директор Андрей Шетухин (на фото слева).
Инвестиции:  142 тыс. долл.  из собственных средств основателей.
Релиз: октябрь 2013 года.
Количество пользователей: 23 тыс., включая более 500 платных.
Схема монетизации: платные тарифы на безлимитное общение.

Создатели MySender Дмитрий Колчин и Андрей Шетухин решили использовать популярную идею — агрегировать в одном приложении текстовые сообщения из разных мессенджеров и SMS. «В среднем владелец смартфона в России ежемесячно платит своему мобильному оператору более 600 руб., при этом не менее 30% этой суммы приходится на SMS», — рассказывает Колчин. Разработчики кросс-мессенджера покупают SMS-трафик у операторов оптом, а затем продают его пользователям. За безлимитную переписку и SMS владелец приложения платит 59 руб. в месяц, годовая подписка обойдется в 568 руб.

Созданием мессенджера-агрегатора с возможностью отправки SMS команда Колчина занималась еще в 2011 году, развивая приложение для операционной системы Symbian на грант от Nokia. После покупки Nokia компанией Microsoft в сентябре 2013 года проект был приостановлен, а команда, к которой присоединился Шетухин, занялась разработкой MySender.

С осени 2013 года приложение доступно в Google Play. Мессенджер агрегирует сообщения из ICQ, «Мail-Агента», Skype, Facebook, GoogleTalk и Twitter. В случае если один из собеседников теряет доступ в Интернет, общение можно продолжить через SMS. За счет этого и предполагается коммерциализовать продукт, но пока у сервиса только около 500 платных пользователей. Остальные предпочитают использовать MySender как обычный агрегатор, хотя в этой категории у российского приложения есть альтернативы, например IM+, получивший в 2012 году 10 млн долл. от фонда «Финам»: сводит сообщения Facebook, «ВКонтакте», Skype, ICQ и другие.

Идея агрегировать мессенджеры в одном сервисе интересна, считает управляющий партнер фонда Frontier Ventures Дмитрий Алимов: «Одним из рисков проекта я вижу то, что MySender сильно зависит от возможности доступа к прямым API [интерфейс программирования приложений, позволяет сторонним разработчикам создавать сторонние программные продукты. — РБК] популярных мессенджеров — его могут ограничить, если приложение будет перетягивать аудиторию к себе. Другая опасность в том, что количество платящих пользователей у стартапа окажется небольшим».

Шетухин и Колчин уже вложили в разработку приложения 142 тыс. долл. собственных средств. В ближайшее время они надеются найти инвестора, который вложит 400—500 тыс. долл. в продвижение продукта и разработку версий для iOS и Windows Phone. В этом случае, считает Колчин, можно ожидать роста числа пользователей до 300 тыс., а выручки — до 350 тыс. долл. в год. Еще 1 фото
Фотогалерея

Деньги на чатах

Кроме многообразия функций, в том числе необычных для западного пользователя, WeChat отличается от WhatsApp, Facebook Messеnger, Telegram и других конкурентов тем, что умеет зарабатывать деньги.

Facebook только начинает экспериментировать с рекламой в мессенджере, а WeChat уже приносит рекламные доходы. Согласно отчету Tencent, китайского холдинга, частью которого является WeChat, в четвертом квартале 2016 года он заработал на performance-рекламе 5,168 млн юаней (около $753 млн) в основном за счет ее размещения в новостной ленте и официальных аккаунтах знаменитостей WeChat, а также других новостных мобильных приложениях холдинга.

В 2015 году банк HSBC оценил WeChat в $83,6 млрд (при том что годом ранее Facebook купил популярный во многих странах мира WhatsApp за $19 млрд). Сколько зарабатывает именно WeChat, в отчете Tencent не сообщается, а на запрос РБК холдинг не ответил. По оценке китайской консалтинговой компании BDA, которую приводит The Economist, в 2015 году WeChat принес $1,8 млрд выручки. По данным издания, более половины выручки WeChat приносят игры, значительную долю составляет комиссия с транзакций и реклама.

WeChat превратился в площадку для электронной торговли, к чему пока лишь стремится Facebook. WhatsApp и Facebook Messenger пока не монетизируются, хотя Марк Цукерберг в ноябре 2016-го обещал сделать это в будущем. «WeChat можно было бы назвать китайским Facebook, но есть кардинальное отличие: все мои знакомые постоянно покупают вещи через WeChat», — говорит Шэрри Вонг. Даже аккаунты знаменитостей, которые привычны пользователям Twitter или Facebook, на WeChat превратились в магазины — прямо через мессенджер продаются сувениры от кумиров, и с каждой транзакции приложение берет роялти.

При этом по аудитории WeChat пока уступает ключевым западным конкурентам, которые преуспели на глобальном уровне. WhatsApp пересек отметку в 1 млрд пользователей в феврале 2016 года, Facebook Messenger — в июле 2016 года, а WeChat пока не добрался до круглой цифры: к концу 2016 года им пользовались 889 млн человек в месяц.

Что такое Tencent

Tencent была создана в 1998 году Ма Хуатэном (второе имя — Пони Ма) и Чжан Чжидуном. Родившийся в 1971 году Хуатэн изучал в университете программирование, до создания Tencent поработал в China Motion Telecom Development (занимался разработками в сфере интернет-пейджинга) и Runxun Communications. Изначально он с друзьями собрал инвестиции на клон ICQ, который предприниматель увидел во время деловой поездки в США. Пока стартаперы искали инвестиции, Хуатэн совмещал управление бизнесом с подработками в качестве дизайнера и дворника.

Фото: Liang Xu / Zuma / ТАСС
Фото: Liang Xu / Zuma / ТАСС

Сейчас Tencent — один из трех крупнейших интернет-холдингов Китая, конкурирующий по масштабу с корпорациями Alibaba и Baidu. С 2014 года Tencent торгуется на Гонконгской бирже. В сентябре 2016 года Bloomberg назвал Tencent самой дорогой компанией Китая: 5 cентября ее капитализация достигла 1,99 трлн гонконгских долларов ($256,6 млрд). За третий квартал 2016 года Tencent получила более $6 млрд выручки и свыше $2 млрд операционной прибыли.

Этот холдинг известен в мире прежде всего как владелец WeChat и QQ, ему также принадлежит 15% китайского онлайн-ретейлера JD.com, американская игровая компания Riot Games, 80% финской Supercell, создавшей знаменитую игру Clash of Clans, доля в российской Mail.Ru Group и даже миноритарный пакет Tesla. Среди активов Tencent множество сервисов — и социальные сети, и новостные приложения, и сервисы для онлайн-торговли, и игры.

Инновация внутри корпорации

Изначально Tencent выпустила аналог израильского ICQ, на тот момент первого чат-приложения для компьютеров. Даже название было похожим — QQ. Но QQ скорее напоминает соцсеть, например «Одноклассники», говорит Арцюх. Топ-менеджеры Tencent заметили бум в сфере мобильного интернета и дали задание двум командам перенести функции QQ в новую мобильную среду. Один из проектов в 2011 году и стал основой WeChat.

Успех WeChat в Китае обеспечили несколько факторов. В первую очередь особенности регулирования рынка, а именно протекционизм со стороны китайского правительства: в Китае нет Google Play, поэтому западным мессенджерам аккумулировать аудиторию непросто.

«Барьеров на входе в Китай много, но наиболее весомыми являются государственная политика и китайская ментальность — именно эти особенности играют на руку WeChat, — считает Сергей Кушнаренко, директор по развитию бизнеса агентства Borscht. — На рынке емкостью более 1 млрд человек и в стране, которая переживала бум новых доступных Android-смартфонов в комбинации со стабильным экономическим ростом и зверской конкуренцией, государство создало условия, при которых национальные компании могли спокойно копировать западные интернет-модели и реализовывать их в своей стране. В результате WeChat обгоняет все известные мессенджеры на годы, что в мобильной индустрии — огромная цифра». Самым важным фактором Дмитрий Арцюх называет «естественный барьер», то есть китайский язык, на который слишком поздно перешел WhatsApp.

Наконец, в истории WeChat были и прорывные бизнес-решения. Например, убедить людей привязать свои банковские карты к чату, как считает Конни Чан, партнер венчурного фонда Andreessen Horowitz, помогла успешная маркетинговая акция.

На Новый год по китайскому лунному календарю, а также другие праздники китайцы традиционно пересылают друг другу деньги в красных конвертах. В 2014 году WeChat запустил кампанию по пересылке денег в виртуальных красных конвертах, что само по себе не было новостью — подобную акцию проводила и Alibaba. Но WeChat превратил обмен виртуальными конвертами в игру: нужно было послать конверт группе людей, и весь банк забирал лишь кто-то один из группы. Красные конверты стали органичной частью WeChat, и Tencent даже пишет о них в финансовых отчетах. В 2016 году пользователи перечислили 14 млрд конвертов на Новый год — на 76% больше, чем год назад.

Создан для китайцев

Но, как часто говорят, недостатки — прямое продолжение достоинств. Главная проблема для дальнейшего роста WeChat — это его локальность. Теоретически мессенджер с богатым функционалом мог бы пользоваться популярностью во всем мире. Практически Tencent действительно пробовала выйти с ним на разные рынки, но не получилось.

В 2012 году один из топ-менеджеров компании заявил о ее намерениях выйти на международный уровень. Компания заключила рекламный контракт со звездой футбола Лионелем Месси, пробовала снимать рекламу в стиле Болливуда, чтобы прорваться в Индию, наконец, выпустила версию приложения для зарубежных пользователей с меньшим количеством функций. Но к успеху это не привело. По данным App Annie, WeChat не входит даже в топ-100 в большинстве стран мира, за исключением, разумеется, Китая.

«WeChat создан для тех, кто проживает в Китае. Он полностью адаптирован под онлайн- и офлайн-бизнес в Китае и под китайского пользователя. Нам попросту неудобно пользоваться WeChat не в Китае. У него специфичный дизайн, не учитывающий множество потребностей западного пользователя. Например, до сих пор слова в русской версии не переносятся», — говорит Кушнаренко.

Так что сейчас корпорация сосредоточилась не на захвате новых рынков, а на расширении функционала. В январе 2017 года WeChat представил технологию, которая должна замкнуть на мессенджере все интересы пользователей. Теперь на платформе WeChat можно создавать так называемые mini programs (слово apps Tencent не разрешила использовать Apple). Mini programs — это упрощенные и облегченные версии приложений. Таким образом, сейчас WeChat превращается в магазин приложений подобно App Store и Google Play.

Но и конкуренты не дремлют. Пока WeChat вторгается на территорию Apple и Google, часть его функционала перенимает Facebook. По мнению аналитиков Gartner, Facebook превращается в западный WeChat — ведь в плане монетизации аудитории у китайцев есть чему поучиться.